Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Суржикова, А. С. Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников / А. С. Суржикова, М. И. Чуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115770/ (дата обращения: 16.12.2024).



Авторы статью раскрывают актуальность воспитания финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества. Предлагают для этого использовать широкий диапазон настольных печатных игр с экономическим содержанием.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические понятия, настольные печатные игры дошкольники.

Социально-экономические изменения в нашем обществе требуют изменений и в содержании образования дошкольников. Поскольку финансовая составляющая нашей жизни становиться все более сложной (многие имеют кредитные карты, играют на биржах, инвестируют, вкладывают и т. д.) есть социальный и государственный запрос начинать финансовое образование с детского сада. Все мы знаем, что родители, являясь первыми воспитателями ребенка, обязаны заложить в нем основы гармоничного развития личности. Но и они, не вполне владеют всем потенциалом грамотного финансового распределения и уж тем более испытывают затруднения в обучении этому своего ребенка. Стоит разобраться что же считается финансово грамотным поведением в дошкольном возрасте и каким образом можно ли его достичь?

Тема финансов не возникла только на современном этапе развития общества. Её в своё время затрагивал еще А. С. Макаренко, который отмечал, что деньги — это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Следует подчеркнуть, что финансовая грамотность должна тесно сплетается с нравственным воспитанием, развитием волевого поведения иначе уделяя вниманию лишь финансам мы получим эдаких Мистеров Скруджей из известного мультфильма, которой видел своим смыслом жизни лишь обогащение.

Целью развития финансовой грамотности у детей в ДОО является содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, совместная с родителями работа в этом направлении, создание необходимых условий для повышения финансовой грамотности, расширения экономического кругозора дошкольников и их родителей, грамотного распределения собственных средств и формирования опыта пользования финансовыми продуктами.

Образовательные задачи, реализуемые во время изучения основ финансовой грамотности:

– содействовать формированию критического и логического мышления детей, развивать гибкость и креативность мышления;

– обогатить словарный запас экономическими понятиями: работа, деньги, цена, расход, доход, потребности, заработная плата, товары и т. п.

– дать понятия о бережном отношении к деньгам, разумным тратам, счёту денег, формам накопления;

– содействовать формированию позитивной социализации личности ребенка.

Финансово-экономические понятия для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом.
  2. Сначала распределяем расходы на нужды и потребности.
  3. Товар в магазине — это результат труда других людей, поэтому он стоит денег.
  4. «Деньги любят счёт» эта пословица не только о том, что количество своих денег надо знать, но и о том, что их надо рассчитывать, чтобы хватило на всё нужное.
  5. Твои деньги могут являться объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  6. Не всё можно продать и купить (дети должны понимать, что главные жизненные ценности — жизнь, отношения, радость близких людей — ни за какие деньги купить нельзя).

Для формирования этих и других экономических понятий предлагаем использовать настольно-печатные игры. Мир настольно-печатных игр столь широк и разнообразен, что позволяет задействовать их на протяжении всего периода детства. Они тренируют как интеллектуальную, так и волевую и эмоциональную сферы личности человека. Ведь и достойно выиграть, и проиграть надо уметь, вести себя не оскорбляя партнёра, придерживаться правил, не обманывать, но и не сдаваться.

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках, играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. В начале XX века зародился новый жанр игр — экономические (деловые), основной задачей которых было научить людей тратить и зарабатывать деньги. В 1903 году Элизабет Меги с целью наглядно показать всю систему оборота денег и имущества в форме игры создала первую деловую игру «Землевладельцы» [2].

Для дошкольников существует множество игр-ходилок с экономическим содержанием. Они называются по-разному, но основная их цель знакомить с различными экономическими понятиями, развивать логическое мышление, финансовое планирование, дать понятие о случаях удачи или неудаче, неожиданной потери или приобретении, упражнять в размене денег на более мелкие. Они состоят из поля, кубиков одного или двух, для упражнения в счете, фишек, карточек с заданиями, игровые денежные купюры. Количество участников от 2 до 4 человек. Выбирается ведущий, у которого денежная касса и который проверяет правильность выполненных заданий, следит за ходом и соблюдением игроками правил игры на первых порах это взрослый, затем роль ведущего передаётся ребёнку, делающего успехи в этой игре, или по выбору детей. Игрок бросает кубик, передвигает свою фишку на выпавшее количество станций и выполняет то или иное задание в соответствии с правилами игры. Побеждает тот игрок, кто первым придет к финишу с наименьшими финансовыми потерями.

Игра-стратегия «Ферма Люкс» учит предвидеть результат своих игровых действий, думать о возможных рисках и планировать итог. Также считать и разменивать. Состоит из шести полей по максимальному количеству игроков, большого количества фишек с сельскохозяйственными животными и птицами, четырёх фигурок собак разной величины и двух 12-гранных кубиков с нанесёнными контурами имеющихся в игре животных и птиц, а также лисицы и медведя. Игроки по очереди бросают кубики и собирают определенное количества животных и птиц на своем поле-ферме. Но следует учитывать, что на кубике кроме сельхозживотных имеются и дикие звери, которые могут погубить всю собранную ферму в самый неподходящий момент.

Таким образом мы выяснили, что финансовая грамотность состоит из разумного поведения, бережливого отношения к деньгам, умения считать и рассчитывать свои средства и предвидеть возможные траты, а если траты окажутся не предвиденными, не унывать, а зарабатывать и откладывать. И всему этому можно научиться с помощью настольно-печатных игр с экономическим содержанием.

Литература:

  1. Беседы об экономике: методическое пособие / сост. Т. А. Шорыгина. — Москва: ТЦ «Сфера», 2019. — 96 с.
  2. Лялин И. В. Экономические настольные игры — шаг к финансовой грамотности — URL: https://school-science.ru/13/14/48977 (дата обращения: 14.05.2024).
  3. Новоселова Ю. Г. Настольная игра-бродилка по финансовой грамотности с использованием матрицы — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/05/01/nastolnaya-igra-brodilka-po-finansovoy-gramotnosti-s-ispolzovaniem (дата обращения: 14.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, деньга, дошкольный возраст, игра, экономическое содержание, кубик, правило игры, ребенок, современный этап развития общества.


Ключевые слова

финансовая грамотность, экономические понятия, настольные печатные игры дошкольники

Похожие статьи

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности

Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников

Статья посвящена значению игр с песком предназначенных для коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Похожие статьи

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности

Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников

Статья посвящена значению игр с песком предназначенных для коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Задать вопрос