Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое состояние первоклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андрианова, Е. А. Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое состояние первоклассников / Е. А. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37667/ (дата обращения: 19.11.2024).



This article examines the impact of cartoons on the emotional state of first-graders, the change in the level of anxiety after watching multiplikatsionnyj movies.

Keywords: cartoon, mental state, mood, behavior, hero.

В настоящее время по телевидению показывают много мультипликационных фильмов, которые смотрят люди различного возраста. Одни смотрят их, считая это просто развлечением, другие познают мир. Но стоит очень важный вопрос в том, каково влияние мультфильмов на психическое состояние детей? Ведь от того, что смотрит ребенок, зависит не только его психологическое самочувствие, но и отчасти формирование личности. Многие родители в качестве метода воспитания используют именно мультфильмы, во время просмотра ребенок полностью отключается от внешнего мира.

Актуальность выбранной темы определена тем, что в детском возрасте происходит формирование внутреннего мира и сознания, где значимая часть информации приходит от родителей, из сказок, игр и телевизионных передач. Многие родители не уделяют должного внимания своим детям, завлекают детей играми в телефонах и просмотрами мультфильмов, поэтому функцию воспитания выполняют гаджеты с мультфильмами. Однако современные мультфильмы часто не несут добра, порядочности, сопереживания и адекватного восприятия мира. Многие родители не задумываются о том, как тот или иной фильм оказывает влияние на развитие ребенка. Ведь мультфильмы заменяют детям книги, общение с родителями, сверстниками, прогулки. В данной работе стоит цель выявить влияние просмотра мультипликационных фильмов первоклассниками на их психическое состояние.

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [3].

В выборе мультфильма нужно быть очень осторожным. Если брать советские мультфильмы, то в них отражается адекватная картина мира, в ней показывается четкое разграничение добра и зла. Отрицательные герои часто легко поддаются воздействию и перевоспитываются. Они показываются в большинстве случаев в юмористической форме, чтобы уравновесить его отрицательную сущность. Поэтому такая картина гармонизирует психику ребенка. Эти мультфильмы полезны детям, они учат нормативному поведению, как быть хорошим другом, как помогать другим [1].

Многие советские мультфильмы имеют спокойный, положительный конец; в основе лежат счастливые моменты; человеческие и животные образы передают дружелюбие, сострадание, естественность.

Психические состояния – это психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. К таким состояниям можно отнести: радость, грусть, апатию, сосредоточенность, напряжение, утомление и др. Каждое событие в жизни ребенка влияет на его психическое состояние в данный момент [5].

Ребенка, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, которые он не способен выразить словами. Многие школьники начинают подражать поведению героев, воплощать их поведение в жизни. Когда ребенок сопереживает, сочувствует персонажу, это зарождает в нем такие чувства, как сострадание, уверенность в победе. Дети принимают на себя роль каждого героя и испытывают те же эмоции, что и они.

Некоторые современные мультипликационные фильмы негативно влияют на психическое состояние ребенка. Чрезмерно яркая анимация, громкий звук вызывают головную боль и повышенную тревожность. Постоянные драки, конфликты персонажей развивают у ребенка агрессию, черствость, дети проявляют гнев по отношению к окружающим. Употребление жаргонной лексики, оскорблений не оказывают положительного влияния. Дети часто принимают на себя роли антисоциальных героев, такие герои не учат уважению к окружающим, старшим, не чтят традиции. Их внешний вид (фигуры имеют нереалистические пропорции, уродливую внешность) искажает реальное представление о полоролевом поведении, меняют мнение об обязанностях мужчины и женщины. Персонажи постоянно демонстрируют девиантное поведение, нарушение правил поведения в обществе формируют у детей непослушание взрослых [4].

Быстрые сменяющие события, происходящие в мультфильме, могут вызвать гиперактивность ребенка, иногда даже и агрессию; яркие моменты заставляют переживать детей, вызывают чувство тревоги. После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются реализовать в жизни увиденные события.

Однако многие современные родители предпочитают включать детям зарубежные мультфильмы. Герои данных мультфильмов не несут в себе положительной энергии, они агрессивны и жестоки, уродливы и страшны. В таких мультфильмах преобладают агрессивные действия героев, сцены насилия, убийств [6]. Например, в мультфильмах «Том и Джерри», «Черный плащ» герои бьют друг друга различными предметами, случается даже кого-то убивают.

Таким образом, мультипликационные фильмы оказывают влияние на психическое состояние детей. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют эталоны допустимого поведения. Дошкольники и младшие школьники имеют возможность научиться позитивно воспринимать себя, через подражание своему любимому герою совершают поступки, чувствуют уверенность в себе, также учатся справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. С другой стороны, у детей после просмотра мультфильмов может проявиться агрессивность, демонстративное и неуправляемое поведение, невнимательность, гипервозбудимость.

Для изучения влияния мультипликационных фильмов на психическое состояние первоклассников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 16 первоклассников МБОУ Новоселковской СОШ. Исследование психического самочувствия проводилось с помощью Цветового теста Люшера. Психодиагностика тревожности испытуемых проводилась до и после просмотра мультфильмов Учащимся в течение урока были показаны мультфильмы «Том и Джерри» и «Маша и медведь». После просмотра был проведено повторное исследование, которое показало, что уровень тревожности повысился у 31% учащихся. У 25% учащихся уровень тревожности понизился. Эти дети стали больше улыбаться, расслабились, начали шутить со своими одноклассниками. У 44% школьников уровень тревожности после просмотра мультфильма не изменился, среди них только у 1 школьника наблюдается повышенный уровень тревожности, среди них у 43% школьников наблюдался повышенный уровень тревожности, у 57% - нормальный. Это значит, что их эмоциональное состояние не зависит от просмотренного материала, а повышенный уровень тревожности обусловлен иными факторами. Полученные данные представлены на рис 1.

