Воздействие телекоммуникации на психологическое становление детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 05.04.2019

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Агафонов, К. И. Воздействие телекоммуникации на психологическое становление детей дошкольного возраста / К. И. Агафонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57766/ (дата обращения: 22.12.2024).



В истории человеческой цивилизации время конца XX — начала ХХI века весьма характерно мощным развитием визуальной культуры. Дети, поколение которых родилось в середине 2000-х и в начале 2010-х годов, вряд ли смогут представить, что раньше люди не пользовались телевизорами. И обычно дети задают взрослым вопрос: «Что было, когда у людей не было еще телевизора?» И тут с психологической точки зрения занимательна не только такая постановка этого вопроса, но и реакция родителей. Зачастую взрослые не могут сразу ответить на этот детский вопрос. Но ответ не так сложен. Человечество больше общалось между собой. В нашей стране было развито общение в кругу семьи, посещение музеев и театров, отдых на свежем воздухе, частые совместные прогулки и совместное чтение книг.

Сегодня визуальная культура получила, наверное, ведущую роль в жизнедеятельности человечества. Она стала не просто источником для получения информации и осуществления досуга: визуальная культура воспитывает детей, так как родители перекладывают на нее обучающую и развивающую функции. По сути, она стала неотъемлемым элементом жизни детей, фактически отодвинув на второй план общение с родителями.

Сейчас ознакомление детей с литературой, с историей начинается с помощью телекоммуникации, обычно представленной в мультипликационной форме. К примеру, перед началом просмотра мультсериала «Геркулес» детям нужно обязательно прочитать книгу с легендами и мифами Древней Греции. Так как этот сериал американского производства, дети сталкиваются с достаточно вольной трактовкой первоисточников. И поэтому после просмотра данного мультсериала детям будет весьма сложно воспринимать то, что на самом деле Икар не был другом Геркулеса и был лишь им похоронен на острове, что Филоктет был человеком, который участвовал в Троянской войне, а не сатиром и т. д. Мультипликационные и кинематографические адаптации литературных произведений, исторических событий, мифов и легенд, если ребенок в первую очередь знакомится с произведением при помощи всего этого, приводят к тому, что в сознании детей формируется готовый образ благодаря этим адаптациям. В итоге сужаются возможности развития воображения, фантазии и творческого мышления. Специалист в области физиологии органов чувств Хорст Прен в этой связи констатирует: «Дети, чьё чрезмерное увлечение телепросмотром, превосходит все допустимые нормы, страдают полной потерей способности воображения, некоторые из них даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем чашку или стол». Также замедляется и речевое развитие ребенка, беднеет словарный запас, ведь во многих анимационных фильмах звуковой комментарий состоит из ярко выраженного музыкального сопровождения, всевозможных криков и гортанных звуков, а речь героев обычно сводится к нескольким небольшим фразам на протяжении всего действия мультфильма [1].

В большом количестве стран мира существует проблема влияния «телеэкрана» на развитие личности ребенка. По данным ЮНЕСКО, около 93 % современных детей в мире смотрят телевизор примерно 28 часов в неделю, то есть около 3,5 часа в день. И в два раза увеличивается это время, просмотра телепрограмм, обычно, в выходные дни и дни школьных каникул. Дети в России часто смотрят, помимо отечественных, в основном американские мультипликационные фильмы. Согласно данным статистики свидетельствуют, что количество картин может варьироваться от 3 до 7 в день. И примерно к своему 18-летию ребенок может успеть провести перед телевизором почти 3 года своей жизни. Также можно говорить и о том, что каждый год дети видят около 9000 сцен, в которых показаны интимные отношения или присутствуют элементы сексуального характера. Средний российский ребенок, которому исполнилось 18 лет, до этого времени успевает увидеть на телеэкране около 100 тысяч сцен насилия. Последствия зависимости от телевизора сказываются, не только на здоровье, но и на психическом развитии, на формировании личности ребенка [2].

Первыми изучать данную проблему стали американские исследователи. Психолог Дэйвид Гроссман был одним из первых, кто смог доказать, что агрессивные фильмы и сюжеты мультипликации заражают ребенка агрессией, и в большей степени ей подвержены дети дошкольного и младшего школьного возраста [4]. В течение многих лет он следил за неконтролируемым телепросмотром детей и установил, что жестокое, аномальное поведение на экране провоцирует такое поведение в реальной жизни. И в этой связи Д. Гроссман рассматривает такое понятие, как «эмоциональная инфекция», когда дети начинают неосознанно подражать речи, поведению, действиям определенного лица на телеэкране. Следствием такой имитации становится эмоциональная конвергенция с объектом подражания. В ходе исследования было также установлено, что такие объекты в 7 случаях из 10 берутся из разнообразных телепередач, а не из реальной жизни.

Эксперты, работающие с возрастной группой детей-дошкольников, всё чаще начинают сталкиваться с искаженным поведением, которое, с одной стороны, выражается в необычайной скованности, а с другой, в сильной агрессивности и демонстративности. Обычно такие дети стесняются отвечать на простейшие вопросы взрослых, но при этом не могут не покривляться, показать неприличные жесты, произнести бранные слова, но прекрасно понимая смысл всего происходящего. И педагоги такой тип поведения относят к категории неуправляемого или отклоняющегося. Дети, которых можно отнести к данной группе, быстро и легко берут и используют негативные модели поведения, хотя могут и не видеть ничего подобного дома, обычно часто выслушивают замечания со стороны членов семьи, воспитателей, и выглядят благопристойными в глазах сверстников [3].

