В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.
Ключевые слова: финансовая грамотность, начальная школа, школьники, учебно-методические материалы.
Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.
Квинт Гораций Флакк
XXI век — век новых технологий, знаний и возможностей. Для полноценного существования требуется набор определённых качеств личности и способностей применять знания на практике, которые формируются на протяжении всей жизни человека. Со школьной скамьи предполагается формирование функциональной грамотности, которая включает в себя естественно-научную, читательскую, математическую, глобальные компетенции и креативное мышление, а также финансовую грамотность.
В наше время финансовая грамотность приобретает все большее значение в жизни людей. Многие дети, находящиеся на начальном уровне образования (1–4 класс), уже имеют возможность к самостоятельному приобретению покупок в магазинах или иных заведениях. Для того, чтобы научить будущее поколение правильно распоряжаться своими средствами, стали создаваться различные программы и материалы, на основе которых школьные учителя и родители будут иметь возможность развивать в детях способность владения финансами.
На основании проведенного анализа [2, 4] литературы по формированию финансовой грамотности можно сделать вывод, что на данный момент существует большое количество различных методик и доступных материалов по обучению детей по распоряжению финансами.
В национальной программе повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами» Института стратегии развития образования Российской академии образования [1] структура работы для начальной школы делится на несколько этапов:
- Финансовая грамотность на каждый день;
- Деньги и семейный бюджет;
- Покупки и мошенничество.
Такое разделение позволяет наиболее полно изучить каждую из тем, что подразумевает качественное освоение программы и приобретение новых умений и навыков.
В статье [1] также предложены некоторые вопросы для решения. Задачей одной из них является расчет семейного бюджета при наличии списка доходов и расходов. Такая задача является жизненным примером, в котором дети могут научиться рассчитывать свой бюджет на месяц.
Многие обучающие задания проводятся в виде интеллектуальных игр, в ходе которых дети имеют возможность попробовать себя в различных профессиях (бизнес-игра «Юные Взрослые»), а также «пожить на зарплату». Там детям предоставляется возможность так распределить свою «зарплату», чтобы они не только оплачивали необходимые вещи для существования, но и копили на интересные игры и лакомства [3].
В ходе такой практики дети имеют возможность изучить рынок профессий, ознакомиться с примерными заработными платами населения.
После изучения различных учебно-методических материалов было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня финансовой грамотности и знаний у учащихся 4 классов ГБОУ Школа № 51. Исследование было проведено в 4 «А» (34 учащихся), результаты которого представлены на диаграмме 1.
Рис. 1. Уровень финансовых знаний до проведения курса
По результатам начального исследования было выявлено, что из коллектива 4 «А» класса 19 учащихся (56 %) получили удовлетворительный результат, 11 учащихся (32 %) — хороший, а 4 учащихся (12 %) — отличный результат. Многим учащимся формат заданий показался интересным и необычным, поэтому они проявили желание изучить основы финансовой грамотности, чтобы уметь справляться с такого рода задачами.
После проведения констатирующего исследования учащиеся изучили курс дополнительных занятий «Юный финансист», направленных на решение заданий практического характера. Ученики разбивались на микрогруппы, решали задания под руководством учителя, Федоренко О. А. Рассмотрим примеры заданий, предлагаемых для решения учащимся 4 классов.
Детям определяется конкретная сумма денежных средств, на которые они могут купить продукты по списку при посещении магазина. Далее им предлагается выбрать себе какой-то «бонус», на который они должны будут накопить в ходе одной или нескольких покупок, рассчитав деньги на продукты и оставив на «хотелки».
Задача 1. Поход за чипсами . Картофельные чипсы марки «N» в магазине стоят 30 рублей. Сколько пачек Маша сможет купить на 60 рублей? На 100 рублей? В каком случае останется сдача и какова будет ее сумма?
Задача 2. Покупка набора LEGO . Набор LEGO в ближайшем детском магазине стоит 1800 рублей, а в магазине, до которого надо добираться транспортом, 1650 рублей. Какая покупка будет наиболее выгодна при условии, что проезд на автобусе в одну сторону будет стоить 45 рублей, а на метро — 80 рублей? Посчитайте все возможные случаи и сравните их.
Также можно проводить бизнес-игру «Умный город», где дети выбирают себе профессию и получают первую зарплату, которую им надо будет распределить на месяц с учетом базовых потребностей и их собственных желаний.
В ходе решения задач следует отметить высокую познавательную активность учащихся, их большой интерес к игре, развитие навыков коммуникации и взаимодействия в микрогруппе и классном коллективе. По окончании курса занятий было проведено тестирование учащихся, которое показало положительную динамику в формировании основ финансовой грамотности, результаты которого представлены на диаграмме 2.
Рис. 2. Уровень финансовых знаний после проведения курса
По результатам контрольного исследования было выявлено, что из коллектива 4 «А» класса 8 учащихся (23 %) получили удовлетворительный результат, 18 учащихся (53 %) — хороший, а 8 учащихся (24 %) — отличный результат. Полученные данные свидетельствуют о повышении интереса учащихся к данной теме, и это подтверждает положительная динамика в их результатах. Решение реальных задач позволяет учащимся развивать свои экономические и математические знания и умения, а также формировать основы целенаправленного планирования.
Таким образом, современная тенденция к приобщению учащихся к финансовым знаниям, обучению решать реальные практические задачи, имеющие высокую жизненную ориентацию, позволяет не только формировать определенный уровень финансовой грамотности, но и мотивировать учащихся к самоопределению и выбору будущей профессии. Для проведения занятий по формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы были разработаны комплект задач и методические рекомендации к их использованию.
Литература:
- Дружи с финансами. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Измерительные материалы для оценки. URL: http://sarrcoko.ru/uploads/docs/5af575d76ad2e.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
- Земляченко Л. В., Спиренкова Н. Г., Щередина Н. И. Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-ekonomicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.05.2022).
- Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы. URL: https://fmc.hse.ru/primarySchool (дата обращения: 26.05.2022).
- Сулейманова С., Кухар С. А. Формирование финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.05.2022).