Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
Автор: Маеренкова Вера Васильевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.
Дата публикации: 31.03.2020
Статья просмотрена: 976 раз
Библиографическое описание:
Маеренкова, В. В. Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности / В. В. Маеренкова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5064/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов формирования познавательных универсальных учебных действий в решении задач.
Ключевые слова: финансовая грамотность, бюджет, доходы, кредит.
В соответствии с принятой Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, выделяются три направления требований к результатам математического образования:
1) практико-ориентированное математическое образование;
2) математика для использования в профессии;
3) творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях.
Примерно каждый четвёртый подросток, согласно последнему исследованию PISA, не умеет правильно распределять повседневные расходы. Уровень финансовой грамотности взрослых оказывается ещё ниже, в школе о деньгах тоже пока не говорят.
Никакие уроки в школе не помогут ребёнку стать по-настоящему финансово грамотным, если с ним не говорят об этом в семье, не объясняют на конкретных примерах, откуда берутся деньги и как их тратить с умом.
Финансовая грамотность — это совокупность базовых знании в области финансов, банковского дела, страхования, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные схемы вложения денег [2].
Особая роль в организации финансовой грамотности школьника принадлежит именно математике, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики к жизненным ситуациям.
Основы формирования финансовой грамотности я осуществляется в рамках внеурочной деятельности по математике.
Задания распределяю по следующим типам:
Задачи на потребности и расходы [3]:
- По тарифному плану «Просто как день» компания сотовой связи каждый вечер снимает со счёта абонента 20 руб. Если на счету осталось меньше 20 руб., то на следующее утро номер блокируют до пополнения счёта. Сегодня утром у Лизы на счету было 900 руб. Сколько дней (включая сегодняшний) она сможет пользоваться телефоном, не пополняя счёт?
- Шоколадка стоит 70 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 1000 рублей в воскресенье?
Задачи на взаимозаменяемые варианты [3]:
На графике точками изображено количество минут, потраченных на исходящие вызовы, и количество гигабайтов мобильного интернета, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2019 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены красными и синими (сплошными и пунктирными) линиями соответственно. Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Количество минут и гигабайтов мобильного интернета
В течение года абонент пользовался тарифом «Стандартный», абонентская плата по которому составляет 400 рублей в месяц.
При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа «Стандартный» входит:
– Пакет минут, включающий 250 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ;
– Пакет интернета, включающий 2,5 гигабайта мобильного интернета;
– Пакет SMS, включающий 200 SMS в месяц;
– Безлимитные бесплатные входящие вызовы.
Стоимость минут и SMS сверх пакета указана в таблице.
Абонент не пользовался услугами связи в роуминге и не звонил на номера, зарегистрированные за рубежом. За весь год абонент отправил 103 SMS. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходящие вызовы
Исходящие вызовы |
3 руб./мин. |
Мобильный интернет: дополнительные пакеты по 0,5 Гб |
50 руб. за пакет |
SMS |
5 руб. шт. |
В конце 2019 года оператор связи предложил абоненту перейти на новый тариф, условия которого приведены в таблице 2.
Таблица 2
Новый тариф
Стоимость перехода на тариф |
0 руб. |
Абонентская плата в месяц |
450 руб. |
в абонентскую плату ежемесячно включены: |
|
пакет исходящих минут |
300 минут |
пакет мобильного интернета |
3 Гб |
пакет SMS |
250 SMS |
после расходования пакетов: |
|
входящие вызовы |
0 руб./мин. |
исходящие вызовы |
5 руб./мин. |
мобильный интернет |
100 руб. за 0,5 Гб |
SMS |
3 руб. шт. |
Абонент решает, перейти ли ему на новый тариф, посчитав, сколько бы он потратил на услуги связи за 2019 г., если бы пользовался им. Если получится меньше, чем он потратил фактически в 2019 г., то абонент примет решение сменить тариф.
Перейдет ли абонент на новый тариф? В ответе запишите ежемесячную абонентскую плату по тарифу, который выберет абонент на 2020 год.
Задачи на потребительский выбор [2]:
- Алексей хочет взять в аренду на 7 дней небольшой внедорожник для поездки в горы и выбирает из двух вариантов. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Характеристики внедорожника
Характеристики |
Внедорожник А |
Внедорожник В |
Стоимость аренды |
4000 руб. в сутки |
5100 руб. в сутки |
Расход бензина на 100 км пути |
10 литров |
9 литров |
Используемый бензин и его стоимость |
АИ-95 по цене 40 руб. за литр |
АИ-95 по цене 40 руб. за литр |
За время аренды Алексей планирует проехать 3500 км и хочет выбрать автомобиль с минимальной полной стоимостью аренды. Автомобиль какой марки ему следует арендовать в таком случае?
- Семья одноклассника Миши Сидорова состоит из трёх человек: папа — Александр Павлович, мама — Екатерина Ивановна и он. Они решили все вместе отдохнуть летом в санатории в Анапе. Чтобы собрать деньги для покупки путёвок и проезда к месту отдыха и обратно, члены семьи в течение полугода откладывают ежемесячно 90 монет. Путёвка и проезд стоят 150 монет на одного человека, причём путёвка в два раза дороже проезда. Кроме того, отдых требует дополнительных расходов, составляющих 25 монет для каждого отдыхающего.
Как ты думаешь, хватит ли семье отложенных денег, чтобы отдохнуть в санатории?
Задачи на скидки [1]:
- В оптовом магазине мыло продается упаковками. Упаковка мыла марки «А» стоит 438 рублей, марки «Б» –205 рублей 29 копеек. При этом в упаковке марки «Б» мыла вдвое меньше, чем в упаковке марки А. Определите, мыло какой марки дешевле.
- В строительном магазине «А» шурупы продаются упаковками по 110 штук и стоят 240 рублей за упаковку, в магазине «Б» такие же шурупы продаются упаковками по 100 штук и стоят 198,25 рублей за упаковку. Определите, в каком магазине цена одного шурупа ниже.
- Для поездки в европейскую страну Петр купил 700 евро по курсу 76 рублей 50 копеек за евро. За время поездки он истратил 475 евро. Вернувшись в Россию, Петр решил обменять оставшиеся евро на рубли и смог это сделать по курсу 74 рубля 20 копеек за евро. Какую сумму в рублях выиграл или потерял Петр на операциях обмена валюты?
Задачи на доходы и налоги [1]:
- За компьютерный набор текста Артем и Сергей получили 8400 рублей. Во время работы они заказывали на обед пиццу и ели ее вдвоем, деля пополам. Всего за пиццу они заплатили 1200 рублей, причем 2/3 из них внес Сергей, остальные — Артем. Как должны они распределить между собой полученный доход с учетом понесенных расходов, если мальчики считают, что Артем работал в 2 раза больше Сергея?
- Три студента Леша, Миша и Дима решили подработать, оказывая услуги по доставке грузов. Для этого они арендовали на день машину за 3800 рублей, а доходы договорились делить исходя из количества часов, отработанных каждым из них в роли грузчика или водителя. При этом решили, что час работы грузчиком стоит в два раза дороже, чем час работы водителем. За день ребята получили 11 000 рублей, при этом Леша и Миша были за рулем по 2 часа, а грузчиками работали 3 и 5 часов соответственно. У Димы нет водительских прав, поэтому он работал только грузчиком 8 часов. Сколько денег заработал за день каждый из ребят?
Задачи на кредиты и займы [3]:
- Елена хочет взять в банке кредит на покупку новой машины на сумму 350000 рублей под 10 % годовых. Согласно предлагаемому банком договору, погашение кредита может происходить только раз в год после начисления процентов. При этом сумма погашения может быть любой, но не меньше 70000 рублей. Заработная плата Елены после вычета налогов (получаемая на руки) составляет 50000 рублей, а ее необходимые ежемесячные расходы — 22000 рублей. Кроме того, она арендует квартиру за 20000 рублей в месяц. За какое минимальное число лет Елена сможет полностью выплатить кредит?
- Алла Петровна получила кредит в 8000 зедов от финансовой компании «Первый кредит». Годовая процентная ставка на кредит составляет 15 %. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита составляют 150 зедов. После одного года долг Аллы Петровны все еще составляет 7400 зедов. Другая финансовая компания, «Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в 10 000 зедов с годовой процентной ставкой 13 %. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 зедов.
Если Алла Петровна возьмет кредит от компании «Лучший кредит», она тут же вернет свой нынешний кредит. Какие две другие финансовые выгоды получит Алла Петровна, если возьмет кредит от компании «Лучший кредит»?
С каким возможным негативным финансовым последствием столкнется Алла Петровна, если согласится взять кредит от компании «Лучший кредит»?
Организация работы по вопросам финансовой грамотности в школе — это одно из направлений инновации в обучении, так как при этом происходит формирование познавательных универсальных учебных действий, которые помогут моим ученикам в дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько откладывать денег, как планировать будущее. Эти знания им реально пригодятся в жизни.
Литература:
- Вендина А. А., Малиатаки В. В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. 2015. № 38. С. 272–276.
- Вендина А. А., Чечулина М. А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач // European Research. 2016. № 2 (13). С. 88–91.
- Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ // Школьная педагогика. 2016. № 4. С. 23–26
Похожие статьи
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике
В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.
Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России
В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности
Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.
Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников
В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических знаний. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс обучения воспитанников основам финансовой грамотности в ус...
Похожие статьи
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике
В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.
Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России
В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности
Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.
Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.
Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников
В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических знаний. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс обучения воспитанников основам финансовой грамотности в ус...