Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чечулина, М. А. Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач / М. А. Чечулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38223/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном обществе с приходом рыночной экономики стала актуальна тема повышения финансовой культуры общества, каждый человек должен понимать, что он сам в ответе за защиту своих интересов от финансового мошенничества, только от него зависит его будущее финансовое благополучие.

Развитие процесса повышения финансовой культуры населения является закономерным, так как высокий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. В финансовом образовании нуждаются все категории граждан. Детям оно даёт фундаментальные знания для дальнейшего развития своих навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежь также нуждается в финансовом образовании, оно может помочь при решении проблем финансирования образования или решения жилищных проблем через финансовое планирование. Финансовая грамотность необходима и взрослым гражданам для самостоятельного управления личными финансами, для оптимального соотношения сбережения и потребления, а также для оценки рисков и принятия решений при инвестировании своих сбережений и планировании пенсионного обеспечения. Таким образом, общество явно нуждается в формировании финансовой культуры. Очевидно, что молодое поколение это одна из уязвимых социальных групп, поэтому некоторые элементы финансовой грамотности следует преподавать уже в школе.

В практике выделяют несколько уровней сформированности финансовой культуры учащихся с учетом возрастных особенностей [4]: первый уровень — младший школьный возраст; второй уровень — подростковый возраст; третий уровень — старший школьный возраст.

На первом и втором уровнях осваиваются нормы и ценности, составляющие содержание общей и финансовой культуры. На третьем уровне у учащихся формируются умения оперировать финансовыми (экономическими) понятиями и суждениями, строить доказательства, опровержения; использовать для решения задач такие методы, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, прогнозирование, построение гипотез и т. д.

Учащиеся старших классов — это особая группа общества, переходная ступень в самостоятельную жизнь. Финансовая грамотность на данном этапе жизни особо важна, так как учащиеся готовятся к поступлению в ВУЗы, СУЗы, учащиеся начинают жить без родительской опеки, они принимают самостоятельные решения различного рода проблем. У каждого учащегося имеется собственный бюджет, отсюда появляются различные проблемы финансового характера.

Обучаясь в ВУЗах и СУЗах и проживая в общежитии, студенты сталкиваются со многими из них: самостоятельное планирование расходов денежных средств, покупка книг, посещение различных учреждений, оформление пластиковой карточки, и т. д. Чтобы решение данных проблем не занимало много времени, нужно с детства готовить детей к решению ряда финансовых задач.

При решении практико-ориентированных финансовых задач применяются математические методы расчетов. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что нет необходимости вводить в школах новый предмет для улучшения финансовой культуры учащихся, достаточно использовать учебные программы по математике или контрольно-измерительные материалы экзаменов по математике ОГЭ и ЕГЭ, в состав которых входят задания с финансовой составляющей [1].

Проанализировав школьные учебники по математике, можно утверждать, что в содержании имеются задачи с финансовой направленностью, это значит, что при изучении математики в школе формируется финансовая грамотность учащихся [1]. Часто учащиеся в задачах, которые имеют экономические понятия, видят только повод для математических действий и не обращают внимание на их экономическое содержание. Если проанализировать результаты ЕГЭ за 2014 год, можно заметить, что многие учащиеся не справляются с элементарными видами практико-ориентированных задач, так, например, с задачей В1 «Практический расчет, оценка и прикидка» справились 90,6 % выпускников 2014-го года, а с задачей B4 «Работа с таблицами. Расчеты в повседневной жизни» справились всего лишь 66,5 % выпускников. Поэтому учителю на уроках математики следует рассматривать те задачи, которые будут способствовать формированию у учащихся следующих умений: планировать и рассчитывать личный бюджет, заполнять квитанции об оплате, подсчитывать налоги, рассчитывать сумму банковских процентов по депозиту или кредиту [3]. Учителю важно показать учащимся, как математика может быть полезна и применима в реальной жизни.

Рассмотрим некоторые примеры финансово-расчетных задач, которые могут использоваться на уроках математики в начальной и средней школах [2].

1. В начальной школе может быть рассмотрена следующая задача.

Тебе нужно купить книгу, которая стоит 123 рубля. У тебя есть купюра номиналом 100 рублей и еще одна купюра 50 рублей. Посчитай, хватит ли этих денег? Сколько сдачи должен продавец тебе дать? Какими монетами или купюрами он может это сделать?

Решение данной задачи поможет ребенку осознать ценность денег и привить навыки правильного счета денег.

2. После изучения темы «Проценты» учитель может предложить учащимся задачу: Маша копит на приставку PlayStation, которая стоит 4650 рублей. Каждый месяц Маша откладывает на ее покупку 400 рублей. Сравним, что будет происходить с Машиными деньгами, если они будут оставаться в банке-копилке или если Маша положит их в банк под 11 %.

