В статье авторы пытаются развивать навыки финансовой грамотности дошкольников посредством создания игровой среды.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, дошкольники.
В настоящее время в сфере дошкольного образования одной из главных тем обсуждения на различных уровнях стала функциональная грамотность, которая определяется как способность человека использовать приобретаемые им в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Одним из направлений функциональной грамотности является формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и обучение детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Поэтому в детском саду большое внимание педагоги уделяют экономическому воспитанию дошкольников.
Во всех старших и подготовительных группах образовательной организации созданы необходимые условия для включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность.
В группах оформлены центры «Юный финансист», «Копеечка», «Царство финансов». В каждой группе имеется наглядный демонстрационный материал по формированию и экономическому развитию, подобранный в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы.
В процессе организации образовательной деятельности педагоги используют как традиционные, классические формы, так и современные.
Педагоги активно используют: дидактические игры — «Стоимость товара», «Мы играем в супермаркет», «Денежка», «Учимся считать и покупать», «Мои потребности», «Что нужно семье», «Доходы и расходы нашей семьи», «Учимся беречь и экономить», «Выбираем самое необходимое», «Считай и приобретай».
Закрепление навыков составления и решения задач происходит в процессе организации деловых и сюжетно-ролевых игр — «Банк «Сказка», «Торговый центр», «Пиццерия», «Почтовое отделение», «Завод», «Монетный двор», «Рекламное агентство «Сюрприз», «Аукцион», «Бьюти студия «Кудряшка», «Экскурсионные бюро», «Ателье», «Издательское бюро» и т. д.
Погружение в проблемную ситуацию — один из видов практического применения интерактивных форм обучения детей дошкольного возраста. Используются такие проблемные ситуации: «Как потратить деньги с пользой», «Заработанные деньги», «Маленькие покупки», «Подарки друзьям», «Кто купит больше», «Как поступить».
Беседы-обсуждения (анализ поступков сказочных героев) — одна из форм работы с детьми. Примерные темы: как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим. Использование данной формы работы также помогает проанализировать с детьми поступки героев художественных произведений («Муха-цокотуха», «Кот в сапогах», «Золотой ключик или приключения Буратино»).
Применение исследовательской и проектной деятельности с дошкольниками позволило педагогам формировать навык самостоятельного поиска интересующей информации: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд — наше богатство», «Что такое экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?».
Проведение ежегодных викторин, конкурсов, квест-игр по формированию экономических навыков у дошкольников является своеобразной формой познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, а также позволяет воспитать в детях командный дух.
Театрализованные интерактивные мини-постановки — один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Особым интересом у детей нашего детского сада пользуются театральные сказки на «новый лад»: «Репка», Мужик и Медведь».
Фильмы познавательного содержания и мультфильмы интересны и понятны детям. Для этого педагогами применяется электронная медиатека сборников обучающих мультфильмов для формирования основ финансовой грамотности.
Виртуальные прогулки и экскурсии — одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО с современными детьми. Педагогами создан банк данных виртуальных экскурсий по профессиям родителей наших воспитанников.
Творческие мастерские — в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности. Применение такой формы деятельности позволило создать серию лепбуков («Занимательная экономика от Кузи», «Детям о финансах», «Путешествие денежки», «В мире финансов», «Поговорим о деньгах», «Дети и деньги») и книжек-малышек.
Коллекционирование и мини-музей. Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т. д.). В каждой группе создан мини-музей — «Такие разные деньги», «Деньги разных стран», «Бумажные купюры и металлические монетки», «Деньги России».
По результатам мониторинга можно сделать вывод о том, что благодаря грамотно созданной развивающей предметно-пространственной среде и проведенной систематической работе у педагогов получилось сформировать первичные экономические понятия у детей старшего дошкольного возраста; научить их бережному отношению к деньгам, научить дошкольников правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
В дальнейшем педагогами запланировано: создание комнаты экономических профессий, включение «Экономической странички» в каждый номер журнала детского сада «COSMO@SKAZKA» и создание большой книги экономических семейных сказок.
Литература:
- Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. — Петрозаводск, 2020. — С. 116–125.
- Стахович Л. В. Занимательные финансы. Методические рекомендации / Л. В. Стахович, Е. В. Семенова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.:Вита — Пресс, 2019–79 с.