В статье авторы рассматривают аспекты программы повышения уровня экономической культуры среди населения в методологическом и функциональном представлении.
Ключевые слова: стратегия развития, экономическая культура, финансовая грамотность, экономика, методология
В Стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2017–2023 гг. определены приоритетные цели, задачи, а также способы эффективного достижения целей и решения задач в документе управления отношениями, возникающими в сфере финансовой грамотности населения [1].
В документе описывается создание системы финансового образования и информирования населения в сфере финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Отмечается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности», рационально выбирать финансовые услуги, избегать несоразмерных доходам долгов, уметь отстаивать свои законные права, быть способным распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Предусматривается продолжение работы по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения, по разработке онлайн-игр по финансовой грамотности, организации онлайн-олимпиад для школьников и студентов [2].
Необходимо развивать практику проведения таких мероприятий, как Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Неделя финансовой грамотности в регионах России. В реализации Стратегии участвуют Минфин России, ЦБ РФ и другие органы исполнительной власти и организации, в том числе Минобрнауки России, Роспотребнадзор. Центральным понятием международной программы является «грамотность», которая в более широком смысле также определяется как функциональная грамотность. Только функционально грамотная личность может использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, навыки и умения для решения максимально широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В структуру функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать акты деятельности в неопределенной ситуации в условиях многофакторной экономической среды вокруг [3].
Итак, проблема функциональной грамотности — это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов устранения безграмотности и формирования функциональной грамотности в дистрибуции материальных активов [4].
Объектом исследования являются интернет-публикации, направленные на повышение финансовой грамотности молодежи.
Актуальность исследования на экономическом уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокую креативность, которая может помочь решить проблему трудоустройства.
Актуальность исследования на научном уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на формировании функциональной грамотности обучающихся.
Вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся многоаспектен, но его имплементация прежде всего, связана с необходимостью разрешения возникших противоречий между традиционной системой обучения, осуществляемой в образовательных организациях, и требованиями к разработке и реализации образовательных программ по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп обучающихся образовательных организаций на уровне обучения методом владения средствами и распоряжения ими [5].
Оказать содействие в решении задач повышения уровня функциональной финансовой грамотности может как методологическое обеспечение [6], так и проектная деятельность: в частности, медиапроекты.
Ориентированность медиапроектов на молодежную аудиторию предполагает знание её специфики и учет особенностей подачи информации для молодежи. Метод инфотейнмета, который сочетает в себе информацию и развлечение, позволяет не только привлечь эту аудиторию к проекту, но и донести сложную информацию в доступной форме.
Популяризация финансовой грамотности на сегодня является актуальной задачей и для СМИ, что позволяет сочетать имплементацию разных методов просвещения в удобной информационной среде.
Государственная установка на повышение финансовой грамотности населения обозначена в таких государственных документах, как Концепция социально-экономического развития Российской Федерации, распоряжение правительства РФ и др.
Особое внимание в них уделяется молодежи и необходимости привлечь ее внимание к таким знаниям, мотивируя на получение необходимых навыков.
Популяризация, как направление в деятельности СМИ, предполагает освещение какой-либо специальной области знаний в доступной для широкой аудитории форме.
Таким образом, создание медиапроекта как способа имплементации стратегии повышения уровня финансовой грамотности (направленного на молодежную аудиторию и мотивирующий ее на получение новых знаний) и навыков в сфере финансовой грамотности представляется актуальной задачей.
Литература:
- Нурмухаметов, И. М. Методология реализации стратегии финансовой грамотности в регионах через систему образовательных учреждений / И. М. Нурмухаметов // Туныктышо. Учитель. — 2018. — № 4. — С. 11–15.
- Абиева, М. М. Стратегия повышения финансовой грамотности населения / М. М. Абиева, М. С. Дубаева, А. И. Межиева // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 70–3. — С. 107–110.
- Осадчий, В. В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе / В. В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. — 2021. — Т. 3. — № 3. — С. 12–16.
- Осадчий, В. В. Методология и принципы распределения активов / В. В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. — 2021. — Т. 2. — № 6. — С. 128–132.
- Осадчий, В. В. Методы ведения личного бюджета и стратегии управления расходами / В. В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. — 2021. — Т. 2. — № 1. — С. 36–39. — DOI 10.47576/2712–7516_2021_1_2_36.
- Осадчий, В. В. Основы инвестирования. Правила начинающим инвесторам / В. В. Осадчий // Управленческий учет. — 2020. — № 4. — С. 35–38.
- Шаврина, О. В. Формирование финансовой грамотности обучающихся в 5-х классах средней общеобразовательной школы / О. В. Шаврина. — Текст: электронный // Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) — URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/20228/1/ %D0 %A8 %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B0 %20 %D0 %9E. %D0 %92._ %D0 %9C %D0 %9E %D0 %91 %D0 %BC-1903 %D0 %B0.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
- Шилкина, В. С. Тема финансовой грамотности в медиапроекте «Нет монет» / В. С. Шилкина. — Текст: электронный // Бакалаврская работа — URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/9322/1/Шилкина В. С._ Журб-1501.pdf (дата обращения: 20.01.2022).