Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов Дальнего Востока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 1284 раза

Библиографическое описание:

Бубенин, Н. Д. Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов Дальнего Востока / Н. Д. Бубенин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46301/ (дата обращения: 18.11.2024).



Проблема расследования контрабанды биологических ресурсов является достаточно актуальной темой, поскольку криминогенная обстановка на Дальнем Востоке и обилие биологических ресурсов способствуют совершению преступлений в сфере экономической деятельности, направленных на хищение и вывоз с территории страны ценных образцов биологических ресурсов. За основу статьи будут взяты подробные исследования указанного вопроса иными исследователями. Так, С. Н. Ляпустин, П. В. Фоменко в своей работе указывают, что наиболее типичными видами контрабанды биологических ресурсов являются преступления в отношении древесины и дикоросов, диких животных и их частей, водной продукции. При контрабанде диких животных и их частей вывозу с территории страны и хищению подвергаются такие ценные составляющие, как желчь медведя, мускус кабарги, панты пятнистого оленя, скелеты и мелкие кости тигров. Как показывает практика, браконьерская добыча диких животных и незаконная заготовка дикорастущих ценных растений в целях незаконного вывоза является распространенным явлением. Несмотря на ужесточение уголовного и административного законодательства за незаконную добычу ценных пород растений и животных, жажда наживы толкает людей на нелегальный промысел. За период с 2009 по 2014гг. произошел некоторый спад незаконного промысла диких животных и дикорастущих ценных растений, внесенных в Красную Книгу и включенных в Приложения Конвенции СИТЕС, имеет место во всех субъектах Дальневосточного федерального округа [4].

В первую очередь произошло снижение количества выявленных фактов браконьерства в отношении амурского тигра и дальневосточного леопарда. Этому способствовала деятельность как правоохранительных органов — МВД России, ФСБ России, ФТС России, так и деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Борьба с браконьерством на внутреннем направлении осуществляется в тесном взаимодействии различных министерств и ведомств — полиции, ФСБ РФ, Министерства сельского хозяйства, Министерства природы России, в составе которого выделяются такие подразделения, как Росохотнадзор и Служба по охране животного мира.

Борьба с браконьерством на трансграничном направлении осуществляется Федеральной таможенной службой (отделами по борьбе с особо опасными видами контрабанды), полицией и ФСБ РФ, к подведомственности которой относятся посты пограничной службы.

27 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Статьей 12 данного закона определено, что таможенные органы обладают функциями выявления, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных, связанных с ними преступлений и правонарушений; проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях; осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях 1 Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010) // СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615. 7 таможенных правил); осуществляют противодействие незаконному обороту объектов фауны и флоры, относящихся к стратегически важным ресурсам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу РФ; а также содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в РФ.

Особенно важно отметить то, что в уголовном законодательстве РФ произошли серьезные перемены в правовом регулировании контрабанды. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменил ст. 188 УК РФ и дополнил УК РФ ст. 226.1, которая в настоящее время предусматривает ответственность за контрабанду товаров, способных нанести значительный ущерб общественной безопасности, в том числе за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, а также особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.

Предметом контрабанды объектов фауны является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров, наносящих ущерб экологической безопасности, как составляющей общественной безопасности. Понятие общественной безопасности включает в себя всю совокупность общественных отношений, в том числе обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, охрану окружающей природной среды, и ее важнейшего элемента — биологического разнообразия. Объектом контрабанды объектов фауны и флоры являются интересы либо общественные отношения, связанные с обеспечением экологической безопасности, выражающиеся в сохранении биоразнообразия. В Примечании 1 к федеральному закону от 07.12.2011 № 420-ФЗ, к ст. 226.1 УК РФ указано, что Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации. Принятым постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 к стратегически важным ресурсам были отнесены рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб, пушнина и лесоматериалы. К стратегически важным ресурсам флоры и фауны относятся виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 03.03.1973г., или занесенные в Красную книгу РФ.

Уголовно-правовая характеристика контрабанды определяется способами ее совершения, к ним относятся сокрытие предметов контрабанды от таможенного контроля, перемещение товаров мимо постов таможенного контроля, недостоверное декларирование товара. Наиболее важной проблемой является определение субъекта контрабанды [5]. В совершении контрабанды принимают участие как физические, так и юридические лица, однако подобный способ совершения преступления может использоваться как способ ухода от ответственности, поскольку юридические лица не являются субъектами преступления. Указанный способ усложняет процедуру расследования контрабанды, поскольку необходимо время, чтобы установить физическое лицо, являющееся получателем или выгодоприобретателем контрабанды, которое можно привлекать в качестве подозреваемого.

