Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 3914 раз

Библиографическое описание:

Васильев, И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста / И. С. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 761-764. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается анализ положительного и негативного влияния зарубежных и отечественных мультсериалов на психику детей в подростковом возрасте. В качестве примера, в работе приведен анализ влияния некоторых зарубежных и отечественных мультипликационных работ.

Ключевые слова: мультфильмы: отечественные и зарубежные, Симпсоны, Грифины, поведение, подросток (ребенок), взрослый

Многие из нас, когда были детьми, во время обеда на кухне или сидя в зале за игрушками, пассивно смотрели телевизор вместе с нашими родителями, бабушками или дедушками.

В детстве мы постоянно смотрели большинство развивающих телепередач, в особенности познавательных и интеллектуальных шоу для детей, где обучают правильной манере разговора, культурному поведению, использованию бытовых приборов и другим хозяйственным нуждам.

Но больше всего мы смотрели мультфильмы. Если, например, в советское время детям смотрели такие мультфильмы, как «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» и другие, то уже в конце 1990 — начале 2000 гг. на экранах стали появляться американские мультфильмы, например, «Симпсоны», «Гриффины», «Покемоны» и другая продукция зарубежных студий.

За 10–15 лет развития телевидения в России появилось множество каналов, где показывают различные детские телепередачи, а также различные мультфильмы отечественных и зарубежных арт-студий,

В современном мире насчитывается порядка более 30000 мультипликационных работ различного жанра, основанные на реальных событиях, или на фантазии авторов: фэнтези, сказки, а то и смешанные реальные и вымышленные события.

Однако все эти работы объединяет лишь один немаловажный фактор — сюжет любого из них имеет тот или иной, положительный или отрицательный, смысл.

Существует еще один очень важный фактор — в большинстве случаев родители не контролируют своего ребенка, когда он может смотреть то, что ему нравится и включать любимые передачи. В этом случае требуется контроль со стороны родителей или кого-то из взрослых, поскольку именно в период от 8 до 11 лет происходит зрительное эмоциональное восприятие всех происходящих вокруг жизненных событий, в том числе и того, что показывают на экране.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно рассмотреть и выделить объединяющий признак: мультфильмы могут обладать и положительными и отрицательными качествами, влияющими на психику подростка. В этом случае нужно учесть ряд важных факторов, для того, чтобы не травмировать психику ребенка.

В первую очередь взрослым стоит обратить внимание на содержание мультипликационного продукта. Если на психически сформированного и психологически настроенного взрослого человека мультфильм, содержащий какие-либо «идиотские помыслы» и непонятный смысл никак не повлияют, то на подростка могут оказать психическое давление, которое может оказать влияние на все психологические и физиологические особенности в дальнейшем.

В качестве примера наличия бессмысленных, и в тоже время опасных для подростка сцен, содержащих ненормативную лексику и убийства, можно привести мультфильм «Южный Парк»

С точки зрения взрослого человека, данная мультипликация пародирует взрослые проблемы — ту же войну в Ираке, президентов, полицию, наркотики, религиозный фанатизм, расизм, международные войны и другие глобальные проблемы общества.

34 % респондентов находят этот анимационный мультфильм глупым, примитивным, неадекватным, грубым, безнравственным, пошлым. Однако 11 % — считают, что вся это грубость и тупость — всего лишь задумка авторов, которые делают это намеренно. 16 % опрошенных никогда не смотрели (или смотрели 2–3 раза) этот мультфильм, и не считают нужным делать это в будущем [1]

Так, например, в этом сериале в течение первых пяти сезонов Кенни выступает в роли извечной жертвы, которую убивают множеством способов. Это происходит из серии в серию; за редкими исключениями, смерть Кенни сопровождается репликами Стэна «О боже мой! Они убили Кенни» и Кайла — «Сволочи!» (англ. Oh my God! They killed Kenny! — You bastards). [2]

Также не рекомендуемым с точки зрения психологов мультфильмом можно взять мультфильм «Симпсоны». Сюжет мультфильма заключается в рассказе об истории одной из обычных американских семей, однако некоторые сцены поражают своей, пускай и вымышленной, жестокостью.

Погрузившись в созерцание этого, с позволения сказать, произведения, ребёнок видит на телеэкране или сцены насилия, как например сцену удушения Барта Гомером с воплем «Ах ты, маленький!» или регулярное воровство Гомером вещей Неда Фландерса, или же намеки на гомосексуальность Ленни и Карла.

