Финансовая математика в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воротнева, С. Н. Финансовая математика в школе / С. Н. Воротнева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18128/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье отражены: важность финансовой грамотности, практические задачи для учащихся школ.

Ключевые слова: финансовая математика, экономическая ситуация, процент.

Почему это важно?

В жизни часто приходится искать ответы на вопросы: «Какая финансовая сделка выгоднее?», «Как распорядиться деньгами?», «Как увеличить доходы и сократить расходы?», «Что такое инфляция?», «Доход в 3 % годовых-это много или мало?» и т. д.

Чтобы хорошо ориентироваться в финансовом пространстве, необходимо уже со школы формировать базовые представления о принципах вычислений, составляющих основу всех финансовых расчётов.

Финансовое образование и финансовая грамотность являются одними из самых важных факторов экономического роста страны и повышения уровня доходов населения.

Финансовая грамотность- главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны.

Поэтому на уроках математики и на внеурочной деятельности в школе целесообразно включать задания, направленные на:

– формирование финансовой грамотности у учащихся,

– расширение знаний о различных профессиональных сферах, о выборе профессии.

– формирование интереса к математике как к учебному предмету.

Задачи для достижения цели:

1) Дать определение понятиям: финансовая математика и финансовые расчеты;

2) Рассмотреть основные задачи финансовой математики;

3) Показать многообразие профессий, связанных с финансовыми расчётами;

4) Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

5) Обьяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена — с одной стороны и нравственными понятиями, такими как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

6) Научить детей правильно себя вести в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.)

Я провела анкету для учащихся 9–11 классов. По результатам анкетирования получила диаграмму.

Проект по теме: Финансовая математика

Данная диаграмма показывает, как много профессий связаны с финансовыми расчётами в той или иной мере.

Практическая значимость данной темы заключается в расширении представлений о финансовой математике и знакомстве с видами профессий, связанных с финансовыми расчётами.

В школе нужно решать основные типовые задачи:

– Определение величины по известному проценту,

– Определение процента по известной величине,

– Доходность вклада по формуле простых процентов,

– Доходность вклада по формуле сложных процентов,

– Расчёт процентной ставки.

Приведу пример финансовой задачи для 5 класса:

Предположим, что родители в месяц выделяют на ваши расходы (питание в школе и карманные расходы) 3900р. Хватит ли вам денег на покупку новых наушников, на которые сейчас скидка 20 %, если в столовой вы выбираете блюда из предложенного меню, а цена наушников до скидки 630р?

Пример задачи для 8 класса:

Петя мечтает совершить поездку в Америку. Он понимает, что это не дешевое мероприятие. Решает увеличить свои сбережения. У него 100 000 руб, он планирует увеличить их через два года до 120 000руб. Для этого он решил открыть депозитный вклад в банке. Помогите как сделать это?

Вопросы и задания ученикам:

  1. Какие виды вкладов вы знаете?
  2. Какую процентную ставку предлагают банки для вклада?
  3. От чего зависит процентная ставка?
  4. Какую процентную ставку должен предложить банк, чтобы у Пети через два года на счету было 120000 руб?
  5. Смогут ли банки нашего города предложить вклад не меньше данной процентной ставки?

А вот задачи для ребят 10–11 классов:

1) Вы — студент и получаете стипендию в размере 3000 рублей. Через три месяца у друга день рождения. Вы хотите накопить и сделать ему подарок. Ежемесячно Вы тратите на проезд 380 руб., поход в кино — 950 руб., оплату телефона — 300 руб. Выберите самый выгодный инструмент достижения вашей цели:

А. Открыть пополняемый депозит без капитализации процентов под 10 % годовых.

Б. Открыть пополняемый депозит с ежемесячной капитализацией процентов под 9,5 % годовых.

2) Рассчитайте начисленную сумму вклада, открытого вкладчиком на 12 месяцев под 10 % годовых с ежемесячным начислением процентов, если на депозит было положено 100 000 рублей. Определите доходность вклада.

3) Банк «Дружба» предлагает жителям города Энск два варианта депозита для разных категорий горожан: 1) Для молодых семей и студентов депозит под 8 % с начислением процентов в конце каждого месяца; 2) Для всех других горожан — депозит под 8 % с начислением процентов в конце года. Определите более выгодный вариант размещения депозитов на один год.

4) Гражданка открыла вклад с капитализацией в банке «Продвижение». Через два года сумма вклада увеличилась на 83200 рубля при процентной ставке 8 %. Сколько денег положила на счёт гражданка? Правильно ли она поступила, если, положив такую же сумму на вклад в другом банке, при закрытии вклада она бы получила 550 000 рублей (на данный вклад в банке начисляются не проценты, а вознаграждение за открытие вклада).

5) 15 мая заемщик берет кредит в банке на 20 месяцев. Условия возврата кредита следующие: — 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 0,5 % по сравнению с концом предыдущего месяца; — со 2-го по 14 число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; — 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Сколько процентов от суммы кредита, с учетом начисленных процентов нужно выплатить банку?

6) Дмитрий решил перевести своей сестре — студентке на день рождения 30000 рублей. Перевод осуществляется онлайн-переводом через официальный сайт одной из систем переводов денежных средств России со своей банковской карты на банковскую карту сестры. Определите сумму, которую спишет система переводов за перевод с банковской карты Дмитрия, если ее комиссионные составляют 1 % суммы. Задача 4.5. Молодой человек решил купить новый смартфон в Интернетмагазине электронных товаров через Кэшбэк-платформу. Свою покупку в размере 70000 рублей он оплатил банковской картой с опцией «кэшбэк» в размере 7 %. Кроме того, за покупку на кэшбэк — платформе молодой человек также получил денежный возврат на свою банковскую карту в размере 8 % от стоимости покупки. Сколько рублей в результате обошлась покупка смартфона молодому человеку?

Дополнительная информация. Кэшбэк — это инструмент поощрения покупателей, который возвращает покупателю определённый процент денежных средств от суммы, совершённой им покупки. Кэшбэк применяется:

–В банковском бизнесе. Банки возвращают на счёт покупателя % за покупки с помощью банковской карты, например, Сбербанк, Альфа Банк и др.

–В розничной торговле. Отсроченная скидка, в виде бонусов на бонусную карту или дисконтную карту.

–В интернет-торговле. Возврат части денег от потраченной суммы при покупках в интернет-магазинах.

Литература:

  1. Берзон Н. И. Финансовая грамотность — необходимый навык современного человека- 2016;
  2. Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ/ Школьная педагогика.-2016;
  3. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности»-М.,2019

Похожие статьи

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ

Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в контексте усиления прикладной направленности обучения математике в школе. Ее содержание направлено на выявление школьников, имеющих скло...

Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации

В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Профессиональная направленность обучения математике

Повышение уровня финансовой грамотности школьников на уроках математики

В статье указано значение финансовой грамотности для современного человека. Рассмотрены финансовые задачи для повышения финансовой грамотности школьников с 5 по 11 класс.

Похожие статьи

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ

Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в контексте усиления прикладной направленности обучения математике в школе. Ее содержание направлено на выявление школьников, имеющих скло...

Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации

В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Профессиональная направленность обучения математике

Повышение уровня финансовой грамотности школьников на уроках математики

В статье указано значение финансовой грамотности для современного человека. Рассмотрены финансовые задачи для повышения финансовой грамотности школьников с 5 по 11 класс.