К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 29.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Баташова, В. К. К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе / В. К. Баташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116225/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия элементов цифровой грамотности и цифровой безопасности в обучении младших школьников основам финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, цифровая грамотность, цифровая безопасность, мошенничество, начальная школа.

С введением в 2021 году новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования финансовая грамотность вошла в перечень обязательных формируемых навыков и компетенций младших школьников. Изучение элементов финансовой грамотности предусмотрено в рамках предметов «Математика» и «Окружающий мир», что на уровне начальной школы должно обеспечить формирование умений решения практических задач в области финансов с использованием начальных математических знаний и безопасного финансового поведения. Все большую актуальность приобретает вопрос преподавания основ финансовой грамотности во внеурочной деятельности.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что вопросу изучаемых тем основ финансовой грамотности в начальной школе уделяется недостаточное внимание, основной фокус исследований смещен на более старший возраст [4; 7; 11; 14; 17]. Сложность понимания младшими школьниками определенных тем, таких как инвестиции, кредиты и налоги, доступность которых более смещена к студенческому возрасту [21], ограничивает расширенную интеграцию элементов финансовой грамотности в образовательные программы начальной школы. Дефицит представлений об экономических понятиях приводит к необходимости первоочередного закрепления у младших школьников элементарных экономических представлений о сущности денег, товарно-денежных отношений, профессиях и источниках средств [10; 15]. В то же время, необходимо отметить, что в последнее время в исследованиях все чаще поднимается вопрос цифровой грамотности и цифровой безопасности, их взаимосвязи и соотношения с уровнем финансовой грамотности [5; 8; 12; 13; 20]. Со стороны общества существует определенный запрос по тематике финансовой безопасности в условиях цифровой экономики, что обусловлено активным внедрением новых цифровых сервисов в период пандемии, ростом количества и видов мошеннических схем, укреплению роли финансовой грамотности в противодействии им [9; 16; 18; 19; 22].

Таким образом, можно согласиться с тем, что одним из важнейших вопросов является вопрос пересмотра объема формируемых навыков финансовой грамотности по мере развития государства и общества, появления новых сервисов и связанных с ними проблем [6].

Включенный на начало 2023–2024 учебного года в федеральный перечень учебников учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 2–4 классов за авторством Федина С. Н., Корлюговой Ю. Н. и Гоппе Е. Е., предназначенный для организации внеурочной деятельности, имеет ориентацию на ознакомление с элементарными экономическими понятиями, основная часть материала посвящена истории денег, их функции и семейному бюджету. Применительно к учебно-методическому комплексу «Школа России», который является одним из наиболее распространенных в начальной школе, схожая ситуация обстоит и в рамках предмета «Окружающий мир», основное содержание которого в части финансовой грамотности ограничивается понятием денег и вопросами семейного бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система обучения основам финансовой грамотности в начальной школе не акцентирована на знакомство с вопросами цифровой грамотности и цифровой безопасности, приобретающих все большую важность в современных условиях. В то же время, зарубежный опыт формирования основ финансовой грамотности свидетельствует о начале внедрения в тематику изучаемых младшими школьниками вопросов не только элементарных экономических понятий, но и элементов цифровой грамотности, основ предпринимательства и управления рисками.

В США единый государственный стандарт в части методик и программ обучения основам финансовой грамотности в начальной школе отсутствует, общие требования к результатам обучения разрабатываются на уровне каждого отдельного штата, а разработка программ и курсов для достижения требуемых результатов обучения отдано на усмотрение округов и школ. Несмотря на это, одним из основных направлений изменений образовательной системы США последних лет является включение в образовательный процесс курса финансовой грамотности и управления личными финансами в качестве самостоятельной дисциплины. Данный подход предусматривает обязанность изучения отдельного курса по финансовой грамотности всеми выпускниками школ, что необходимо для успешного завершения этапа школьного образования. Предполагается, что к 2028 году рассматриваемые изменения охватят почти половину всех штатов и выпускников школ (23 штата и 41 % выпускников) [2, с. 25].

Согласно данным последних исследований [3, с. 12–26], помимо обязательного изучения финансовой грамотности в старшей школе, 11 штатов также внедрили обучение основам финансовой грамотности на протяжении всего срока обучения в школе с младших классов. Образовательные стандарты данных штатов предусматривают обучение младших школьников различным аспектам финансовой грамотности, в том числе, в областях управления инвестициями и кредитными средствами, основ безналичных платежей, ведения предпринимательской деятельности, ответственного принятия решений и управления рисками.

Канада имеет схожую с США децентрализованную систему образования, вследствие чего каждая провинция и территория осуществляет их разработку самостоятельно. Несмотря на это, образовательные стандарты всех провинций и территорий Канады имеют значительную степень схожести. С 2015 года в Канаде реализуется общая национальная стратегия в области финансовой грамотности населения, в рамках реализации которой элементы финансовой грамотности интегрированы в школьное образование в формате отдельных курсов для старших классов, а в ряде провинций — в формате элементов финансовой грамотности в программах других дисциплин для младших классов [1]. В настоящий момент в Канаде идет обсуждение необходимости изменения образовательных программ, анализ которых позволяет сделать вывод об усилении в 2023 году работы по совершенствованию образовательных программ в части интеграции в них большего количества элементов финансовой грамотности. Действующие образовательные программы провинций Канады предусматривают знакомство младших школьников, в том числе, с электронными средствами платежей, основами рыночных отношений, правил торговли и ведения бизнеса, понятием инвестиций и ответственного принятия решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что зарубежный опыт по вопросу формирования основ финансовой грамотности младших школьников предусматривает более широкий охват изучаемых тем. Младшие школьники данных стран помимо элементарных экономических знаний также знакомятся и с элементами цифровой экономики, определенное внимание уделяется вопросам рисков, которые необходимо учитывать при принятии тех или иных решений.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что в настоящий момент в России на уровне начальной школы уделяется недостаточно внимания вопросам расширения изучаемых тем по финансовой грамотности. Основное внимание сосредоточено на элементарных экономических понятиях в области понятия денег и ведения семейного бюджета, в то время как актуальность набирают вопросы цифровой грамотности и цифровой безопасности (противодействие мошенничеству), изучение которых целесообразно начинать в начальной школе, так как дети с раннего возраста подвержены влиянию цифровых технологий. Представляется необходимым проведение дальнейших исследований и обсуждений в области анализа способов и методов включения данных тем в изучаемые младшими школьниками основы финансовой грамотности.