Ежедневный просмотр подобного телематериала создаёт устойчивый стереотип в сознании ребёнка, который никак не может считаться положительным. Весь негатив, встречающийся в жизни американского общества, «выплескивается» на неустойчивую детскую психику, формируя, таким образом, члена нашего общества с массой фобий и даже с психическими отклонениями. [3]

Если, например, адекватный взрослый человек посмотрит эти сцены, чтобы поднять себе настроение, то на ребенка эти мультфильмы окажут негативное воздействие.

Аналогичный смысл содержат также и мультсериал «Гриффины». Как пишут на сайте в отзывах о данном мультфильме, его стоит рекомендовать людям с устойчивой психикой и установить возрастной ценз от 20 лет, поскольку такая работа содержит сцены жестокого насилия: драки, побои, жестокость. Также мультфильм содержит сцены, негативно влияющие на психику детей наличием боевого и ядерного оружия у младшего сына семьи Стьюи. Как пишут в отзывах многие пользователи сети Интернет, данный мультфильм содержит пошлые и негативные сцены. Так, например, в мультфильме присутствует прямоходящая говорящая собака, которая спит с женщинами. [4]

Еще одним примером негативного влияния на психику подростка может стать «Губка Боб Квадратные Штаны́» (англ.SpongeBob SquarePants). Например, в мультфильме каким-то образом есть пляж, присутствует вода в раковине, несмотря на то, что персонажи живут под водой. История этого мультфильма и его популярность среди людей разных возрастных категорий в более чем 50 странах мира насчитывает уже более 15 лет, однако стоит учитывать его основной смысл - разработка этого мультфильма велась изначально для умственно отсталых людей.

Так же как и в случаях с «Симпсонами» или «Гриффинами», этот мультфильм может поднять настроение, но только людям с устойчивой психикой и наличием адекватного разума, однако его не рекомендовалось бы смотреть подросткам, поскольку он может негативно повлиять на дальнейшее поведение и вызвать проявления антиморального поведения в обществе.

Также частично негативное влияние на психику подростка может оказать и зарубежный мультфильм «Футурама». В данном мультфильме присутствуют различные сцены появления мутантов, проживающих в канализации, одноглазые циклопы, или такой персонаж, как «Доктор Зойберг» — человеко-омароподобный инопланетянин с планеты Декапод-10.

Даже если взять советские мультфильмы, то некоторые из них аналогичны зарубежным в определенном смысле. Так, например, «Тайна третьей планеты», где герои покоряют космос, аналогичен «Футураме». Другой пример — мультфильм «Простоквашино», где, как и в «Гриффинах», есть прямоходящая собака Шарик.

Однако есть главный фактор, который отличает советскую мультиндустрию от иностранной.

Во-первых, советские мультфильмы короткометражны. Если американские работы мультипликаторов длятся два-три сезона по 20-30 серий каждый, то отечественные мультипликаторы издают по 2-3 серии.

Также отличие и в сути содержания мультфильмов. Если в советских мультфильмах, как правило, отображаются жизненные реалии, а доля фантазии довольно умеренна и основывается на художественных произведениях, то в американских и других зарубежных работах присутствуют сцены драк, нецензурная лексика и жесты, странное поведение героев.

Мультфильмы активно влияют и на воспитание ребенка, поскольку показывают сцены общения с людьми, конфликтные ситуации и пути их устранения, победу добра над злом, развитие воображения, что в дальнейшем может послужить основой для разработки креативных идей.

Развитие творческого потенциала при просмотре правильно подобранных мультипликационных работ поможет ребенку научиться правильно и адекватно вести себя в обществе, не давая ему быть агрессивным, проявлять аморальное или девиантное поведение.

Правильно подобранные мультфильмы, особенно с наличием развивающих программ, помогут развить логическое мышление, правильно обращаться с хозяйственными предметами, учить правильному уходу за ними.

Сейчас разработано множество программ, свободно доступных в интернете, для развития творческих и познавательных способностей ребенка.

Так, например, с ранних лет ребенку можно смотреть мультфильмы, обучающие алфавиту, с рисунками предметов, которые обозначают ту или иную букву. В качестве примера можно привести программу «Синий трактор», которая помогает изучать алфавит с двух-трех лет.

Важно учитывать, что в мультфильмах фигурируют красочные персонажи, однако с правилами возрастного ценза многие пользователи так и не знакомы, что обязательно, поскольку мультфильмы могут иметь самое разное содержание. Можно, конечно, и посмотреть такие мультфильмы, как «Симпсоны» или «Гриффины», но только лишь тогда, когда вы знаете его суть или хотите просто посмеяться над какими-нибудь смешными сценами. Вы прекрасно понимаете, что с вами ничего не случится, если вы уделите полчаса на какую-нибудь подобную глупость, но не стоит забывать, что в раннем возрасте, даже при наличии адекватной психики и разума, такого рода мультфильмы не дадут ни познавательного эффекта, ни положительных качеств развития личности, а в раннем возрасте определенные сцены из такого рода работ могут и нарушить психику ребенка, негативно повлиять на его взаимоотношения с людьми и поведение в обществе на всю оставшуюся жизнь.

