Как стать лидером | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 10.10.2015

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Абдулина, Р. Р. Как стать лидером / Р. Р. Абдулина, Н. В. Бригадиренко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/160/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней рассматривается проблема общения со сверстниками, как одна из основных проблем подросткового возраста. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, во многом определяют поведение, деятельность, влияют на отношение к окружающим, уровень самооценки, а в дальнейшем на формирование социальных установок и его личностных особенностей [5, с. 42]. Однако в системе взаимоотношений среди подростков нет равенства. Одни пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей своим поведением, личностными качествами, становятся лидерами, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. С одной стороны, социометрический статус подростка зависит от его личных качеств и социокультурного уровня коллектива, с другой стороны — сами личностные качества формируются, развиваются в зависимости от его положения в группе [2, с.56]. При этом, в структуре личности проявляются «акценты» характера и, в одном случае, закрепляются открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае — скрытность, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность.

В связи с этим, изучение взаимосвязи акцентуаций характера и межличностных отношений представляется нам очень важной задачей, решение которой может улучшить психологический климат в любом коллективе. Поэтому мы поставили перед собой цель: определить, какие черты характера могут повысить (понизить) социометрический статус подростков в условиях образовательной среды Музыкально-эстетического лицея им. А. Г. Шнитке.

Для реализации цели исследования мы поставили следующие задачи:

  1.                На основе обзора литературных источников по изучаемой проблеме выявить особенности акцентуаций характера и социометрического статуса подростков в коллективе.
  2.                С помощью подбора методов исследования выявить акцентуации у подростков с различным социометрическим статусом.
  3.                Описать выявленные психотипы личности подростков и определить свойственные им черты характера, которые способствуют росту социометрического статуса или его снижению.
  4.                Сформулировать выводы и разработать рекомендации для педагогов, родителей и лицеистов по учёту влияния акцентуации характера подростков в коллективе и формированию лидерских, гармоничных черт характера.
  5.                Разработать и внедрить в функционирующую программу «Школа лидерства» занятия по формированию у подростков лидерских и организаторских качеств.
  6.                Выявить динамику изменений в характере лицеистов с низким социометрическим статусом после коррекционно-развивающей работы.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что взаимосвязь между акцентуациями характера и межличностными отношениями подростков в кругу сверстников существует и закономерна. Фактором, определяющим социометрический статус, является особое сочетание личностных свойств. В работе были использованы методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научной литературы, наблюдение, интервью, анкетирование. Предметом исследования стало влияние акцентуаций характера на особенности межличностного взаимодействия и социометрический статус подростков. Объект исследования: индивидуальные особенности подростков в процессе взаимодействия. Целью первого этапа исследования стало выявление подростков с высоким и низким социометрическим статусом. Для этого была использована методика Дж. Морено «Социометрия». На основании ответов учащихся была составлена социоматрица каждого класса, определены социометрические статусы лицеистов 8–10 классов и выбраны 10 человек с высоким социометрическим статусом и 10 — с низким. Цель второго этапа диагностики: выявить существует ли взаимосвязь между акцентуациями характера и положением подростка в классе, и дать обобщенную характеристику лидерам и отверженным в соответствии с типом акцентуации характера. Мы использовали для этой цели методику А. С. Прутченкова, А. А. Сиялова «Чертова дюжина».

Анализ исследования показал, что учащиеся не имеют в целом ярких черт. Большинство значений теста по 13 психотипам находятся в зоне обычного «рисунка» личности, норматива. Из числа опрошенных у 10 % акцентуация не выявлена, 65 % акцентуированы, 25 % выявлены 2 и более акцентуации характера. В ходе исследования мы не встретили среди лидеров истероидного, циклоидного, астенического, сензитивного, конформного, шизоидного типов. Наибольший процент занимают гипертимная, паранояльная, акцентуации. У подростков занимающих неблагоприятное положение среди сверстников чаще всего встречаются лабильная, циклоидная, паранояльная, сензитивная, истероидная акцентуации. И совсем не встретились неустойчивый, эпилептоидный, шизоидный тип акцентуации характера. При этом наибольшее отличие в результатах лидеров и отверженных наблюдается в лабильной, истероидной, циклоидной (в сторону отверженных), гипертимной (в сторону лидеров) акцентуации.

Анализ результатов показал, что поведение подростков с высоким социометрическим статусом отличается открытостью, общительностью. Они легче приспосабливаются к окружающему миру, легко улаживают конфликты, уверено и целеустремленно выстраивают свою деятельность и отношение с миром, последовательны в своих поступках. Среди аутсайдеров выявлены подростки, которые стремятся всячески привлечь внимание, получить от общества признание своих успехов. Они не принимают установленные правила и строгие нормы. Они более чувствительны к переменам, демонстрируют частые перемены в настроении, могут расстроиться из-за мелочей, сдаться без сопротивления. Их характеризует малая энергичность и продуктивность, высокая утомляемость, зависимость от настроения.

Обращает на себя внимание тот факт, что «пик» паранояльного типа акцентуации характера обнаружен как у лидеров, так и у отверженных подростков. Это свидетельствует о наличии черт в каждом психотипе, которые могут повысить или понизить социометрический статус. На этом основании мы составили характеристику на каждого испытуемого и выделили 9 психотипов — профилей обучающихся МЭЛ, которые в зависимости от набора черт характера проявляются как у лидеров, так и у низкостатусных подростков: «Хозяин», «Артист», «Рубаха-парень», «Отличник», «Одиночка», «Бука», «Флюгер», «Непредсказуемый», «Осторожный», «Бунтарь». В итоге стало понятно, какие черты являются привлекательными для членов коллектива, а какие отталкивают и ведут к изоляции.

Комплексное описание особенностей личностного развития подростков, находящихся на разных уровнях социометрического статуса, сделало возможным осуществление целенаправленного социально-психологического воздействия на определенные характеристики личности подростков и, тем самым способствовало переходу с одного уровня социометрического статуса на другой. С этой целью были созданы и проведены тренинговые занятия в учебных группах. По итогам реализации программы течение 2 месяцев (8 встреч) мы отметили повышение социометрического статуса у 87 % подростков, самооценки, увеличение чувства ответственности за свое поведение, разрушение инфантильной психологической защиты, отношение к себе и окружающим с чувством юмора. На основе проведенной исследовательской работы мы разработали ряд предложений и мероприятий, которые предложили использовать учителям и специалистам МЭЛ, родителям для работы с детьми, имеющие низкий социометрический статус в коллективе.

Основная цель всех наших действий — помочь сверстнику изменить негативную установку на свой характер, сделать так, чтобы он перестал бороться со своим характером или использовать его для оправдания своей несостоятельности; перестал бояться его, принял себя таким, какой он есть на самом деле, оценил сильные стороны своей акцентуации, научился черпать силы и уверенность в своей индивидуальности, уважал как свою индивидуальность, так и «инакость» другого человека. Потому, что лидерство — это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.

 

Литература:

 

  1.                Выбойщик И. В., Паршукова Л. П. Акцентуации характера: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Челябинск: Идз-во ЮУрГУ, 2007. С. 84
  2.                Леонгард К. Акцентуированная личность, 1968г. С.112
  3.                Немов Р. С. Психология. Книга 1,2.- М. Просвещение 1995.С.234
  4.                Прутченков С. С., Сиялов А. А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностикеакцентуации характера детей и педагогической помощи им). — М.: Новая школа, 1994.С.64
  5.                Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2002. — 114с.
  6.                Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 508с.
Основные термины (генерируются автоматически): статус, акцентуация характера, статус подростков, подросток, тип акцентуации характера, акцентуация, лидер.


Задать вопрос