Проблематично также и доказательство субъективной стороны преступления. Контрабанда является умышленным преступлением, поэтому необходимо установить признаки прямого или косвенного умысла. Об этом свидетельствуют такие обстоятельства, как использование тайников, подложных документов, частичное декларирование товара. Контрабанда не требует обязательного наличия материальной заинтересованности виновного лица, поскольку она фиксируется по факту незаконного перемещения через таможенную границу стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.

Особенностью данных преступлений является то, что они предполагают хорошую организацию, планирование и распределение ролей. Контрабанда является организованной структурированной и довольной устойчивой преступной сферой, поэтому правоохранительные органы должны противопоставить данному виду преступлений отличную скоординированность и слаженность действий. Важно грамотное проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий, очень важна разработка и планирование мероприятий по выявлению всех участников преступной группы, а также мест сбыта контрабандной продукции. Поскольку контрабанда осуществляется путем пересечения таможенной границы, необходимо тесное взаимодействие и правовое сотрудничество как внутри страны между правоохранительными органами, так и на международной арене — с соседними государствами, на территорию которых осуществляется незаконное перемещение контрабандных грузов. К примеру, очень важно налаженное тесное сотрудничество между правоохранительными органами России и Японии по вопросу сотрудничества при выявлении контрабанды морских продуктов и ценных морских животных. В данной сфере необходимы законодательные и политические шаги, направленные на сближение сотрудничества правоохранительных органов двух стран, поскольку зачастую японские браконьеры пользуются отсутствием взаимодействия между Японией и Россией и успевают уплыть во внутренние воды Японии с контрабандными морепродуктами. Естественно, преследование их на военных и пограничных кораблях во внутренних территориальных водах Японии фактически невозможно. Именно поэтому для расследования преступлений в сфере контрабанды необходим анализ и разрешение проблем не столько теоретико-прикладного характера, связанного с улучшением проведения ОРМ, выявлении готовящихся преступлений данного характера, сколько организация сотрудничества и взаимодействия с пограничными государствами, на территорию которых утекает контрабанда.

Кроме того, необходим экономический анализ целесообразности и выгодности таких преступлений. Если в Японии тонна морепродуктов в порту частными лицами приобретается в несколько раз дороже, чем в России государством и официальными закупщиками, то это безусловно является основной причиной контрабанды. В таком случае необходимо решать проблему экономически, а не путем уголовной репрессии. Необходимо как минимум выровнять закупочные цены, либо рассчитать их так, чтобы доставка контрабанды в Японию была убыточной по сравнению с продажей их по закупочной цене в России.

Контрабанда представляет повышенную общественную опасность в плане истощения биологических ресурсов, исчезновении, истреблении и уничтожении ценных и редких видов растений и животных, однако основным ее фактором является экономическая сторона, поскольку она совершается в целях получения материальной выгоды. Государству необходимо решать вопрос контрабанды именно с этой стороны, но не плодить число сотрудников спецслужб на границе и в пунктах таможенного контроля. Эффективная и разумная экономическая политика сможет добиться больших результатов в борьбе с контрабандой, чем уголовные и административные репрессии.

Литература:

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.21996г. № 63-ФЗ // СЗ РФ — 17.06.1996г. — № 25 ст.2954
  2. Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010г. «О таможенном регулировании в РФ» // РГ — 29.11.2010г. — № 269
  3. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // РГ — 09.12.2011г. — № 278
  4. С. Н. Ляпустин, П. В. Фоменко. Незаконный оборот и борьба с браконьерством и контрабандой редких видов животных и растений на Дальнем Востоке России (2009–2014 гг.): монография // Российская таможенная академия, Владивостокский филиал — Владивосток: Апельсин, 2015–90 с.
  5. Родина Е. А. Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов и отдельных предметов (на материалах Дальневосточного региона): автореф.дисс. — Владивосток, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, контрабанда, ресурс, таможенная граница, Япония, животное, незаконное перемещение, Россия, таможенный контроль, УК РФ.


Задать вопрос