Для чего нужна финансовая грамотность | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №7 (81) июль 2024 г.

Дата публикации: 16.06.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Барков, Г. М. Для чего нужна финансовая грамотность / Г. М. Барков, Т. П. Новоселова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 7 (81). — С. 17-24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/81/4570/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует вопрос понятия финансовой грамотности, развития финансовой грамотности по средствам игр, начиная с дошкольного возраста, а также произвел опрос учащихся по данной теме.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовые и игры, стратегия повышения финансовой грамотности, основы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность играет важную роль в нашей повседневной жизни. Умение правильно управлять своими финансами поможет нам избежать долгов, научиться сохранять и умножать свои сбережения, а также сделать осознанные финансовые решения. В наше время, когда доступ к финансовым услугам стал намного более широким и разнообразным, уровень финансовой грамотности становится все более актуальной темой для изучения и распространения.

Финансовая грамотность — это навык умения эффективно управлять своими финансами, делать информированные финансовые решения и строить устойчивое финансовое будущее. В наше современное время, когда потребности и возможности потребления постоянно растут, грамотное управление финансами становится все более важным. От того, насколько хорошо мы понимаем принципы управления деньгами, зависит наше финансовое благополучие и способность достигать поставленных финансовых целей.

Актуальность:

Большинство людей не имеют достаточных знаний о том, как управлять своими финансами. Это приводит к различным финансовым проблемам, таким как долги, низкие сбережения и недостаточная защита от финансовых рисков.

Методы исследования:

Для проведения исследования по финансовой грамотности могут быть использованы различные методы, такие как опросы, анкетирование, анализ статистических данных и литературных источников.

Цель проекта: Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся для успешного управления своими финансами в будущем.

Задачи : Предоставление теоретических знаний о финансах и финансовой грамотности, но и развитие практических навыков, которые помогут обучающимся в будущем управлять своими финансами эффективно и ответственно.

Гипотеза:

Представление о финансовых понятиях, умение планировать бюджет и принимать обоснованные финансовые решения способствует повышению уровня финансовой грамотности учащихся и способно помочь им успешно управлять своими финансами в будущем.

Финансовая грамотность

Под финансовой грамотностью эксперты национального агентства финансовых исследований понимают знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий.

По мнению Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых» — Junior Achievement Russia, финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. [9] Финансовая грамотность включает способность вести учёт всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы. [6, с. 250]

Один из самых выдающихся финансистов Уоррен Баффет в свое время назвал финансовую производную оружием массового поражения. Это не просто метафора, а характеристика угроз для населения, связанных с недостатком знаний и тем, что люди принимают ошибочные решения [8, с. 30].

Г. В. Белехова определяет финансовую грамотность как органичное соединение знаний, информированности, практических умений, а также индивидуализации и конкретизации поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии взвешенных решений относительно денежных средств и других финансовых ресурсов для достижения собственного экономического благополучия [1, с. 53].

Также с этой позиции финансовую грамотность рассматривает в своем исследовании О. Кузина, определяя данное понятие как знания и навыки в области финансов, которые не только применяются в повседневной жизни, но и приносят положительные финансовые результаты [3, с. 129].

Другое определение финансовой грамотности дает М. Ю. Шевяков. В своей статье он отмечает, что финансовая грамотность представляет собой способность использования знаний и навыков управления финансовыми инструментами для обеспечения своего благосостояния и финансовой безопасности [10].

По мнению М. Овчинникова, финансовая грамотность — это способность потребителей финансовых услуг использовать усвоенную информацию в процессе принятия решений при осуществлении специальных расчетов, оценки риска, а также сопоставлении преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги [5, с. 456].

Обобщая вышесказанное, под финансовой грамотностью будем понимать совокупность знаний, умений, а также способностей, которые приобретаются в процессе финансового образования, а затем осваиваются и проверяются на практике в течение всей жизни человека, позволяя ему правильно оценивать ситуацию и принимать разумные решения для достижения своих финансовых целей.

Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с ними обращаться, считая, что заработанные деньги потратить всегда легко. Однако если не иметь определенных знаний и опыта в сфере финансовой грамотности, то можно допустить много ошибок даже не осознавая, что их совершаешь. Умение грамотно обращаться с финансами является важным условием формирования образованной личности, потому как современному молодому человеку необходимо принимать огромное количество решений, в том числе и связанных с деньгами [2, с. 83].

Сегодня в России наблюдается довольно низкий уровень финансовой грамотности населения, в частности это становится заметно, если смотреть на молодежь.

Одной из причин такого положения дел является то, что сегодня у большинства молодых людей просто отсутствует мотивация и желание финансово просвещаться, поэтому, как нам кажется, обучение финансовой грамотности нужно начинать с мотивирования молодых людей.

Мотиваторами могут выступать различные источники: успешные люди, книги, фильмы, телевизионные программы, радиопередачи, посвященные финансовым вопросам, а также различные интернет-сайты и мобильные приложения. Для школьников и студентов должны проводиться различные встречи с финансово успешными людьми, которые на своем примере покажут, для чего нужно быть финансово просвещенным; классные часы и лекции, на которых будут представлены мотивирующие кинофильмы; телепередачи, показывающие к чему может привести финансовая безграмотность и наоборот.

Развитие финансовой грамотности следует начинать еще с детского сада. Дошкольникам необходимо получить базовые знания о финансах, которые можно включить в программу математики или экономики в школе.

Детский сад:

Магазин

Первым шагом в игре является выбор поставщиков и закупка товаров для магазина. Они также занимаются управлением персоналом и контролем за финансовыми показателями.

В ходе игры участники могут столкнуться с различными вызовами, такими как изменения в потребительском спросе, конкуренция с другими магазинами или нехватка товаров у поставщиков.

Финансовая игра «Магазин для детского сада» помогает детям развивать навыки управления бизнесом, финансового планирования и принятия решений.

Копилка

Игра начинается с того, что каждому участнику выдается стартовая сумма в виде монет, которую он кладет в свою копилку. Задачей игроков является умножать свой капитал, используя различные финансовые стратегии. Они могут инвестировать деньги, покупать ценные бумаги или недвижимость, и даже брать кредиты для расширения своего капитала.

Финансовая игра «Копилка» помогает детям развить финансовую грамотность, научиться планировать свои расходы, управлять капиталом и принимать взвешенные финансовые решения.

Банк

Игра начинается с того, что каждому участнику выдается определенная сумма «виртуальных» денег, которые они могут вложить в различные финансовые операции. Участники могут открыть счет в банке, положить деньги на депозит, взять кредит, инвестировать в ценные бумаги или акции, совершать финансовые операции и торговать на фондовом рынке.

В ходе игры дети будут сталкиваться с различными финансовыми ситуациями — например, с неожиданными расходами, получением прибыли от инвестиций, принятием решений о том, как лучше использовать свои деньги.

Финансовая игра «Банк» помогает детям развить финансовую грамотность, понять основные принципы управления деньгами, научиться принимать взвешенные финансовые решения и развивать навыки финансового планирования.

Начальная школа:

Управляй своим бюджетом

Игра начинается с того, что каждому участнику выдается определенная сумма «виртуальных» денег, которую им нужно распределить на различные категории расходов, такие как покупка продуктов, оплата счетов, развлечения и дополнительные расходы.

В ходе игры дети будут сталкиваться с различными финансовыми ситуациями — например, с нехваткой денег, неожиданными расходами, выбором между сбережением и потребительскими тратами.

Финансовая игра «Управляй своим бюджетом» помогает детям развить навыки финансового планирования, научиться эффективно управлять деньгами, понять ценность сбережений и осознать важность финансовой ответственности.

Инвестиционная игра

Для начала игры объяснить детям основные понятия инвестирования и цели игры — умение управлять финансами и принимать разумные решения. На основе полученных знаний дать детям время на выбор инвестиций и составление инвестиционного портфеля. Запустить игровой процесс, в ходе которого дети будут следить за изменениями в своих инвестициях и решать, менять ли свой портфель на основе событий в игре.

Провести несколько раундов игры, в каждом из которых дети будут принимать новые решения по инвестированию. Создать неожиданные ситуации, которые повлияют на инвестиции детей, и позволить им думать стратегически и адаптировать свои решения.

