В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Ключевые слова: финансовое образование, финансовая, экономическая грамотность, дошкольный возраст, экономическое воспитание .
Финансовое просвещение и воспитание детей — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой. Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. [272]
Современный ребенок c раннего детства не по своей воле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Уже с дошкольного возраста дети встречаются с различными профессиями, которые его окружают, видят и слышат рекламу по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи, наблюдают за покупкой и продажей товаров и, таким образом, постепенно включаются в экономическую жизнь общества.
Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Решая задачи по формированию основ финансовой грамотности у детей, педагогам нужно использовать такие формы и методы, которые создают условия, где дети становятся активными участниками образовательного процесса. Поэтому при организации образовательной деятельности педагоги используют не только классические методы (беседа, чтение, экскурсии, игра, наблюдения и др.), но и инновационные (проект, кейс-технологии, арт-мастерские, викторины и конкурсы, и так далее). [26–30]
Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности можно донести до детей представления о том, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности, что в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже. Мы в своей работе по воспитанию финансово грамотного ребенка применяем такие игры, как: «Наши цели», «Путешествие в прошлое предметов», «Где можно хранить деньги» или «Копим и сберегаем», «Какие бывают доходы», «В супермаркете», «Сделал дело — гуляй смело», «Занять и одолжить», «Что дешевле?» и т. д. [90]
В работе с дошкольниками по формированию финансовой грамотности, предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги, труд, обмен товаром и т. д. Детей знакомят со сказками:
– в которых воспевается труд («Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак, «Вершки и корешки» В. И. Даль, «Зайкина избушка» русская народная сказка, «Репка» русская народная сказка);
– в которых показывают всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление (« Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстой, К. И. Чуковский «Муха — цокотуха», Г. Х. Андерсен «Серебряная монета») и т. д.
Также педагоги активно применяют метод «Проектов». Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. При формировании основ финансовой грамотности дошкольника можно использовать следующие темы для проектов: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд — наше богатство», «Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?» и т. д.
Для формирования познавательной и практической активности детей в сфере финансовой грамотности в группах создаются игровые «Экономические зоны» с дидактическими играми, таблицами с кроссвордами, иллюстрациями, коллекциями монет и купюр разных стран, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Для создания таких зон привлекаются родители с целью формирования интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка, способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.
Для сотрудничества с родителями в сфере экономического воспитания также планируются:
– проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;
– анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;
– рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье.
Приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых.
В рамках реализации муниципального проекта «Энциклопедия профессий от А до Я» в нашем дошкольном образовательном учреждении города Чебоксары, педагоги знакомят детей с многообразием профессий мира взрослых. Мероприятия проводятся с целью организации ранней профориентации и воспитания уважительного отношения к людям разных профессий, формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, используя многообразные формы работы, которые дают возможность проявить творчество, индивидуальность и, в то же время, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Чем раньше дети узнают финансовую науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Литература:
- Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2019. 272 с.
- Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет». Нефтеюганск, 2019. 90 с.
- Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1(21). 25–31c.