В статье рассмотрен вопрос анализа публикаций по проблеме повышения уровня финансовой грамотности. Проводится анализ статей в российских журналах на предмет публикационной активности и основных направлений исследований по вопросам финансовой грамотности, результаты исследования сопоставляются с аналогичными зарубежными исследованиями. В результате исследования обозначены общие тенденции научной мысли и повышение популярности исследований по темам цифровой грамотности и финансовой безопасности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, библиометрический анализ, цифровая грамотность, финансовая безопасность.
Вопрос повышения уровня финансовой грамотности синхронно с общемировыми трендами постепенно набирал значимость в Российской Федерации с начала 2000-х годов, что воплотилось в принятие Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (с 2017 г.) и введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования (с 2021 г.), закрепивших финансовую грамотность в качестве формируемых с младшего школьного возраста компетенций.
Рассматриваемое быстрое закрепление значимости финансовой грамотности в процессе формирования личности на уровне национальных стандартов ставит в качестве актуального вопрос изучения тенденций изменения взглядов научного сообщества на финансовую грамотность и ее взаимосвязанные элементы. Одним из методов проведения подобных исследований является библиометрический анализ, заключающийся в применении математического и статистического подхода к изучению публикаций по определенной тематике, популярность которого за последнее время существенно выросла за счет развития цифровых технологий и баз данных [1].
Применительно к финансовой грамотности можно отметить наличие ряда зарубежных библиометрических исследований, проведенных на основании международных баз данных «Scopus», «ProQuest», «Web of Science», «Google Scholar» и др. Анализ результатов последних исследований зарубежных авторов по библиометрическому анализу публикаций вопроса финансовой грамотности [4–9], позволяет выделить следующие глобальные особенности и тенденции в отношении финансовой грамотности как отдельной отрасли знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни:
1) бурный рост интереса научного сообщества и количества публикаций наблюдается с 2010 года, что может быть обусловлено влиянием мирового финансового кризиса, в результате чего в настоящий момент достигнута существенная зрелость в раскрытии понятия финансовой грамотности;
2) доминирующую роль в исследованиях по финансовой грамотности занимают США и ряд европейских стран;
3) основными областями, в которых систематически исследуется финансовая грамотность, являются экономика, финансы и социальные науки;
4) управление финансами и бюджетирование; личные и семейные финансы; финансовое благополучие, сбережения и пенсионное обеспечение; финансовые знания и обучение финансовой грамотности — эти наиболее часто используемые в публикациях ключевые слова указывают на основные темы проведенных исследований;
5) актуальными вопросами исследований последних лет являются вопросы обучения подрастающего поколения финансовой грамотности и навыкам ответственного финансового поведения с последующей оценкой их влияния на финансовое благополучие в старшем возрасте.
К основному недостатку исследований на основе международных баз можно отнести охват ими информации ограниченного числа наиболее качественных публикаций в российских журналах (как правило, включенных в ядро РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)), не позволяющих сделать всеобъемлющий вывод о тенденциях исследований финансовой грамотности в России. Анализ отечественной практики показал отсутствие на середину 2024 года каких-либо значимых исследований российских научных публикаций в области библиометрического анализа вопроса финансовой грамотности.
Целью настоящего исследования являлся анализ состояния и тенденций изучения проблематики вопроса финансовой грамотности в публикациях российских журналов, в качестве материала для которого выступили научные статьи, опубликованные с 2000 года до момента проведения исследования (август 2024 г.) в журналах российских издателей на русском языке, информация о которых размещена на портале «eLibrary». Отбор публикаций осуществлялся по точному соответствию ключевым словам «финансовая грамотность» в названии, аннотации либо ключевых словах анализируемой статьи. К полученным результатам отбора применялись методы библиографического анализа для получения данных о распределении публикационной активности по рассматриваемой тематике по годам, авторам, журналам и содержанию изучаемых проблем в области финансовой грамотности. Базой для определения изучаемых проблем и их классификации служили ключевые слова, имеющие непосредственную связь с исследуемой темой [2], и содержание аннотации, которая, как правило, в российских публикациях содержит кратное изложение материалов исследования [3].
