This article examines the impact of cartoons on the emotional state of first-graders, the change in the level of anxiety after watching multiplikatsionnyj movies.
Keywords: cartoon, mental state, mood, behavior, hero.
В настоящее время по телевидению показывают много мультипликационных фильмов, которые смотрят люди различного возраста. Одни смотрят их, считая это просто развлечением, другие познают мир. Но стоит очень важный вопрос в том, каково влияние мультфильмов на психическое состояние детей? Ведь от того, что смотрит ребенок, зависит не только его психологическое самочувствие, но и отчасти формирование личности. Многие родители в качестве метода воспитания используют именно мультфильмы, во время просмотра ребенок полностью отключается от внешнего мира.
Актуальность выбранной темы определена тем, что в детском возрасте происходит формирование внутреннего мира и сознания, где значимая часть информации приходит от родителей, из сказок, игр и телевизионных передач. Многие родители не уделяют должного внимания своим детям, завлекают детей играми в телефонах и просмотрами мультфильмов, поэтому функцию воспитания выполняют гаджеты с мультфильмами. Однако современные мультфильмы часто не несут добра, порядочности, сопереживания и адекватного восприятия мира. Многие родители не задумываются о том, как тот или иной фильм оказывает влияние на развитие ребенка. Ведь мультфильмы заменяют детям книги, общение с родителями, сверстниками, прогулки. В данной работе стоит цель выявить влияние просмотра мультипликационных фильмов первоклассниками на их психическое состояние.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [3].
В выборе мультфильма нужно быть очень осторожным. Если брать советские мультфильмы, то в них отражается адекватная картина мира, в ней показывается четкое разграничение добра и зла. Отрицательные герои часто легко поддаются воздействию и перевоспитываются. Они показываются в большинстве случаев в юмористической форме, чтобы уравновесить его отрицательную сущность. Поэтому такая картина гармонизирует психику ребенка. Эти мультфильмы полезны детям, они учат нормативному поведению, как быть хорошим другом, как помогать другим [1].
Многие советские мультфильмы имеют спокойный, положительный конец; в основе лежат счастливые моменты; человеческие и животные образы передают дружелюбие, сострадание, естественность.
Психические состояния – это психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. К таким состояниям можно отнести: радость, грусть, апатию, сосредоточенность, напряжение, утомление и др. Каждое событие в жизни ребенка влияет на его психическое состояние в данный момент [5].
Ребенка, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, которые он не способен выразить словами. Многие школьники начинают подражать поведению героев, воплощать их поведение в жизни. Когда ребенок сопереживает, сочувствует персонажу, это зарождает в нем такие чувства, как сострадание, уверенность в победе. Дети принимают на себя роль каждого героя и испытывают те же эмоции, что и они.
Некоторые современные мультипликационные фильмы негативно влияют на психическое состояние ребенка. Чрезмерно яркая анимация, громкий звук вызывают головную боль и повышенную тревожность. Постоянные драки, конфликты персонажей развивают у ребенка агрессию, черствость, дети проявляют гнев по отношению к окружающим. Употребление жаргонной лексики, оскорблений не оказывают положительного влияния. Дети часто принимают на себя роли антисоциальных героев, такие герои не учат уважению к окружающим, старшим, не чтят традиции. Их внешний вид (фигуры имеют нереалистические пропорции, уродливую внешность) искажает реальное представление о полоролевом поведении, меняют мнение об обязанностях мужчины и женщины. Персонажи постоянно демонстрируют девиантное поведение, нарушение правил поведения в обществе формируют у детей непослушание взрослых [4].
Быстрые сменяющие события, происходящие в мультфильме, могут вызвать гиперактивность ребенка, иногда даже и агрессию; яркие моменты заставляют переживать детей, вызывают чувство тревоги. После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются реализовать в жизни увиденные события.
Однако многие современные родители предпочитают включать детям зарубежные мультфильмы. Герои данных мультфильмов не несут в себе положительной энергии, они агрессивны и жестоки, уродливы и страшны. В таких мультфильмах преобладают агрессивные действия героев, сцены насилия, убийств [6]. Например, в мультфильмах «Том и Джерри», «Черный плащ» герои бьют друг друга различными предметами, случается даже кого-то убивают.
Таким образом, мультипликационные фильмы оказывают влияние на психическое состояние детей. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют эталоны допустимого поведения. Дошкольники и младшие школьники имеют возможность научиться позитивно воспринимать себя, через подражание своему любимому герою совершают поступки, чувствуют уверенность в себе, также учатся справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. С другой стороны, у детей после просмотра мультфильмов может проявиться агрессивность, демонстративное и неуправляемое поведение, невнимательность, гипервозбудимость.
Для изучения влияния мультипликационных фильмов на психическое состояние первоклассников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 16 первоклассников МБОУ Новоселковской СОШ. Исследование психического самочувствия проводилось с помощью Цветового теста Люшера. Психодиагностика тревожности испытуемых проводилась до и после просмотра мультфильмов Учащимся в течение урока были показаны мультфильмы «Том и Джерри» и «Маша и медведь». После просмотра был проведено повторное исследование, которое показало, что уровень тревожности повысился у 31% учащихся. У 25% учащихся уровень тревожности понизился. Эти дети стали больше улыбаться, расслабились, начали шутить со своими одноклассниками. У 44% школьников уровень тревожности после просмотра мультфильма не изменился, среди них только у 1 школьника наблюдается повышенный уровень тревожности, среди них у 43% школьников наблюдался повышенный уровень тревожности, у 57% - нормальный. Это значит, что их эмоциональное состояние не зависит от просмотренного материала, а повышенный уровень тревожности обусловлен иными факторами. Полученные данные представлены на рис 1.
Рис 1. Результаты исследования уровня тревожности до и после просмотра мультфильма
Таким образом, можно сделать вывод о том, что просмотр мультфильмов неоднозначно влияет на психическое состояние первоклассников. У некоторых детей после просмотра снижается эмоциональное напряжение и тревожность, поднимается настроение. Для таких учащихся мультфильм является простым увлечением и хорошим времяпрепровождением, способствуя эмоциональной разрядке. С другой стороны, мультфильмы могут отрицательно влиять на психологическое состояние школьников, повышая их возбудимость, тревожность и эмоциональное напряжение. Повышенный уровень тревожности оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, продуктивность его деятельности и может перейти в разряд базовых черт личности, если систематически повторяется и закрепляется в поведении.
Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не смотрел те мультфильмы, в которых имеются агрессивные сцены, где внешние данные и деятельность персонажей не соответствуют действительности, т.к. у ребенка неправильно сформируется представление об окружающей жизни. Исключением является фантастика, которая развивает у детей воображение. Следует выбирать мультфильмы, в которых даются ориентиры доброты, взаимопомощи, сострадания. В воспитании детей не стоит ограничиваться подбором воспитывающих мультипликационных фильмов. Ни один мультфильм не может заменить совместной деятельности ребенка с родителями: активных игр, прогулок, чтения вслух, выполнения домашних дел.
Литература:
- Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
- Би X. Развитие ребенка. - М.: Питер, 2004. — 768с.
- Большой энциклопедический словарь. - М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.
- Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. — 2001. — №8. - С.75.
- Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 632 с.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. — 256 с.