Месяцы

В банке-копилке

В банке-учреждении

1

400

404

2

800

811

11

4400

4650

12

4800

5096

Вывод: если Маша будет копить на приставку в банке, то она сможет ее купить или на 1 месяц раньше, или накопит на нее за год на 296 рублей больше.

Данная задача поможет учащимся получить представление о способах накопления денежных средств.

3. В старших классах учащимся будет интересна следующая задача: Цена мопеда 23000 рублей. С помощью кредитного калькулятора на сайте банка Паша рассчитал, что он купит мопед в кредит под 19,5 % (срок кредита 2 года). Какую сумму Паша переплатит, если возьмет кредит?

После всех вычислений получим, что Паша за 2 года заплатит за покупку на 5600 рублей больше. Выгоднее было бы откладывать деньги в банк под 11 % годовых по 1000 рублей ежемесячно, Паша накопил бы на покупку за 17 месяцев [5].

Учащимся старшей школы можно предложить научно-исследовательские кейс-задачи, в основе которых лежит описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Перед тем, как приступить к решению кейс-задач, ученики знакомятся с представленной ситуацией.

Кейс-задача 1. Екатерина и Петр решили взять кредит на покупку мебели в размере 150000 рублей. Рядом с их домом находятся три банка. Кредит они планируют погасить в течении одного года. Вычислите сколько будет составлять ежемесячный платеж и сколько они переплатят за весь период кредитования в каждом из банков. Определите, в каком банке будет выгоднее взять кредит Екатерине и Петру. Данные о банках представлены в таблице.

Банк

% годовых

Хоум Кредит

24,9 %

ВТБ24

17 %

Сбербанк

23 %

Кейс-задача 2. У Николая имеются сбережения в размере 150000 рублей. Он решил их вложить в один из трех банков. Через год он планирует снять деньги на покупку автомобиля. Вычислите, какой ежемесячный доход будет в каждом из банков. Выясните, в какой банк лучше вложить деньги и на какой вклад. Все данные о вкладах представлены в таблице.

Банк

Вклад

% годовых при капитализации

% годовых без капитализации

Описание

Хоум Кредит

«Базовый»

11,58 %

11 %

Ежемесячно можно снимать %

ВТБ24

«Комфортный»

7,71 %

7,45 %

Возможно ежемесячное пополнение и снятие %

«Накопительный»

8,03 %

7,75 %

Возможно ежемесячное пополнение

«Выгодный»

8,19 %

7,9 %

Сбербанк

«Сохраняй»

7,82 %

7,55 %

«Пополняй»

7,55 %

7,3 %

Возможно ежемесячное пополнение

«Подари жизнь»

8,35 %

8,10 %

Каждые 3 месяца перечисляются в благотворительные фонд «Подари жизнь» сумма в размере 0,3 % годовых от суммы вклада

Подводя итог, стоит отметить, что для обеспечения сформированности финансовой культуры школьников важное значение имеют теоретические знания экономических законов, явлений, понятий; умение находить и использовать информацию, а также умение вырабатывать собственные приемы и способы для принятия самостоятельных решений в стандартных и проблемных ситуациях; формирование навыков использования математических знаний при вычислении основных финансовых показателей.

Литература:

  1. Вендина А. А., Малиатаки В. В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. — 2015. — № 38.– С. 259–263.
  2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  3. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2014/2015 учебный год: учебное пособие. Математика. — Ставрополь, 2014.
  4. Бушкова Н. К. Формирование экономической культуры учащихся в системе непрерывного экономического образования школы. [Электронный ресурс]: Библиотека педагогических и психологических наук. URL: http://nauka-pedagogika.com (дата обращения: 27.10.2015).
  5. Чечулина М. А. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). [Электронный ресурс]: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf
Основные термины (генерируются автоматически): задача, рубль, учащийся, финансовая грамотность, банк, ежемесячное пополнение, Кредит, какой банк, финансовая культура, финансовое образование.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в практике работы специалистов с обучающимися с ОВЗ

Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системно-деятельностный подход на уроках химии

Профессиональная подготовка экономистов посредством решения оптимизационных задач

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Причинно-следственный подход для анализа безопасности сложных систем

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Интерактивный подход к обучению решения задач двойственным симплекс-методом

Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в практике работы специалистов с обучающимися с ОВЗ

Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системно-деятельностный подход на уроках химии

Профессиональная подготовка экономистов посредством решения оптимизационных задач

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Причинно-следственный подход для анализа безопасности сложных систем

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Интерактивный подход к обучению решения задач двойственным симплекс-методом

Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе

Задать вопрос