Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.11.2017

Статья просмотрена: 5809 раз

Библиографическое описание:

Сергиенко, А. А. Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной сфере / А. А. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46694/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основной причиной для привлечения к уголовной ответственности в рамках таможенной деятельности — является контрабанда. Уголовная ответственность за контрабанду предусматривает статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами — членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).

Правила перевозки товаров через границу определяют принципы таможенного дела. Товар, как единица потребления самостоятельно, как правило, не является предметом нарушения. То есть обладание товаром не является преступлением, если товар не относится к категориям запрещенных, например, наркотические средства, оружие и т. д. Однако, в контексте передвижения товара через границу можно говорить о наличии состава преступления, когда данное действие не подчиняется определенным регламентам.

Перемещение через границу товаров это двустороннее соглашение стран, порой с абсолютно различными принципами таможенных правил. Если в одних странах ввоз-вывоз определенных товаров карается уголовным преследованием, вплоть до высшей меры, то в иных случаях данные товары будут лишь облагаться пошлиной.

Как правило в большинстве случаев прецеденты с незаконным ввозом на территорию Российской Федерации попадают в две основные категории: запрещенные товары, например, оружие и наркотические средства. Или товары, которые находятся в свободном обороте, например, алкоголь или табачные изделия. Для второй категории нарушением обычно является превышение установленных квот. Существуют как контрабандные, так и контрафактные табачные изделия. Проблема незаконной торговли табачными изделиями имеет глобальный характер и требует комплексного подхода в ее решении. Сигареты — это подакцизный товар, и существенную часть их стоимости составляет акцизный налог, взимаемый в пользу казны.

Развитие нелегальной торговли принесло серьезные негативные последствия. Помимо очевидных потерь для государственного бюджета, развитие теневого рынка влечет рост организованной преступности, в том числе и международной, возрождение и криминализацию нелегальных каналов производства и сбыта, сокращение легальных рабочих мест. В начале 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 530, вернувший уголовную ответственность за контрабанду и существенно ужесточивший ответственность за производство и оборот контрафактной табачной продукции.

Профилактика контрабанды, как правило ограничивается насыщением внутреннего рынка товарами как по ассортименту, так и по цене. Закрытость рынка и отсутствие валютного контроля создают почву для развития контрабанды. Основными методами воздействия на контрабандистов является: конфискация контрабандного товара, утрата права пересечения границы и лишение свободы. Единая некогда норма, регламентирующая наступление уголовной ответственности за контрабанду (СССР — ст. 78 УК РСФСР, аналогичные нормы в других союзных республиках, ст. 188 УК РФ), ныне трансформирована в: ст. 200.1 УК РФ — «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (введена 28.06.2013); ст. 226.1 УК РФ — «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (введена 07.12.2011). Перечень товаров, которые попадают под категорию статьи, определяются правительством РФ. Что значит, что на практике абсолютные любые перемещаемые товары могут быть отнесены к «особо важным».

«Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (ст. 229.1 УК РФ — введена 07.12.2011). Экономическая контрабанда как таковая, имеющая формальный состав преступления, не требующая оценки для квалификации, полностью исчезла из УК РФ.

В других случаях, по словам законодателя, контрабанда для полноценного преступления не привлекается, это так называемое административное правонарушение [1]. Однако санкции для некоторых из них представляют собой самое страшное наказание для контрабандиста — конфискация товаров, непосредственно называемая субъектом преступления (например, ст. 16.2, 16.3, 16.5, 16.7 КоАП РФ и др.).

Обоснование конфискации предмета контрабанды — является камнем преткновения в конфликте двух институтов: уголовном наказании и уголовно-процессуальном принуждении. Предметом споров являлось возможность конфисковать вещественные доказательства, которые являлись орудием преступления. Один и тот же товар, инструмент может являться как предметом преступного посягательства, так и предметом контрабанды. Больше всего вопросов возникает, когда дело касается ввозимых-вывозимых денежных средств. Например, «черный» рынок обмена наличной валюты никак не угрожает банковской системе страны. Вне кредитной организации это просто незаконная валютная операция, такая же, как обмен между физическими лицами на улице. Не случайно контрабанда наличной валюты — преступление небольшой тяжести. Суд как правило не считает необходимым искать разницу между конфискацией предмета контрабанды и инструментом, используемым для совершения этого преступления. Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Указанный способ (кратное исчисление) определения суммы штрафа применяется при осуждении лица по ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», ст. 290 УК РФ «Получение взятки», ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Лицо должно быть признано судом виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 204, 290–291.1 УК РФ. При этом квалификация по конкретной части статей не имеет значения, поскольку во всех случаях, предусмотренных этими статьями, применяется кратный способ исчисления штрафа.

В части 5 ст. 46 УК РФ не оговорено, что данной нормой охватываются и ситуации, когда на основании ст. 200.1 УК РФ штраф назначен в размере, исчисленном исходя из величины, кратной сумме «контрабандных» денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Кроме того, ст. 200.1 введена в УК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ5, и корреспондирующих ей изменений в ч. 5 ст. 46 УК РФ ни этим, ни другими федеральными законами произведено не было. Это явный пробел. Поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в ч. 5 ст. 46 УК РФ о замене наказания в отношении осужденных по ст. 200.1 УК РФ к штрафу, исчисленному кратным способом, лишением свободы при злостном уклонении от его уплаты.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники также является правонарушением, имеющим основания привлекать к уголовной ответственности.

За неимением в составе преступления контрабанды или государственной измены (ст.275 УК РФ) данное противодействие следует квалифицировать по ст.189 УК РФ.

Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового. [2]

Другим основанием для привлечения к уголовной ответственности рассматривается невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей. (ст.190 УК РФ). Основанием преступления являются перемещение или невозвращение художественных исторических ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (ст.94 УК РФ) наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ, имея под собой неуплату таможенных пошлин, например, изменение таможенной стоимости товара или предоставление необъективной информации о товаре.

Уклонение от уплаты таможенных платежей считается крупной, в случае если сумма неоплаченных платежей перевозимых через границу товаров превышает два миллиона рублей, и, соответственно особо крупной, если сумма превышает шесть миллионов рублей.

В целом, преступления, совершаемые в таможенной сфере, приводят к увеличению экономических преступлений, что негативно отражается на безопасности Российской Федерации. Изменения в законодательстве, которые имеют под собой вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, должны повлечь за собой положительные новшества в правовом регулировании таможенной сферы, что будет способствовать уменьшению правонарушений в сфере таможенного законодательства.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) гл. 16.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017), ст. 189
  3. Распоряжение от 12.08.2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, Российская Федерация, уголовная ответственность, средство, Евразийский экономический союз, контрабанда, лишение свободы, товар, злостное уклонение, наличная валюта.


Задать вопрос