Литература:

  1. Henderson G. E. Financial Literacy Education in Ontario: An Exploratory Study of Elementary Teachers’ Perceptions, Attitudes, and Practices / G. E. Henderson, P. Beach, A. Coombs // Canadian Journal of Education/Revue canadienne de l’éducation. — 2021. — Vol. 44. — № 2. — P. 308–336.
  2. Pelletier J. 2023 National report card on state efforts to improve financial literacy in high schools / J. Pelletier. — 10th Anniversary Edition. — Champlain College, Inc., 2023. — 159 p.
  3. Pickler D. A. The Nation’s Report Card on Financial Literacy, 2023–2024 / D. A. Pickler, C. L. Foote, C. Spann. — Third Edition. — American Public Education Foundation, 2023. — 83 p.
  4. Азжеурова М. В. К вопросу повышения финансовой грамотности молодежи / М. В. Азжеурова // Наука и Образование. — 2023. — Т. 6. — № 1.
  5. Азжеурова М. В. Финансовая грамотность населения: понятие и ее компоненты / М. В. Азжеурова // Наука и Образование. — 2023. — Т. 6. — № 1.
  6. Артемьева Н. Повышение финансовой грамотности населения для снижения рисков устойчивости финансового сектора / Н. Артемьева // Банковский вестник. — 2020. — № 11(688). — С. 18–26.
  7. Белозеров С. А. Повышение финансовой грамотности населения как фактор развития национального финансового рынка (опыт Санкт-Петербургского государственного университета) / С. А. Белозеров, Е. В. Соколовская // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2023. — № 3–1(141). — С. 144–149.
  8. Булатова А. И. Роль и значение финансовой грамотности населения для эффективного развития экономики России на примере Республики Башкортостан / А. И. Булатова // Научный результат. Экономические исследования. — 2020. — Т. 6. — № 4. — С. 98–109.
  9. Ведяшова А. В. Финансовая грамотность во время пандемии Covid-19 / А. В. Ведяшова // Концептуальные особенности экономики и образования в условиях цифровой трансформации : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 20–21 апреля 2023 года. — Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, 2023. — С. 4.
  10. Земляченко Л. В. Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования / Л. В. Земляченко, Н. Г. Спиренкова, Н. И. Щередина // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67–4. — С. 148–152.
  11. Каранина Е. В. Оценка уровня финансовой грамотности финансового поведения населения Региона (на примере Кировской области) / Е. В. Каранина, В. М. Караулов, Е. В. Бердинских // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — Т. 2. — № 6(126). — С. 147–155.
  12. Каранина Е. В. Методическое обеспечение деятельности регионального центра финансовой грамотности / Е. В. Каранина // Современное образование: наука и практика. — 2022. — № 2(19). — С. 15–18.
  13. Кувшинова Ю. А. Повышение финансовой грамотности населения как фактор доступности цифровых финансовых услуг / Ю. А. Кувшинова // Инновационное развитие экономики. — 2023. — № 3(75). — С. 198–207.
  14. Маринкин Д. Н. Актуальные проблемы экономико-правовой и финансовой грамотности несовершеннолетних инвесторов в новые финансовые инструменты / Д. Н. Маринкин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2022. — № 1. — С. 163–167.
  15. Мишина А. П. Формирование основ финансовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. П. Мишина, Н. Ю. Майданкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2020. — № 1(144). — С. 97–105.
  16. Некрасова Л. В. Опыт Курской области по созданию условий для повышения финансовой грамотности участников образовательных отношений / Л. В. Некрасова // Непрерывное образование. — 2020. — № 3(33). — С. 66–69.
  17. Сидорова В. С. Формирование финансовой грамотности у студентов творческого вуза в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» / В. С. Сидорова // Вестник Тюменского государственного института культуры. — 2021. — № 4(22). — С. 130–139.
  18. Симакова Е. Ю. Механизмы реализации государственной политики в области повышения финансовой грамотности населения в России / Е. Ю. Симакова, О. В. Смирнова // Вестник Университета Российской академии образования. — 2020. — № 2. — С. 97–106.
  19. Слесаренко Е. В. Повышение финансовой грамотности обучающихся неэкономических специальностей в вузах / Е. В. Слесаренко, О. В. Зонова, О. Б. Шевелева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2023. — № 2(50). — С. 47–53.
  20. Смирнова Е. Ю. Роль школьной информатики в цифровой финансовой грамотности / Е. Ю. Смирнова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2023. — Т. 1. — № 4(94). — С. 60–74.
  21. Суслякова О. Н. Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности как один из самых масштабных мероприятий в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации / О. Н. Суслякова // Калужский экономический вестник. — 2021. — № 1. — С. 68–70.
  22. Терещенко Е. А. К вопросу о необходимости обучения финансовой грамотности лиц пожилого возраста / Е. А. Терещенко, Е. А. Иванченко // Kant. — 2019. — № 3(32). — С. 360–364.


Задать вопрос