По завершении игры обсудить с детьми их результаты, показать, что успешное инвестирование требует понимания рисков и возможностей.

Финансовое планирование

Объясните детям, что они будут создавать финансовый план на месяц, распределяя свои доходы и расходы. Разделите класс на группы и предложите каждой группе набор «виртуальных» средств для составления бюджета. Попросите каждую группу составить список доходов (например, карманные деньги, подарки) и расходов (еда, развлечения, учебные материалы) на месяц.

Дайте детям разные ситуации, влияющие на их финансовое положение (например, неожиданные расходы, дополнительный доход), и попросите их пересмотреть свои бюджеты.

В конце урока проведите обсуждение результатов и верните каждой группе обратную связь о том, как они могли бы улучшить свой финансовый план.

Средняя школа:

Биржевой симулятор

Начните урок, объяснив ученикам, что они участвуют в биржевом симуляторе, где они могут попробовать свои силы на фондовом рынке без реального риска потерь. Познакомьте детей с основными понятиями биржи (акции, индексы, торговые стратегии) и объясните им, каким образом работает симулятор.

Разделите класс на группы и предложите каждой группе виртуальный бюджет для инвестирования в акции различных компаний. Попросите каждую группу провести анализ рынка, выбрать акции для покупки и объяснить свои инвестиционные решения. Установите срок для торговли (например, неделя или месяц) и попросите детей регулярно отслеживать и анализировать изменения в ценах акций.

Проведите обсуждение результатов торговли, позволяя каждой группе представить свои инвестиционные стратегии и объяснить причины успеха или неудач.

Подведите итоги симуляции, обсудите важность диверсификации портфеля и оценки рисков при инвестировании.

Бизнес-симулятор

На первом уроке объявите ученикам о том, что они будут участвовать в бизнес-симуляторе, где им предстоит создать свой собственный виртуальный бизнес и принимать решения по его развитию.

Разделите класс на группы и дайте каждой группе определенную сумму виртуального стартового капитала для открытия и развития бизнеса.

Проведите урок о основах предпринимательства, включая составление бизнес-плана, маркетинговые стратегии, управление финансами и персоналом. Попросите каждую группу разработать свой бизнес-план, определить цели, выбрать вид деятельности и стратегию развития своего виртуального предприятия. Предложите учащимся следить за результатами своего бизнеса, проводить анализ эффективности стратегий, корректировать действия и принимать управленческие решения. На интервальных уроках обсуждайте результаты работы каждой группы, выявляйте причины успехов и неудач, делись опытом и поддерживайте обсуждение стратегий развития.

Завершите симуляцию проведением финальной презентации бизнес-планов, где каждая группа представит свой проект и объявит общий финансовый результат.

Финансовая игра жизни

На первом уроке объявите ученикам о том, что они будут участвовать в Финансовой игре жизни, где им предстоит управлять своим бюджетом, принимать финансовые решения и понять основы финансового планирования. Разделите класс на группы и дайте каждой группе определенную сумму виртуальных денег для начала игры. Объясните ученикам о понятиях дохода, расходов, сбережений, инвестиций, их влиянии на финансовое положение и решения в жизни. Составьте набор карточек с различными жизненными ситуациями, как покупка автомобиля, высокие затраты на медицину, потеря работы, путешествие и т. д. На интервальных уроках обсуждайте результаты работы каждой группы, выявляйте лучшие стратегии управления деньгами, делись опытом и обсуждайте важность финансовой грамотности.

Проведите финальный урок, где ученики представят свои результаты игры, обсудите ключевые уроки, которые они извлекли, и подведите итоги, объявив лучшую группу.

Старшая школа:

Игра в инвестиции

На первом уроке объявите ученикам о том, что они будут участвовать в Игре в инвестиции жизни, где им предстоит изучить основы инвестирования, принимать финансовые решения и понять важность инвестирования для достижения финансовой независимости.

Разделите класс на группы и дайте каждой группе определенную сумму виртуальных денег для начала игры.