Литература:

1. «Мультипликационные персонажи на музыкальном телевидении: негативное или положительное влияние на формирование социально-психологических установок молодежи (на примере мультфильма «South park» на MTV)». Электронный ресурc:http://studik.net/multiplikacionnye-personazhi-na-muzykalnom-televidenii-negativnoe-ili-polozhitelnoe-vliyanie-na-formirovanie-socialno-psixologicheskixtt-ustanovok-molodezhi-na-primere-multfilma-south-park-na-mtv/

  1. «Эпизодические персонажи «Южного парка». Электронныйресурс // ссылка:http://fanparty.ru/fanclubs/south-park/tribune/8260

3. М. Медведев. Отрицательное влияние телесериалов на детскую психику. Электронныйресурс// ссылка:http://psyhotests.ru/archives/1835

4. Мультсериал «Гриффины» (1999) — отзывы. Электронныйресурс// ссылка:http://otzovik.com/reviews/multserial_griffini_1999

Основные термины (генерируются автоматически): мультфильм, негативное влияние, психика подростка, ребенок, возрастной ценз, наличие, психика детей, психика ребенка, ранний возраст, устойчивая психика.


Ключевые слова

поведение, мультфильмы: отечественные и зарубежные, Симпсоны, Грифины, подросток (ребенок), взрослый

Похожие статьи

Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков

В статье проанализированы негативные и позитивные стороны влияния компьютерной игры на развитие психики подростка. Рассмотрена классификация компьютерных игр.

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

Сегодня общественность все больше пугают последствия, которые несет за собой телевидение. Мультипликационные фильмы по своему содержанию могут нанести непоправимый вред детской психике. В статье раскрываются результаты исследования характера влияния ...

Исследование представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх

В статье особое место уделяется проблеме организации игры и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх, пом...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Разница в отношении к спорту пенсионеров Европы и Азии

В данной статье рассматривается и анализируется разница в отношении к физической активности пенсионеров Европы и Азии. Было проведено исследование, посвященное факторам, влияющим на спортивный выбор пожилых людей в разных странах, степени их вовлечен...

Роль дизайнера в развитии и формировании игровой и образовательной среды для детей

В статье авторы пытаются определить то, как дизайн детских площадок связан с развитием детей. Приводятся принципы, которыми дизайнеры руководствуются при их проектировании. Статья проиллюстрирована примерами интерактивных детских площадок.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе ДОУ компенсирующей направленности

В данной статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ. Исследования показывают, что использование таких технологий способствует улучшению здоровья детей, повышению их ад...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...

Анализ структуры соревновательной деятельности вратарей

Полноценный анализ структуры соревновательной деятельности вратарей включает в себя изучение теоретического аспекта, а также проведение эксперимента и анализ его результатов. В итоге можно сделать конкретные выводы по деятельности вратарей в процессе...

Похожие статьи

Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков

В статье проанализированы негативные и позитивные стороны влияния компьютерной игры на развитие психики подростка. Рассмотрена классификация компьютерных игр.

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

Сегодня общественность все больше пугают последствия, которые несет за собой телевидение. Мультипликационные фильмы по своему содержанию могут нанести непоправимый вред детской психике. В статье раскрываются результаты исследования характера влияния ...

Исследование представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх

В статье особое место уделяется проблеме организации игры и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх, пом...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Разница в отношении к спорту пенсионеров Европы и Азии

В данной статье рассматривается и анализируется разница в отношении к физической активности пенсионеров Европы и Азии. Было проведено исследование, посвященное факторам, влияющим на спортивный выбор пожилых людей в разных странах, степени их вовлечен...

Роль дизайнера в развитии и формировании игровой и образовательной среды для детей

В статье авторы пытаются определить то, как дизайн детских площадок связан с развитием детей. Приводятся принципы, которыми дизайнеры руководствуются при их проектировании. Статья проиллюстрирована примерами интерактивных детских площадок.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе ДОУ компенсирующей направленности

В данной статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ. Исследования показывают, что использование таких технологий способствует улучшению здоровья детей, повышению их ад...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...

Анализ структуры соревновательной деятельности вратарей

Полноценный анализ структуры соревновательной деятельности вратарей включает в себя изучение теоретического аспекта, а также проведение эксперимента и анализ его результатов. В итоге можно сделать конкретные выводы по деятельности вратарей в процессе...

Задать вопрос