В современном мире перед школой первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования. Мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способности человека к творческому мышлению, умении самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу. Решению этого вопроса способствует проектная деятельность учащихся на уроках математики, которая заранее спланирована и направлена на получение личностно значимого результата и предполагает самостоятельное решение математических задач.
Мною выбраны долгосрочные проекты в качестве приоритетных, потому что именно они позволяют ребенку научиться выстраивать план работы над проектом, ознакомиться с большим количеством дополнительного материала, проанализировать его и составить грамотный план своей работы над выбранной темой.
Проектная деятельность подразумевает следующие этапы:
- Поисковый этап. На данном этапе происходит поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта.
- Аналитический этап. Ученик анализирует имеющуюся информацию, какой информации не хватает, сбор и изучение информации, составление плана реализации.
- Практический этап предполагает выполнение запланированных действий, мониторинг качества, изменение и коррекция собранной информации применительно к теме проекта и поставленной цели.
- Презентационный этап. На этом этапе учащийся должен представить свой проект и изучить возможности использования результатов проекта.
- Контрольный этап. Проводится совместно с педагогом, потому что требует анализа проделанной работы.
В 5 классе не каждый ученик может самостоятельно подготовить качественный научный проект. Ему требуется сопровождение учителя. В результате выполнения проекта и его защиты каждый участник данного процесса получит возможность реализовать следующие функции проектной технологии:
- стимуляция детской самостоятельности и обогащение ребенка жизненным опытом;
- вывод процесса обучения из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду;
- обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет вести ученика по ступеням роста – от проекта к проекту.
В результате работы над проектом каждый ученик получает возможность совершенствовать себя как личность. Процесс саморазвития происходит на каждом этапе работы над проектом.
Во время поискового этапа ученик соприкасается с новой гранью учебного процесса. Уже не ему задают вопросы, а он сам должен его сформулировать. В каждом предмете есть большое количество тем, которые невозможно затронуть на уроках в полном объеме. Ученик пытается понять, что именно ему интересно, что бы он хотел узнать. Ученик учиться ставить перед собой цели и правильно и точно формулировать конкретные вопросы, на которые он хотел бы найти ответы. Одновременно происходит анализ предполагаемых результатов.
Аналитический этап наиболее трудный и требует большого количества усилий и от ученика, и от учителя. В современном обществе нет недостатка в информации. Задача учителя грамотно направить ученика на поиск именно той, что требуется в работе. Изучив большой объем информации главное не потеряться и четко понимать, что именно тебе нужно. При выполнении своей первой проектной работы ученик должен постоянно контактировать с учителем и совместно обсуждать найденную информацию. На этом этапе может быть изменена тема проекта или задачи, который ставит ученик перед собой.
Когда ученику ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Это могут быть: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д. Этот список можно было бы продолжить.
Презентационный этап подразумевает публичное выступление. В нашей школе проводится Научно-практическая конференция, где ребята имеют возможность представить результат своей деятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение, форма коммуникации. Ее цель ограничена, она и не должна быть всеобъемлющей. Чувство цвета, линии, композиции, пропорции, гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета помогут создать эффективную презентацию результата, обеспечить ее успех. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом.
Стратегии проведения презентации
Литература:
- http://www.uchportal.ru/publ/31-1-0-6112
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/22/sbornik_proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_matematiki.doc
- http://makarevskayaom.narod.ru/projekt/projekt_etap.htm
- http://nsportal.ru/USER/667/PAGE/UCHEBNYY-PROEKT