Объясните ученикам о понятиях инвестиций, портфеля инвестиций, акций, облигаций, недвижимости, рисках и доходности инвестирования. Составьте набор карточек с различными инвестиционными возможностями, как купить акции компаний, облигации государства, недвижимость, криптовалюту и др. Попросите учащихся принимать решения о том, в какие активы инвестировать, как диверсифицировать свой портфель, как управлять рисками и оценивать потенциальную доходность инвестиций. На интервальных уроках обсуждайте результаты работы каждой группы, выявляйте эффективные стратегии инвестирования, обменивайтесь опытом и обсуждайте важность долгосрочного инвестирования.

Проведите финальный урок, где ученики представят свои инвестиционные портфели и результаты игры, обсудите ключевые уроки, которые они извлекли, и подведите итоги, объявив лучшую группу.

Бюджетное планирование

На первом уроке объявите ученикам о том, что они будут участвовать в увлекательной игре «Бюджетное планирование», где им предстоит изучить основы бюджетирования, управлять своими финансами и планировать свои расходы.

Разделите класс на группы и дайте каждой группе определенную сумму виртуальных денег для начала игры.

Объясните ученикам о понятиях бюджета, доходов, расходов, финансового планирования, важности умения распределять деньги и не тратить их безрассудно. Предложите учащимся составить план своих расходов на каждый месяц, учитывая основные категории расходов, такие как еда, транспорт, развлечения, образование и др. Попросите учеников следить за своими тратами, сравнивать планируемые расходы с реальными, анализировать свои финансовые решения и искать способы экономии. На интервальных уроках обсуждайте результаты работы каждой группы, выявляйте успешные стратегии бюджетного планирования, обменивайтесь опытом и обсуждайте сложности, с которыми столкнулись ученики.

Проведите финальный урок, где ученики представят свои бюджетные планы и результаты игры, обсудите ключевые уроки, которые они извлекли, и подведите итоги, объявив лучшую группу.

Симулятор финансовых решений

На старте игры объявите ученикам о том, что они примут участие в увлекательной игре «Симулятор финансовых решений», где им предстоит принимать реальные финансовые решения, управлять бюджетом и инвестировать свои средства. Разделите класс на группы и дайте каждой группе определенный стартовый капитал для начала игры. Объясните ученикам о понятиях инвестирования, управления финансами, риска и доходности, важности планирования финансов и принятия обоснованных решений. Предложите учащимся выбирать виды инвестиций, составлять портфель инвестиций, анализировать рыночные тренды и прогнозы, следить за котировками акций и оценивать потенциальную прибыль. Попросите учеников разрабатывать стратегии инвестирования, распределять свои средства между различными активами, учитывать риски и возможные доходы, и принимать обоснованные финансовые решения. На интервальных уроках обсуждайте результаты работы каждой группы, обменяйтесь опытом, разделяйте свои идеи и планы, и помогайте друг другу в принятии сложных финансовых решений.

Проведите финальную игру, где ученики представят свои инвестиционные портфели и результаты игры, обсудите ключевые уроки, которые они извлекли, и объявите лучшие группы.

Однако развитие финансовой грамотности не должно ограничиваться только школьной программой. Этот процесс должен продолжаться на протяжении всей жизни человека.

Но для того, чтобы действительно повысить уровень финансовой грамотности населения, необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Важно ознакомить население с основными денежными понятиями и научить применять их в повседневной жизни.
  2. Обучать население навыкам финансового анализа и самостоятельного принятия решений, основываясь на доступной информации.
  3. Проведение семинаров, лекций, вебинаров и создание образовательных материалов, доступных для всех слоев населения.
  4. Важно развивать партнерство между государством, образовательными учреждениями, финансовыми организациями и некоммерческими организациями.
  5. Важно внедрять инновационные технологии в обучение финансовой грамотности. Использование интерактивных приложений, онлайн-курсов и мобильных приложений поможет сделать обучение более доступным и увлекательным для широкой аудитории.
  6. Необходимо уделять внимание развитию финансовой грамотности у молодежи. Важно включать в учебные программы школ и вузов предметы, посвященные финансовой грамотности, а также организовывать специальные мероприятия и конкурсы для молодежи.
  7. Необходимо улучшить доступность финансовых услуг для всех слоев населения. Банки и финансовые организации должны предлагать простые и понятные продукты и услуги, а также обеспечивать консультации и поддержку в области финансового планирования. Повышение финансовой грамотности населения это долгосрочный процесс, который требует совместных усилий со стороны общества, государства и индивидуальных граждан.
  8. Только при условии повышения финансовой грамотности мы сможем создать стабильную и процветающую экономику, где каждый гражданин сможет успешно управлять своими финансами и достигать своих финансовых целей. [4]

