Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста
Авторы: Коростелева Наталья Александровна, Постнова Виктория Витальевна, Бондаренко Вероника Витальевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 12.11.2015
Статья просмотрена: 4237 раз
Библиографическое описание:
Коростелева, Н. А. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста / Н. А. Коростелева, В. В. Постнова, В. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/467/ (дата обращения: 22.11.2024).
В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.
Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие.
В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира.
Слово «мультфильм» имеет неоднозначные лексические значения, основанные на различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначально понятие «мультфильм» в изобразительном искусстве означало подготовительный рисунок при создании картин, а современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах.
Кроме того термин «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также юмористических рисунков художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах [1].
Дошкольный возраст (период времени от трех до шести лет) вносит большой вклад в психическое развитие ребенка, так как за эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его личность и последующее психическое развитие [2]. В сознании взрослых людей мультфильм это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие.
Несомненно, данный вопрос очень актуален, т. к. мы имеем дело с величайшим изобретением нашего времени — технологией обработки массового сознания. На современном этапе, телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками» и даже «заложниками».
Не все мультфильмы являются поучительными, несущими в себе глубокий нравственный смысл и могут служить для детей примером для подражания. В возрасте 3-4 лет, ребенок еще не осознает и не понимает разницу между реальностью и вымыслом, он не понимает, что мультфильм — это не настоящий мир и какое-то время, он проживает в этом волшебном мире говорящих животных, сказочных принцесс и добрых фей, злых чародеев и колдунов [3].
Для психического развития ребенку необходимо получать впечатления из окружающего мира и очень важно эти впечатления перерабатывать, естественно, совместно с взрослыми. При этом, чем конкретнее, точнее эти впечатления будут переработаны, тем больше установленных связей и пользы ребенок извлечет, тем выше будет его интеллектуально — познавательная деятельность.
Психологи и педагоги дошкольных образовательных организаций считают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики дошкольника: он либо разрушает ее, либо влияет положительно.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра мультипликационных и других телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7 часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса составляет 30 минут. Но, следует отметить, тот факт, что по последним данным ЮНЕСКО на практике более 90 % детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов и более [1].
В современных мультфильмах неправильное, а иногда даже безнравственное, поведение героев никем не наказывается (например, «Том и Джерри»; «Губка Боб») и соответственно, ребенок копирует такое поведение. В итоге, в детском сознании закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения в реальной жизни (дети бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т.д.), так как ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни
Конечно, мы не можем утверждать, что абсолютно все зарубежные мультфильмы пропагандируют зло, жестокость, насилие, обман и т.д., также как не можем утверждать, что в отечественной мультипликации присутствует только добро и уважение друг к другу. Очень часто дети смотрят некачественную мультипликационную продукцию о вампирах, монстрах, приведениях, роботах, где присутствует конфликтное взаимодействие персонажей, жестокость, насилие, убийство, одним словом элементы агрессии, перенимая неуместные способы поведения и грубое выражение собственных чувств посредством подражания героям экрана.
Очень часто родители, чтобы отвлечь от себя внимание ребенка, занять его чем-нибудь и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультфильм, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора [4].
Психологи [2] утверждают, что далеко не все мультики полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, оказывают негативное влияние на социальное развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства. Исходя из этого факта, взрослым следует контролировать время, которое ребенок проводит перед телевизором и более тщательно отбирать мультипликационный материал для просмотра.
Следует отметить, что в возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов, так как в силу своих возрастных особенностей и отсутствием в произвольности поведения, дети не могут одновременно сидеть, слушать и смотреть мультфильм. При этом, дети полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание только на яркие моменты мультфильма. В будущем у таких детей возможны проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже с лишним весом. Кроме того, в своем социальном развитии такие дети могут значительно отставать от сверстников.
Последствия систематических телевизионных просмотров современного мультипликационного кино, не соответствующего требованиям процессов развития и воспитания детей дошкольного возраста в плане формы, содержания и качества, общеизвестны:
снижение зрения, развивающиеся неврологические заболевания;
отставание в психическом и физическом развитии;
различные соматические заболевания;
плаксивость, раздражительность;
нарушение сна, повышенная возбудимость и тревожность.
Известно, что советские мультфильмы транслировались на широком экране только после того, как проходили жесткий контроль и проверку каждого кадра. На наш взгляд, такие мультипликационные фильмы как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку, но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными [4].
Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир («Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др.). Но имеются и абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных ценностях, о жизни, о друзьях и родителях.
Кроме того, дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. В современных мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т.д.
Иногда в современных мультфильмах плохие поступки персонажей супругов часто остаются безнаказанными, часто демонстрируют неправильный образ материнства, мужских персонажей наделяют женскими чертами и наоборот, что отображается в одежде и поведении персонажей. Все это, в свою очередь ведет к формированию неправильных гендерных установок и неверному представлению о гендерных ролях.
Очень часто на экране можно увидеть неуважительное отношение героев к животным и растениям, пожилым людям и родителям. При этом, негативное влияние мультфильмов на детей нужно ослабить или искоренить вообще, если проводить с ребенком больше времени на прогулках, читать с ним книги, делать аппликации, ухаживать за домашними животными, рисовать, учить стихи, ходить в зоопарк, музеи, разрешать играть во дворе со сверстниками и не делать из него индивида, который способен воспринимать только виртуальный мультипликационный мир [1].
Следует помнить, что в период формирования личности ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которые познакомят детей с миром добра в разных его проявлениях.
В заключение всему сказанному, хочется отметить, что задача родителей и воспитателей системы дошкольного образования состоит в том, чтобы помочь дошкольнику научиться правильно осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования детей дошкольного возраста, формировании у них медиаграмотности, как необходимого условия дальнейшего становления их личности.
Литература:
- Куниченко О.В. критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. -Т. 3. -№ 5. -С. 133-137.
- Ермизина Е.В. Мультфильмы-дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2010. -№ 1. -С. 51-58.
- Карповская Е.Е. Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей PR и реклама: традиции и инновации. 2011. — № 6-2.- С. 98-99.
- Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007.-№ 3. -С. 24-25.
Похожие статьи
Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников
В статье исследуется проблема влияния современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников. Представлен обзор популярных современных мультфильмов, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на поведение детей дошкольного возрас...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации
В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школ...
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника
В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...
Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности мультфильмов, модели поведения, формирование речевой культуры, художественно-эстетический, нравственно-эмоциональный потенциал...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности
Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Похожие статьи
Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников
В статье исследуется проблема влияния современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников. Представлен обзор популярных современных мультфильмов, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на поведение детей дошкольного возрас...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации
В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школ...
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника
В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...
Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности мультфильмов, модели поведения, формирование речевой культуры, художественно-эстетический, нравственно-эмоциональный потенциал...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игровой деятельности
Данная статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребенок, а также получите массу полезных материалов по финансовому образовани...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.