Всего по результатам анализа публикационной активности установлено соответствие 3 028 научных статей указанным выше критериям, из которых 1 989 были опубликованы в журналах, входящих в РИНЦ. Незначительное число публикаций (82 статьи) относится к научным журналам, включенным в ядро РИНЦ, что подтверждает обозначенный выше риск ограниченности ранее проведенных зарубежных исследований применительно к ситуации в России. Дальнейший анализ проводился только по статьям из научных журналов, входящих в РИНЦ и ядро РИНЦ, распределение которых по временной шкале представлено на рис. 1.
Рис. 1. Число публикаций по вопросам финансовой грамотности
Представленные данные демонстрируют соответствие общему тренду, обозначенному в результатах зарубежных исследований, о росте интереса научного сообщества к вопросу финансовой грамотности после 2010 года с характерными всплесками активности в 2017 и 2021 гг., что соответствует времени принятия стратегии повышения финансовой грамотности и переходом на новые ФГОС. Таким образом, можно сделать вывод, что на текущий момент в отечественной научной мысли также достигнут существенный порог зрелости в раскрытии вопросов и понятия финансовой грамотности.
Основными областями, в которых на протяжении рассматриваемого периода подвергались исследованию проблемы финансовой грамотности, являлись экономика и педагогика, о чем свидетельствуют наибольшее число публикаций в журналах данной тематики. Первые 20 научных журналов с наибольшим число публикаций по примененным в исследовании методам отбора статей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Источники публикаций на темы финансовой грамотности
Журнал |
Тематика |
Количество публикаций |
Экономика и предпринимательство |
Экономика. Экономические науки |
67 |
Проблемы современного педагогического образования |
Народное образование. Педагогика |
57 |
Вектор экономики |
Экономика. Экономические науки |
30 |
Отечественная и зарубежная педагогика |
Народное образование. Педагогика |
23 |
Педагогический поиск |
Народное образование. Педагогика |
22 |
Вестник экспертного совета |
Мультидисциплинарные журналы в области общественных и гуманитарных наук |
20 |
Экономика и управление: проблемы, решения |
Экономика. Экономические науки |
17 |
Финансы и кредит |
Экономика. Экономические науки |
17 |
Ratio et Natura |
Мультидисциплинарные журналы по всем направлениям науки |
17 |
Преподавание истории и обществознания в школе |
Народное образование. Педагогика |
16 |
Калужский экономический вестник |
Экономика. Экономические науки |
16 |
Актуальные вопросы современной экономики |
Экономика. Экономические науки |
16 |
Экономика и бизнес: теория и практика |
Экономика. Экономические науки |
15 |
Экономика устойчивого развития |
Экономика. Экономические науки |
15 |
Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций |
Мультидисциплинарные журналы в области общественных и гуманитарных наук |
15 |
Наука и Образование |
Мультидисциплинарные журналы по всем направлениям науки |
14 |
Современное образование: наука и практика |
Народное образование. Педагогика |
14 |
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения |
Народное образование. Педагогика |
14 |
Тенденции развития науки и образования |
Мультидисциплинарные журналы по всем направлениям науки |
12 |
Научно-методический электронный журнал «Концепт» |
Народное образование. Педагогика |
12 |
Из приведенных данных можно сделать вывод, что проблемы обучения и повышения уровня финансовой грамотности входят в число приоритетных направлений изучения отечественными исследователями. Большой вклад (при оценке по количеству цитирований) в исследование проблем финансовой грамотности на современном этапе внесли Аликперова Н. В., Белехова Г. В., Кузина О. Е., Половникова А. В., Рутковская Е. Л. и др. как самостоятельно, так и в партнерстве с другими исследователями. Активность авторов по примененным в исследовании критериям отбора статей, входящих в число авторов (соавторов) более 5 публикаций, приведена на рис. 2.
Рис. 2. Публикации по вопросам финансовой грамотности по авторам
Рост активности исследователей совпадает с принятием стратегии повышения финансовой грамотности и сохраняется до настоящего времени, что свидетельствует о глубоком погружении в тематику проблем вопроса финансовой грамотности.