Стратегия повышения финансовой грамотности

Для повышения финансовой грамотности населения РФ на сегодняшний день государством реализуется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

В рамках данного проекта выделяют две основные группы граждан, которым необходимо получение финансового образования, а именно: учащиеся школьного возраста и студенты, взрослое население, которые имеют низкий или средний уровень доходов.

  1. Первая группа (школьники и молодежь) пока находится только на пути к становлению экономически активных гражданами и довольно скоро им придётся столкнуться с принятием решений в сфере личных финансов. Также представителей данной группы можно считать более восприимчивыми к формированию ценностных установок, устойчивому развитию навыков финансового планирования и рационального поведения в рамках личных финансов.
  2. Вторая группа формируется из взрослого населения России, которые сегодня выступают в качестве основных потребителей массовых финансовых продуктов, в т. ч. услуг кредитования. В большей части взрослое население не располагает достаточными знаниями и навыками в сфере управления личными финансами.

Основные направления развития финансовой грамотности российского населения:

  1. Разработка и постепенная реализации стратегии повышения финансовой грамотности российского населения, мониторинг и оценка уровня грамотности в сфере финансов на сегодняшний день.
  2. Формирование потенциала в сфере повышения грамотности в отношении управления личными финансами, в т. ч.:

а) реализация программ обучения и организация так называемых «круглых» столов и семинаров экспертов в финансах, а также для преподавателей и педагогов различных уровней современной системы образования, значительное расширение кадрового потенциала в сфере управления личными финансами;

б) разработка информационно-образовательного портала, целью функционирования которого является решение вопросов в области личных финансов и защиты прав потребителей.

  1. Реализация принятых в регионах программ развития финансовой грамотности в пилотных и прочих субъектах РФ, предусматривающих организацию специализированных Региональных центров финансовой грамотности, разработку и внедрению в общую образовательную программу материалов по вопросам управления финансовой грамотностью, реализация указанных учебных программ, мониторинг и оценка эффективности реализованных мероприятий.
  2. Реализация различных мер поддержки в подготовке последующих мероприятий в сфере повышения грамотности в области управления личными финансами.
  3. Разработка и внедрение целого комплекса образовательных программ по управлению личными финансами, в т. ч. утверждение и реализация различного рода информационных кампаний по повышению финансовой грамотности.
  4. Совершенствование защиты прав потребителей на финансовых рынках, в т. ч.: формирование и реализация плана укрепления потенциала Роспотребнадзора в области защиты прав потребителейфинансовых услуг.
  5. Реализация подпроектов, основной целью которых является на увеличение уровня финансовой грамотности посредством поддержки наиболее интересных инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, в т. ч. инициативы по предоставлению потребителям различного рода финансовых консультаций.

А также утверждена новая Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения до 2030 года. Это Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года». [7]

Документ определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.

Цель стратегии — формирование к 2030 году у большинства российских граждан ключевых элементов финансовой культуры, способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества.

В качестве задач стратегии обозначены, в частности: расширение положительного опыта использования гражданами финансовых продуктов и услуг; обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности; формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку и финансовым институтам и др.

Опытно-поисковая работа

С целью проверки результативности предложенного в данной работе курса «Основы финансовой грамотности», была проведена опытно-поисковая работа. Для выявления уровня финансовой грамотности было проведено анкетирование, в котором приняли участие ученики 10 Б класса МАОУ Средней общеобразовательной школы № 6. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Выявить, насколько сформированы знания в области финансовой грамотности у школьников в данном образовательном учреждении.
  2. Организовать учебно-познавательную деятельность школьников по формированию знаний в области финансовой грамотности и умений решения финансовых задач и их интереса к изучению этой дисциплины;
  3. Проверить результативность разработанной методики формирования у школьников базовых знаний в области финансов и умений решения финансовых ситуаций.

