Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 01.07.2022

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Толкачева, Т. С. Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников / Т. С. Толкачева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/455/17365/ (дата обращения: 21.11.2024).



Финансовая грамотность сегодня

В последнее десятилетие в нашей стране актуальным становится вопрос повышения финансовой грамотности населения. Данному вопросу уделяется все больше и больше внимания. Так, повсеместно в общеобразовательных школах введены дополнительные внеурочные занятия по выработке у учащихся навыков по определению финансового состояния, бюджетирования, расходования финансов и умения обращения с денежными средствами.

Методы обучения финансовой грамотности внедряются не только в школах, такая работа проводится и среди родителей учащихся. Подобные меры, принимаемые разными обучающими инстанциями, способствует повышению уровня финансовой грамотности населения, оказывают влияние на развитие экономики и в целом на повышение общественного благосостояния.

Актуальность финансовой грамотности

Финансовая грамотность сегодня уже актуальный и практически обязательный навык для каждого ответственного и гармонично развитого человека. Научившись планировать семейный и личный бюджет, мы можем реализовать свои жизненные планы и претворять в жизнь смелые мечты. Рачительное обращение с денежными средствами при обладании финансовой грамотностью позволяет получить совершенно неожиданные результаты, которые в повседневной жизни не достигаются без определенных навыков и знаний по формированию бюджета и расходованию финансов.

Основная часть

Регламент исследовательской деятельности

В своей педагогической деятельности формирование навыков финансовой грамотности учащихся реализую в рамках проектной внеурочной работы.

Внеурочная деятельность направлена на организацию различных социальных проектов и исследовательских работ, связанных с постижением проблематики финансовой грамотности, применением, проработкой и решением финансовых, экономических вопросов, непосредственно возникающих в повседневном быту.

Алгоритм построения проекта

В качестве методического материала используются разные формы и способы формирования навыков финансовой грамотности учащихся. Основные требования к использованию проектной формы обучения:

– наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

– теоретическая и практическая значимости результата проекта;

– возможность самостоятельной деятельности (индивидуальной, групповой, парной);

– структурирование материала проектной деятельности.

– аналитическая оценка проекта и результатов исследования;

– определение практической выгодности и результативности проекта.

Методические приемы обучения :

В своей работе я использую совокупность методов, направленных на обеспечение определенной последовательности действий для достижения основной цели — воспитание рачительного отношения к денежным средствам в процессе приобретения навыков финансовой грамотности:

– определение проблемы («Возможно ли накопить на ноутбук школьнику», «Роль математических процентов в расчете налоговых вычетов», «Контроль бюджета»);

– выдвижение гипотезы их решения;

– обсуждение методов (статистические, экспериментальные и т. д.);

– обсуждение способов оформления результатов (презентация, творческий отчет);

– сбор, систематизация, анализ полученных данных (теоретический, практический материал);

– подведение итогов, оформление результатов, презентация (выступление перед классом, параллелью классов, на практических конференциях различного уровня).

Заключение

Ожидаемые результаты

В процессе занятий по методике, изложенной выше, учащиеся приобретают следующие знания и навыки:

– поисковые навыки;

– ориентирование в сфере бюджетирования и расходования денежных средств;

– информационные познания;

– оценочные навыки;

– навыки финансового планирования;

– финансовые навыки, связанные с формированием доходности и расходования денежных средств.

Обозначенная деятельность способствует формированию финансовой грамотности учащихся. В свою очередь получение определенных навыков и знаний по финансовой грамотности существенно влияет на повышение уровня понимания между учащимися и родителями, оказывая неоценимую практическую помощь в воспитательном процессе детей.

Литература:

  1. Абросимова О. М. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в образовательных организациях. Научные записки молодых исследователей. 2017. № 6. С.15–18
  2. Официальный сайт Минфин РФ. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.» URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377
  3. Урок.Рф›Library…Fgos…Finansovaya_Gramotnost_V…

Похожие статьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Похожие статьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов