Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры
Авторы: Потапова Галина Яковлевна, Тамаревская Дарья Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 18.11.2023
Статья просмотрена: 296 раз
Библиографическое описание:
Потапова, Г. Я. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры / Г. Я. Потапова, Д. В. Тамаревская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8783/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современном мире дети довольно рано вовлекаются в семейную экономическую жизнь, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины совместно с взрослыми, участвуют в покупках и прочих финансово-экономических отношениях, тем самым осваивая экономическую информацию на повседневном уровне.
Грамотный подход к финансам и опыт использования денежных продуктов в юном возрасте оказывает большой вклад в понимание финансовой грамотности ребенка и способствует их финансовому благополучию в более зрелом возрасте.
Важным моментом в познании денежных отношений, который малышам стоит усвоить как можно раньше — это способность разделять эмоциональные и товарно-денежные отношения. Для формирования понимания и финансовых привычек детям необходимо постичь роль денег в частной, семейной и общественной жизни.
Сформированные в юном возрасте финансовые привычки способствуют заложению фундамента финансовой грамотности и безопасности в дальнейшей жизни, а также помогут избежать сложностей и ошибок в обращении с денежными средствами, с которыми ребенок будет сталкиваться по мере взросления.
Для многих обучение финансовой грамотности подкрепляется фразами: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Для понимания и закрепления знаний и навыков в обучении финансовой грамотности детей важно использовать не только общение: беседы, сказки, мультики и т. д., но и «реальные» действия, ведь только пройдя через этот опыт лично, ребенок по-настоящему понимает и запоминает.
Ведущей формой обучения для детей-дошкольников является игра. Именно с помощью нее ребенок познает окружающий мир. Сочетание игровой и обучающей деятельности приносит наиболее действенный результат в усвоении знаний.
Прививание навыков экономической деятельности с помощью сюжетно-ролевых игр позволяет детям приблизиться к реальным событиям. В процессе игры у детей формируются не только финансовая грамотность, но и деловые качества личности, способность к коммуникации, происходит социализация детей.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения азов экономической грамотности основной акцент делается на познавательно — исследовательскую деятельность.
В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведениях в семье, общественных местах — магазинах, аптеках, больницах, салонах красоты и пр., а также об основных экономических понятиях: «деньги», «товар», «семейный бюджет», «торговля», «профессии».
С помощью сюжетно-ролевых игр мы даем возможность детям узнать о мире профессий, и финансовой грамотности через игры: «Семья», «Магазин продуктов», «Салон красоты», «Аптека», «Кафе», «Магазин одежды», «Банк», «Супермаркет».
Играя, ребенок познает простейшие товарно-денежные отношения, узнает о необходимости платы за товары и услуги и о том, что работая, люди получают зарплату, которую в дальнейшем тратят на необходимые расходы: продукты, одежду, коммунальные платежи, транспорт, лекарства и прочее.
Чтобы усилить познавательный эффект, для сюжетно-ролевых игр можно использовать костюмы определенных профессий, чтобы, играя, дети максимально погружались в образ «взрослой» жизни.
С помощью сюжетных игр можно так же привить детям моральные качества, ценные во всех экономических сферах: экономность, бережливость, трудолюбие. Важно, чтобы дети поняли, что достичь финансовых благ можно только упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих благ, но и как творческий процесс создания, доставляющий удовольствие.
Почему же игра — самый эффективный метод для обучения финансовой грамотности?
Детей не нужно заставлять играть, достаточно лишь увлечь их этой идеей. Я считаю, что только через игру можно мягко, ненавязчиво направляя малышей, показать им социальный быт, пройдя через игровую форму которого они приобретут собственный опыт. Во время сюжетно-ролевых игр возрастает и самооценка детей, они чувствуют себя старше и самостоятельнее, подражая действия взрослых. Во время таких игр задействованы все стороны ребенка, требующие развития: речь, социальные и интеллектуальные навыки, психологическая составляющая. Принимая на себя различные роли, обогащается личностный и социальный опыт ребенка, расширяется его кругозор. С помощью игры можно задать детям определенный «маршрут», во время прохождения которого им придется общаться, способность договариваться и находить компромисс, проявлять самостоятельность, инициативу, лидерские качества и стремление к цели.
Обучение детей финансовой грамотности позволит им грамотно применять экономические термины (товар, цена, бюджет и прочие) в игровом и социальном взаимодействии, соотносить свои потребности и возможности, понимать, что зарплата есть плата за результат или количество отработанного времени, пенсионные выплаты — плата за прошлый труд, а пособия для детей — аванс за их будущий труд. Важно объяснить детям, что ребенок способен влиять на семейный бюджет — сохранять его, если будет экономным или уменьшать, если будет расточительным.
Малыш должен понимать, что грамотно распланированный бюджет семьи и накопленные сбережения позволят, например, отправиться на отдых, а так же какие его действия и поступки могут повлечь траты или, наоборот, сохранение семейных денег, что может в худшую или лучшую сторону отразиться на финансовом благополучии его и его семьи.
Литература:
- Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
- Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко. — Киев: «Радянская школа», 2008. — 654 с.