Опытно-поисковая работа проходила в три этапа:

  1. Констатирующий этап: выявление начального уровня сформированности базовых понятий финансовой грамотности и умений решать финансовые ситуации;
  1. Формирующий этап: организация учебно-познавательной деятельности учеников с целью формирования у них понятий финансовой грамотности и умений решать финансовые ситуации;
  2. Контрольно-оценочный: анализ полученных результатов опытно-поисковой работы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в соответствии с теоретической направленностью исследования — повышение результативности учебного процесса по формированию у школьников знаний в области финансов и умение решать финансовые ситуации.

Этапы опытно-поисковой работы

Для удобства проведения анкетирования был использован сайт www.google.ru/forms [6].

Исходя из анализа ответов респондентов, было выявлено отношение обучающихся к финансовой грамотности и подтверждена необходимость внедрения финансовой грамотности в курс основной школы.

Анкетирование проводилось в 2023 году.

Вопрос 1. Как вы думаете, с какого возраста человек должен начинать самостоятельно делать сбережения на пенсию ?

– 31,7 % опрошенных — на самостоятельную заботу о своем обеспечении в старости с самого раннего возраста.

– 43 % считают, что заботиться о пенсии необходимо уже после 30 лет, когда уровень дохода будет выше.

– 16,3 % полагают, что лучше это делать непосредственно перед пенсией.

– 9 % возлагают заботу о своей пенсии полностью на государство.

Вопрос 2. Какого Ваше мнение о страховании? Выберите только один ответ.

– 15 % относятся к страхованию негативно.

– 9 % считают, страхование может навлечь неприятности («не буди лихо, пока оно тихо»).

– 76 % не имеют по поводу страхования какого-то мнения, относятся к нему безразлично.

Вопрос 3. Как Вы думаете, в каком случае риск потерять сложенные деньги выше? Выберите только один ответ.

– 25 % считают, что риск велик в категории «Купить акции предприятия».

– 25 % считают «Риски всегда велики».

– 43,3 % опрошенных старшеклассников выбрали «Купить государственную облигацию».

– 6,7 % выбрали вариант «Положить деньги на банковский счет».

Вопрос 4. В России в настоящее время работает государственная система страхования накоплений. В соответствии с ними государство возмещает вкладчикам их потери в некоторых случаях. По Вашему мнению, на какие именно случаи распространяются эти государственные гарантии? Выберите только один ответ.

– 40 % опрошенных ответили «Вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами».

– 53,3 % ответили неверно «Вложение в недвижимость на этапе строительства».

– 6,7 % затруднялись дать свой ответ.

Вопрос 5. А Вы ведете учет своих личных денежных средств? Речь идет о тех деньгах, которые дают Вам родители, или которые Вы зарабатываете сами.

– 43 % ведут учет.

– 57 % не ведут.

Вопрос 6. Андрей и Кирилл, два молодых человека одного возраста. Оба они работают в одной и той же компании и получают одинаковую зарплату. Андрей хочет взять кредит в банке для того, чтобы поехать в поездку заграницу. Кирилл же планирует взять кредит для того, чтобы купить машину. Как Вы думаете, кому из них банк даст кредит с более низкими процентами и почему? Выберите только один ответ.

– 27 % опрошенных выбрали вариант «Они заплатят одинаковую цену, поскольку у них одинаковый возраст, статус и доход».

– 12,1 % — зависит от цели кредитования.

– 12,4 % считают, «Выдадут Андрею, поскольку люди, выезжающие за рубеж, более исправно возвращают долги».

– 48,5 % опрошенных верно ответили — Кириллу, так как машина является залогом для банка в случае невозврата долга, банк может ее продать и получить деньги обратно.

Вопрос 7. Представьте себе, что Юля является обладателем банковской пластиковой карты, PIN -код, который она сама записала на самой карте или на листе бумаги, который держит в кошельке вместе с картой. В случае, если кошелек украли и сняли деньги со счета по карте, должен ли банк вернуть ей деньги? Выберите только один ответ.