Группа московских психологов под руководством главного специалиста Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидата социологических наук Марковой Н. Е. провела эксперимент, в котором приняли участие дети, занимающиеся в студиях дошкольного обучения.

Цель исследования заключилась в том, чтобы «определить степень влияния теле- и видеопросмотра на формирование характера и поведенческих особенностей ребенка-дошкольника».

Психологами были выделены следующие блоки вопросов:

− предпочтения детей в теле- и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);

− влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия;

− влияние рекламы;

− самостоятельность детей в области теле- и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей.

Исследование проводили методом фокус-группы. В связи со спецификой возраста, такой метод ранее не использовали для работы с детьми-дошкольниками и поэтому были допущены отступления от обычных правил проведения фокус-групп. И эти группы были собраны не стихийно, а модератор приходил в уже сложившиеся группы. В такой ситуации дети чувствуют себя психологически комфортно, и могут спокойно и свободно рассказывать о себе. В ходе данного исследования дети отвечали на вопросы модератора, а также могли высказывать комментарии, свои соображения, замечания по поводу заданных вопросов. Средний возраст опрошенных составлял около 5 лет 4 месяца.

Ответы детей, как ожидалось, полностью совпали с тем, что предоставили родители в ходе такого же опроса. И в результате исследования были получены следующие результаты:

− дети больше предпочитают зарубежные мультипликационные фильмы;

− элементы «мультипликационного насилия» (драки, неожиданно полученные болевые ощущения героев, потери, разрушения) воспринимаются детьми как комические сцены;

− дети считают рекламу авторитетным источником получения информации;

− 84 % детей, участвовавших в эксперименте, сами решают и регулируют просмотр телевизора, без посторонней помощи.

На основании выявленных данных исследователи начали наблюдать за поведением детей с особенно ярким пристрастием к телевизору. Ученые отследили и зафиксировали у этих детей проявление агрессии в поведении и речи, заторможенность движений, которая сменяется процессом астенизации, бедность словарного запаса в сочетании с преобладающими жестами и тактильными контактами, отсутствие умения следовать инструкциям, проявление невнимательности, низкий уровень запоминания, проявление демонстрации в поведении. Эти выявленные признаки являются, как считают исследователи, нежелательными проявлениями в становлении детей дошкольного возраста [5].

В конце 70-х годов XX в. американские ученые Дороти и Джером Сингер стали изучать действие телевизора на детей и очень часто заявлять о том, что телекоммуникация влияет на способности ребенка к игре, на успеваемость детей в школе, а также на развитие способности читать и грамотно говорить. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» [4, с. 17].

Из-за того, что у детей происходит неправильное формирование способности к игре, у ребенка нарушается не только интеллектуальное, но и личностное развитие.

К такому заключению пришли такие ученые, как Горбнер, Зиллман, Доннейрстайн [6]. Они установили, что если дети дошкольного возраста смотрят, например, фильм ужасов, то они чувствуют ярко выраженный страх и стараются преодолеть его с помощью употребления пищи и питья, закрывания глаз, непроизвольного воздействия на какой-либо предмет: трогают, сжимают его.

В Великобритании исследователи выяснили, что риск появления большего веса при взрослении у детей дошкольного возраста увеличивается на 7 % за каждый лишний час у телевизора по выходным. Ученые сделали вывод о том, что телевизор смог заменить этим детям времяпровождение на свежем воздухе и прочую двигательную активность, и такое воздействие телевидения приводит к складыванию сидячего образа жизни, который остается у ребенка, когда он становится взрослым. Всему виной условия жизни, в которых пребывает ребенок, например, большая городская среда и действия взрослых, которые любят сажать ребенка перед телевизором, чтобы он не мешал им. И поэтому из-за собственного такого комфорта родители очень сильно могут затормозить развитие своего ребенка, для которого телевизор становится самым главным наслаждением.

Также в этой связи свое исследование провел Пацлав Райнер, который изложил его своей работе «Застывший взгляд»: автор рассмотрел пагубное физиологическое влияние телевидения на развитие детей [6].

На сегодняшний день ученым-психологам и прочим специалистам, которые изучают воздействие телекоммуникации на детей, важно разработать специальную стратегию, если мы не хотим, чтобы такое развлечение детей не стало для них чем-нибудь угрожающим их здоровью.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Фоминых Н. А. Психологическое воздействие телерекламы на детей // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 4. — С. 53–62.
  2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция познанием. — Москва: Алгоритм, 2000. — 735 с.
  3. Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.: А. П. О., 1995. — 52 с.
  4. Малышев Е. Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Тверь, 1999. — 18 с.
  5. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет / Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  6. Райнер П. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. Перевод с немецкого В. Бакусева. — М.: Evidentis, 2003. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, визуальная культура, дошкольный возраст, телевизор, день, реальная жизнь, свежий воздух, том, фильм.


Похожие статьи

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Воздействие музыки и живого пения на поведение детей с ментальными нарушениями

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Похожие статьи

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Воздействие музыки и живого пения на поведение детей с ментальными нарушениями

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Задать вопрос