Для анализа изучаемых авторами статей вопросов из массива изучаемых статей были отобраны все статьи из журналов ядра РИНЦ, а также статьи из журналов не ядра РИНЦ с наибольшим числом цитирований по данным портала «eLibrary» (3 и более цитирования для статей 2023 года, 5 и более — 2022 года, более 10 — для статей 2021 года и ранее), что может характеризовать степень актуальности исследуемого вопроса. В полученной выборке из 277 научных статей был произведен анализ основного текста (без учета предлогов, вводных и общих для изучаемой темы слов) названия статьи, ключевых слов и аннотации на основе сравнения их лемматического содержимого (нормализации и приведение к начальной форме) и выделения общих вхождений с использованием языка программирования Python. Результаты проведенного анализа приведены на рис. 3.
Рис. 3. Ключевые темы исследований по вопросам финансовой грамотности
Представленные данные демонстрируют, что этап становления в проблеме изучения финансовой грамотности пройден и место вопроса формирования ее основ постепенно занимают вопросы оценки сформированного уровня финансовой грамотности и его дальнейшего повышения. Аналогично результатам зарубежных исследований можно отметить акценты на подрастающее поколение и их обучение элементам финансовой грамотности. В то же время, анализ отобранных публикаций свидетельствует о дефиците внимания исследователей к младшему школьному возрасту и смещение фокуса на более старшие поколения. Таким образом, разработка программ и методик обучения основам финансовой грамотности на уровне начального образования, в том числе через интеграцию в существующие предметы, представляется перспективным направлением дальнейших исследований. Особо необходимо выделить рост популярности таких направлений исследований, как финансовая культура, цифровые технологии и финансовая безопасность, что актуально в условиях активно изменяющихся современных технологий и способствует долгосрочному закреплению финансовых навыков в качестве жизненно необходимых.
Подводя итоги исследования, можно отметить сопоставимость современного состояния изучения проблемы финансовой грамотности в исследованиях отечественных авторов с аналогичными зарубежными исследованиями с незначительными отличиями в части направлений и тенденций изучаемых вопросов, что может быть обусловлено страновыми и культурными особенностями. Продолжение исследований и обсуждений по рассматриваемой тематике библиометрического анализа публикаций может быть направлено на включение в периметр анализа статей из журналов, не входящих в РИНЦ, а также углубленного анализа текстового содержания публикаций, что может позволить получить более детализированные данные по рассматриваемому вопросу.
Литература:
- Малахов В. А. Библиометрический анализ как метод науковедческих исследований: возможности и ограничения / В. А. Малахов // Науковедческие исследования. — 2022. — № 1. — С. 212–227.
- Особенности совмещения классификационных систем и формирования массива ключевых слов для определения пространства знаний по микробиологии / В. А. Цветкова, Т. Н. Харыбина, Ю. В. Мохначева [и др.] // Научные и технические библиотеки. — 2019. — № 11. — С. 25–43.
- Шутова Н. М. Аннотация к научной статье на английском и русском языках: сопоставительный анализ и проблемы перевода / Н. М. Шутова, И. Б. Померанец // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — № 10. — С. 318–324.
- Financial Literacy — A Bibliometric Analysis / H. S. Bedi, A. K. Karn, G. P. Kaur, R. Duggal // Our Heritage. — 2019. — № 67(10). — p. 1042–1054.
- Goyal K. Financial literacy: A systematic review and bibliometric analysis / K. Goyal, S. Kumar // International Journal of Consumer Studies. — 2021. — № 45. — p. 80–105.
- Idris A. Theoretical Models of Financial Literacy: A Bibliometric Analysis and Literature Review / A. Idris, A. Rahmawati, A. Surwanti // Asian Journal of Business and Accounting. — 2023. — № 16(1). — p. 89–127.
- Lajuni N. Financial Literacy/Knowledge through financial education: a Bibliometric analysis / N. Lajuni, A. C. Wellfren, S. H. Samsu // Labuan Bulletin of International Business and Finance (LBIBF). — 2022. — № 20(2). — p. 66–80.
- Vijay Kumar V. M. Insights on financial literacy: a bibliometric analysis / V. M. Vijay Kumar, J. P. Senthil Kumar // Managerial Finance. — 2023. — № 49. — p. 1169–1201.
- Wahyuni S. Bibliometric Analysis: Financial Literacy and Financial Behavior / S. Wahyuni, R. Sukmadewi, S. Setiawati // eCo-Buss. — 2022. — № 5. — p. 732–752.