Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Суржикова, А. С. Настольные печатные игры с экономическим содержанием для развития финансовой грамотности дошкольников / А. С. Суржикова, М. И. Чуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115770/ (дата обращения: 19.06.2024).

Препринт статьи



Авторы статью раскрывают актуальность воспитания финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества. Предлагают для этого использовать широкий диапазон настольных печатных игр с экономическим содержанием.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические понятия, настольные печатные игры дошкольники.

Социально-экономические изменения в нашем обществе требуют изменений и в содержании образования дошкольников. Поскольку финансовая составляющая нашей жизни становиться все более сложной (многие имеют кредитные карты, играют на биржах, инвестируют, вкладывают и т. д.) есть социальный и государственный запрос начинать финансовое образование с детского сада. Все мы знаем, что родители, являясь первыми воспитателями ребенка, обязаны заложить в нем основы гармоничного развития личности. Но и они, не вполне владеют всем потенциалом грамотного финансового распределения и уж тем более испытывают затруднения в обучении этому своего ребенка. Стоит разобраться что же считается финансово грамотным поведением в дошкольном возрасте и каким образом можно ли его достичь?

Тема финансов не возникла только на современном этапе развития общества. Её в своё время затрагивал еще А. С. Макаренко, который отмечал, что деньги — это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Следует подчеркнуть, что финансовая грамотность должна тесно сплетается с нравственным воспитанием, развитием волевого поведения иначе уделяя вниманию лишь финансам мы получим эдаких Мистеров Скруджей из известного мультфильма, которой видел своим смыслом жизни лишь обогащение.

Целью развития финансовой грамотности у детей в ДОО является содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, совместная с родителями работа в этом направлении, создание необходимых условий для повышения финансовой грамотности, расширения экономического кругозора дошкольников и их родителей, грамотного распределения собственных средств и формирования опыта пользования финансовыми продуктами.

Образовательные задачи, реализуемые во время изучения основ финансовой грамотности:

– содействовать формированию критического и логического мышления детей, развивать гибкость и креативность мышления;

– обогатить словарный запас экономическими понятиями: работа, деньги, цена, расход, доход, потребности, заработная плата, товары и т. п.

– дать понятия о бережном отношении к деньгам, разумным тратам, счёту денег, формам накопления;

– содействовать формированию позитивной социализации личности ребенка.

Финансово-экономические понятия для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом.
  2. Сначала распределяем расходы на нужды и потребности.
  3. Товар в магазине — это результат труда других людей, поэтому он стоит денег.
  4. «Деньги любят счёт» эта пословица не только о том, что количество своих денег надо знать, но и о том, что их надо рассчитывать, чтобы хватило на всё нужное.
  5. Твои деньги могут являться объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  6. Не всё можно продать и купить (дети должны понимать, что главные жизненные ценности — жизнь, отношения, радость близких людей — ни за какие деньги купить нельзя).

Для формирования этих и других экономических понятий предлагаем использовать настольно-печатные игры. Мир настольно-печатных игр столь широк и разнообразен, что позволяет задействовать их на протяжении всего периода детства. Они тренируют как интеллектуальную, так и волевую и эмоциональную сферы личности человека. Ведь и достойно выиграть, и проиграть надо уметь, вести себя не оскорбляя партнёра, придерживаться правил, не обманывать, но и не сдаваться.

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках, играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. В начале XX века зародился новый жанр игр — экономические (деловые), основной задачей которых было научить людей тратить и зарабатывать деньги. В 1903 году Элизабет Меги с целью наглядно показать всю систему оборота денег и имущества в форме игры создала первую деловую игру «Землевладельцы» [2].

Для дошкольников существует множество игр-ходилок с экономическим содержанием. Они называются по-разному, но основная их цель знакомить с различными экономическими понятиями, развивать логическое мышление, финансовое планирование, дать понятие о случаях удачи или неудаче, неожиданной потери или приобретении, упражнять в размене денег на более мелкие. Они состоят из поля, кубиков одного или двух, для упражнения в счете, фишек, карточек с заданиями, игровые денежные купюры. Количество участников от 2 до 4 человек. Выбирается ведущий, у которого денежная касса и который проверяет правильность выполненных заданий, следит за ходом и соблюдением игроками правил игры на первых порах это взрослый, затем роль ведущего передаётся ребёнку, делающего успехи в этой игре, или по выбору детей. Игрок бросает кубик, передвигает свою фишку на выпавшее количество станций и выполняет то или иное задание в соответствии с правилами игры. Побеждает тот игрок, кто первым придет к финишу с наименьшими финансовыми потерями.

Игра-стратегия «Ферма Люкс» учит предвидеть результат своих игровых действий, думать о возможных рисках и планировать итог. Также считать и разменивать. Состоит из шести полей по максимальному количеству игроков, большого количества фишек с сельскохозяйственными животными и птицами, четырёх фигурок собак разной величины и двух 12-гранных кубиков с нанесёнными контурами имеющихся в игре животных и птиц, а также лисицы и медведя. Игроки по очереди бросают кубики и собирают определенное количества животных и птиц на своем поле-ферме. Но следует учитывать, что на кубике кроме сельхозживотных имеются и дикие звери, которые могут погубить всю собранную ферму в самый неподходящий момент.

Таким образом мы выяснили, что финансовая грамотность состоит из разумного поведения, бережливого отношения к деньгам, умения считать и рассчитывать свои средства и предвидеть возможные траты, а если траты окажутся не предвиденными, не унывать, а зарабатывать и откладывать. И всему этому можно научиться с помощью настольно-печатных игр с экономическим содержанием.

Литература:

  1. Беседы об экономике: методическое пособие / сост. Т. А. Шорыгина. — Москва: ТЦ «Сфера», 2019. — 96 с.
  2. Лялин И. В. Экономические настольные игры — шаг к финансовой грамотности — URL: https://school-science.ru/13/14/48977 (дата обращения: 14.05.2024).
  3. Новоселова Ю. Г. Настольная игра-бродилка по финансовой грамотности с использованием матрицы — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/05/01/nastolnaya-igra-brodilka-po-finansovoy-gramotnosti-s-ispolzovaniem (дата обращения: 14.05.2024).


Задать вопрос