Рис 1. Результаты исследования уровня тревожности до и после просмотра мультфильма

Таким образом, можно сделать вывод о том, что просмотр мультфильмов неоднозначно влияет на психическое состояние первоклассников. У некоторых детей после просмотра снижается эмоциональное напряжение и тревожность, поднимается настроение. Для таких учащихся мультфильм является простым увлечением и хорошим времяпрепровождением, способствуя эмоциональной разрядке. С другой стороны, мультфильмы могут отрицательно влиять на психологическое состояние школьников, повышая их возбудимость, тревожность и эмоциональное напряжение. Повышенный уровень тревожности оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, продуктивность его деятельности и может перейти в разряд базовых черт личности, если систематически повторяется и закрепляется в поведении.

Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не смотрел те мультфильмы, в которых имеются агрессивные сцены, где внешние данные и деятельность персонажей не соответствуют действительности, т.к. у ребенка неправильно сформируется представление об окружающей жизни. Исключением является фантастика, которая развивает у детей воображение. Следует выбирать мультфильмы, в которых даются ориентиры доброты, взаимопомощи, сострадания. В воспитании детей не стоит ограничиваться подбором воспитывающих мультипликационных фильмов. Ни один мультфильм не может заменить совместной деятельности ребенка с родителями: активных игр, прогулок, чтения вслух, выполнения домашних дел.

Литература:

  1. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
  2. Би X. Развитие ребенка. - М.: Питер, 2004. — 768с.
  3. Большой энциклопедический словарь. - М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.
  4. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. — 2001. — №8. - С.75.
  5. Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 632 с.
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мультфильм, просмотр мультфильмов, повышенный уровень тревожности, уровень тревожности, родитель, психическое состояние, психическое состояние детей, психическое состояние первоклассников, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников

В статье исследуется проблема влияния современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников. Представлен обзор популярных современных мультфильмов, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на поведение детей дошкольного возрас...

Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей

В статье ставится задача рассмотреть, как мультфильмы влияют на формирование у детей семейных ценностей. Показать на примерах как много зависит от того какие мультфильмы смотрит ребёнок.

Влияние американских мультфильмов на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть, как американские мультфильмы влияют на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. А также рассмотреть и показать примеры американских мультфильмов.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности мультфильмов, модели поведения, формирование речевой культуры, художественно-эстетический, нравственно-эмоциональный потенциал...

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

В статье автор пытается определить влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей, а также разобрать конкретные примеры игр и смягчение влияния на детей от них.

Влияние кино на эмоционально-волевую сферу подростков (на примере фильма «Малышка на миллион»)

В статье рассматривается влияние кино на эмоционально-волевую сферу современных подростков на примере анализа фильма «Малышка на миллион». Оценка воздействия проводится посредством опоры на цитаты, взятые из данной кинокартины.

Влияние видеоигр на психомоторные реакции человека

В статье авторы пытаются выявить влияние видеоигр на развитие психомоторных реакций человека.

Влияние фильмов ужасов на психику подростка

На сегодняшний день, как отмечают исследователи, касающиеся влияния СМИ на психологическое состояние здоровья подрастающего поколения увеличилось количество детей подростков, любящих смотреть ужасные фильмы и мультфильмы. Целью данной работы является...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Влияние стресса на самооценку подростков

В статье авторы пытаются определить влияние стресса на самооценку.

Похожие статьи

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников

В статье исследуется проблема влияния современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников. Представлен обзор популярных современных мультфильмов, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на поведение детей дошкольного возрас...

Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей

В статье ставится задача рассмотреть, как мультфильмы влияют на формирование у детей семейных ценностей. Показать на примерах как много зависит от того какие мультфильмы смотрит ребёнок.

Влияние американских мультфильмов на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть, как американские мультфильмы влияют на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. А также рассмотреть и показать примеры американских мультфильмов.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Рассматривается влияние мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста: педагогические возможности мультфильмов, модели поведения, формирование речевой культуры, художественно-эстетический, нравственно-эмоциональный потенциал...

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

В статье автор пытается определить влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей, а также разобрать конкретные примеры игр и смягчение влияния на детей от них.

Влияние кино на эмоционально-волевую сферу подростков (на примере фильма «Малышка на миллион»)

В статье рассматривается влияние кино на эмоционально-волевую сферу современных подростков на примере анализа фильма «Малышка на миллион». Оценка воздействия проводится посредством опоры на цитаты, взятые из данной кинокартины.

Влияние видеоигр на психомоторные реакции человека

В статье авторы пытаются выявить влияние видеоигр на развитие психомоторных реакций человека.

Влияние фильмов ужасов на психику подростка

На сегодняшний день, как отмечают исследователи, касающиеся влияния СМИ на психологическое состояние здоровья подрастающего поколения увеличилось количество детей подростков, любящих смотреть ужасные фильмы и мультфильмы. Целью данной работы является...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Влияние стресса на самооценку подростков

В статье авторы пытаются определить влияние стресса на самооценку.

Задать вопрос