– 57 % в ответе на вопрос о навыках хранения ПИН-кода ответили верно, выбрав ответ о том, что банк не несет ответственности за сохранность денег, если владелец карты хранит свой ПИН-код вместе с картой.

– 8 % опрошенных полную ответственность на банк возложили лишь.

– 35 % полагают, что банк должен возместить какую-то часть денег, но не всю.

Вопрос 8. Предположим, что Вы положили 100 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты по Вашему вкладу будут начисляться в конце каждого года и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на Вашем счету через 5 лет, если Вы будете совершать какие-либо другие приходные или расходные операции со своим счетом?

– 64 % ответили верно — более чем 150 рублей.

– 36 % выбрали неверный ответ менее чем 150 рублей.

Вопрос 9. Представьте себе, что год назад Вы положили деньги на счет со ставкой 8 % в год, а уровень инфляции за год составил 10 %. Как Вы думаете, сегодня на деньги с Вашего счета можно купить больше, меньше или столько же товаров и услуг, что и год назад?

– 93 % выбрали «Меньше, чем год назад».

– 7 % ответили неверно, выбрав «ровно столько же сколько и год назад».

Вопрос 10. Предложим, что в 2024 году доход Ваших родителей вырастет в 2 раза, при этот также в 2 раза увеличатся потребительские цены. Как Вы думаете, в 2024 году Ваши родители смогу купить больше, меньше или столько же товаров и услуг, что и сегодня?

– 64 % ответили «Ровно столько же, чем сегодня».

– 36 % выбрали «Меньше, чем сегодня».

Заключение

Финансовая грамотность очень ценится в современном мире. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния. Чем больше вы знаете, тем больше количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывать к этому меньше усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег. Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности.

Никогда не останавливайтесь в развитии финансового интеллекта. Чем больше времени вы будете посвящать овладению этим вопросом, тем выше будет доход и больше свободного времени на себя и семью.

Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его финансовых целей и обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем.

Сегодня мы — подростки-школьники, завтра мы — те, кто создаст свои семьи, станут специалистами в какой-то области или предпринимателями. Поэтому, чем раньше появится привычка управлять своими финансами, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою жизнь и карьеру.

Литература:

  1. Белехова Г. В. К вопросу о финансовой грамотности населения [Текст] / Г. В. Белехова // Проблемы развития территории — 2014. — No1 (69). — С. 53–66.
  2. Бойченко Е. В. Основы финансовой грамотности для первокурсников // Молодой учёный. — 2018. — No31. -с. 83–87.
  3. Кузина О. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. — 2015. — No 8. — с. 129–148.
  4. Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» No 11 (68) Том 1. НОЯБРЬ 2023 г.
  5. Овчинников М. Гид по финансовой грамотности / кол. Авторов. — М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2010. — 456 с.
  6. Смирнова Н. Финансовая грамотность для детей и подростков. — FinAssist, 2012. — 250 с.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
  8. Шродер Э. Снежный ком // Уоррен Баффет и бизнес жизни. 2008.
  9. Шевяков М. Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. — 2011. — No1. — С.30–35.
  10. Capital One’s Annual Back To School Survey Finds Teens Eager To Learn about Money, But Parents Continue To Overlook Important Learning Opportunities, June 2006.


Ключевые слова

финансовая грамотность, финансовые и игры, стратегия повышения финансовой грамотности, основы финансовой грамотности

Похожие статьи

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Направления повышения финансовой грамотности населения

Статья посвящена изучению проблемы финансовой грамотности современного общества. Определены причины низкой финансовой грамотности населения в России. Предложены направления решения данной проблемы.

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Похожие статьи

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся

В статье рассматривается метапредметный характер занятий, направленных на развитие функциональной грамотности. Выделяется роль математики в формировании финансовой и функциональной грамотности.

Направления повышения финансовой грамотности населения

Статья посвящена изучению проблемы финансовой грамотности современного общества. Определены причины низкой финансовой грамотности населения в России. Предложены направления решения данной проблемы.

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Задать вопрос