Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников
Автор: Толкачева Татьяна Степановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)
Дата публикации: 01.07.2022
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Толкачева, Т. С. Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников / Т. С. Толкачева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/455/17365/ (дата обращения: 22.12.2024).
Финансовая грамотность сегодня
В последнее десятилетие в нашей стране актуальным становится вопрос повышения финансовой грамотности населения. Данному вопросу уделяется все больше и больше внимания. Так, повсеместно в общеобразовательных школах введены дополнительные внеурочные занятия по выработке у учащихся навыков по определению финансового состояния, бюджетирования, расходования финансов и умения обращения с денежными средствами.
Методы обучения финансовой грамотности внедряются не только в школах, такая работа проводится и среди родителей учащихся. Подобные меры, принимаемые разными обучающими инстанциями, способствует повышению уровня финансовой грамотности населения, оказывают влияние на развитие экономики и в целом на повышение общественного благосостояния.
Актуальность финансовой грамотности
Финансовая грамотность сегодня уже актуальный и практически обязательный навык для каждого ответственного и гармонично развитого человека. Научившись планировать семейный и личный бюджет, мы можем реализовать свои жизненные планы и претворять в жизнь смелые мечты. Рачительное обращение с денежными средствами при обладании финансовой грамотностью позволяет получить совершенно неожиданные результаты, которые в повседневной жизни не достигаются без определенных навыков и знаний по формированию бюджета и расходованию финансов.
Основная часть
Регламент исследовательской деятельности
В своей педагогической деятельности формирование навыков финансовой грамотности учащихся реализую в рамках проектной внеурочной работы.
Внеурочная деятельность направлена на организацию различных социальных проектов и исследовательских работ, связанных с постижением проблематики финансовой грамотности, применением, проработкой и решением финансовых, экономических вопросов, непосредственно возникающих в повседневном быту.
Алгоритм построения проекта
В качестве методического материала используются разные формы и способы формирования навыков финансовой грамотности учащихся. Основные требования к использованию проектной формы обучения:
– наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
– теоретическая и практическая значимости результата проекта;
– возможность самостоятельной деятельности (индивидуальной, групповой, парной);
– структурирование материала проектной деятельности.
– аналитическая оценка проекта и результатов исследования;
– определение практической выгодности и результативности проекта.
Методические приемы обучения :
В своей работе я использую совокупность методов, направленных на обеспечение определенной последовательности действий для достижения основной цели — воспитание рачительного отношения к денежным средствам в процессе приобретения навыков финансовой грамотности:
– определение проблемы («Возможно ли накопить на ноутбук школьнику», «Роль математических процентов в расчете налоговых вычетов», «Контроль бюджета»);
– выдвижение гипотезы их решения;
– обсуждение методов (статистические, экспериментальные и т. д.);
– обсуждение способов оформления результатов (презентация, творческий отчет);
– сбор, систематизация, анализ полученных данных (теоретический, практический материал);
– подведение итогов, оформление результатов, презентация (выступление перед классом, параллелью классов, на практических конференциях различного уровня).
Заключение
Ожидаемые результаты
В процессе занятий по методике, изложенной выше, учащиеся приобретают следующие знания и навыки:
– поисковые навыки;
– ориентирование в сфере бюджетирования и расходования денежных средств;
– информационные познания;
– оценочные навыки;
– навыки финансового планирования;
– финансовые навыки, связанные с формированием доходности и расходования денежных средств.
Обозначенная деятельность способствует формированию финансовой грамотности учащихся. В свою очередь получение определенных навыков и знаний по финансовой грамотности существенно влияет на повышение уровня понимания между учащимися и родителями, оказывая неоценимую практическую помощь в воспитательном процессе детей.
Литература:
- Абросимова О. М. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в образовательных организациях. Научные записки молодых исследователей. 2017. № 6. С.15–18
- Официальный сайт Минфин РФ. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.» URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377
- Урок.Рф›Library…Fgos…Finansovaya_Gramotnost_V…