Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи
Автор: Кузива Александра Павловна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 08.11.2019
Статья просмотрена: 4932 раза
Библиографическое описание:
Кузива, А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / А. П. Кузива. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15393/ (дата обращения: 16.12.2024).
Духовно-нравственное развитие человека — процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей, обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе её нравственно-ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе. [4]
Игровая зависимость в последние годы стала серьезной проблемой российского общества, относящейся как к социальной сфере, так и к медицинской.
В последнее десятилетие проблема аддиктивного поведения приобрела особую актуальность. Известно, что виртуальная реальность является мощным аддиктивным агентом, при чрезмерном увлечении которым отмечается значительное количество негативных последствий. В современном обществе взаимодействие с компьютером становится необходимым атрибутом, образом жизни человека. Высокие и постоянно растущие масштабы увлечения компьютерной игровой деятельностью и Интернетом в молодежной среде вызывают справедливые опасения многих ученых, деятелей культуры и образования. До сих пор остается открытым вопрос о том, какие психологические характеристики личности в наибольшей степени определяют предрасположенность к аддиктивному поведению.
В настоящее время средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение, компьютер, Интернет) охватывают своим воздействием около 70 % населения нашей планеты, являясь одним из самых мощных факторов социализации. За последнее десятилетие с развитием научно-технического прогресса наше молодое поколение все чаще встречается на улице с мобильными телефонами в руках. Дети, молодежь смотрят в телефон — играют, переписываются, смотрят видео, фотографии, делают новомодное селфи, переживают за количество лайков. И при этом все более отдаляются от реального общения со сверстниками. Они стали телефоно-зависимыми, интернет-зависимыми, телевизионно-зависимыми.
В свободное от школьных занятий время дети реализуют различные возможности социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов.
Как утверждает статистика, смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6 % учащихся, а читать книги — 45,1 %. Слушать магнитофон, плеер в наушниках — 69,6 %, играть в компьютерные игры 21,3 %, а ходить в театры, на концерты, в музеи — 8,2 %. [7] Однако личные наблюдения показывают, что телевидение и Интернет более предпочтительны. Поэтому, являясь доминирующим досуговым компонентом, они заслуживают особого внимания в освоении различной информации детьми.
Телевидение предстает либо средством стать культурным человеком, либо способом превратиться в обывателя; источником просвещения и одновременно деградации.
Можно выделить плюсы и минусы воздействия средств массовой информации на детей и подростков. С одной стороны, они расширяют общую информированность детей, углубляют их знания, способствуют духовному росту, приобщают к культуре, искусству, литературе, формируют нравственные оценки. С другой — обладают возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, зачастую распространяют ложную информацию, лишают ребенка способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.
В 2000 году Государственной Думой был принят закон о средствах массовой коммуникации. [5] В России начало развиваться такое направление педагогики, как медиа образование. Конечно, это с одной стороны обогатило возможности в области образования, но с другой стороны — дети, молодежь не перестают получать и негативную информацию, то есть доступ к нежелательным источникам слабо ограничен. В связи с этим возникает настоятельная необходимость увеличить активность научных и практических поисков в области охраны детей и подростков от негативного влияния средств массовой коммуникации.
В 5–7 лет закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Возрастной особенностью этого периода является и общая недостаточность воли: ребенок еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.
Дети очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение, и при этом они не умеют сдерживаться, контролировать свои чувства. Они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, обиды, гнева, удовольствия или неудовольствия. И это выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроения, склонности к состоянию аффекта, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, обиды.
Огромное значение для развития личности ребенка приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми.
Формирующаяся личность ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение, деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе.
На детей бесконечным потоком выплескиваются сцены с драками, насилием и убийствами. Согласно статистике, человек к восемнадцати годам уже наблюдает 32 тысячи убийств и 40 тысяч попыток убийства, а в середине 80-х годов больше половины главных героев телефильмов подвергались угрозе физического насилия в среднем 5–6 раз в течение часа. [6] Может ли все это не повлиять на детей?!!
В средствах массовой информации, таких как телевидение, Интернет чаще всего показана придуманная картина жизни общества, фантастика, преувеличение человеческих возможностей. Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реальном мире, и у телезрителя может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасном по сравнению с действительностью. Если некоторые люди заимствуют с телеэкранов такое ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Во многих мультфильмах и кинофильмах часто отрицательные персонажи становятся героями, или негативное отношение одного героя к другому вызывает смех.
Отсюда может возникнуть склонность ребенка выбирать агрессивные темы или изображать агрессивного персонажа мультфильмов в ролевых и воображаемых играх.
Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения ребенком информации. Выбор производится в соответствии с предпочтениями, потребностями, то есть личностными установками. В самом общем виде положение было сформулировано более 20 лет назад исследователями Д. Райли и М.Райли, которые утверждали, что в условиях свободного выбора человек осознает, что он предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожиданий. [7] Кроме такого восприятия срабатывает некий барьер, обусловленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, «не дотягивающей» до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает полученные сведения, преобразовывая их под себя.
А то, как воспримет ребенок полученную информацию, зависит от нескольких факторов — окружения, обстоятельств, настроя и подтекста преподнесения информации.
Все эти факторы внешне воздействуют таким образом, что полученная информация может стать поведенческим примером для ребенка.
Характер личностных преобразований, имеющих место при активном увлечении СМИ, зависит от многих факторов. Поэтому уместно поставить под сомнение и другое широко распространенное убеждение: например, Джонатан Фридман утверждает, что имеющиеся «свидетельства не подтверждают мысль, что просмотр фильмов со сценами насилия вызывает агрессию». Другие же исследователи утверждают, что наблюдение за агрессивными действиями персонажей оказывает в лучшем случае лишь незначительное влияние на поведение наблюдателя. [1]
Наблюдая за идущими в одиночку детьми в наушниках или с телефоном, планшетом в руках, нам остается только догадываться, о чем они думают в данный момент, что смотрят или читают, и как полученная информация повлияет на их духовно-нравственное развитие сейчас и в дальнейшем?
Об этом стоит задуматься…
С целью выяснения, чем же заняты школьники в свободное время после занятий, нами был проведен тест, в котором приняли участие ученики 5–6 классов ГБОУ СОШ № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга (125 человек).
По результатам теста можно констатировать, что дети много времени затрачивают на компьютер, телевизор и не только в одиночестве, но и с друзьями. Даже на прогулке часто увлечены игрой в телефонах или просматриванием страниц в социальных сетях.
На вопросы — Что вас больше всего злит или раздражает? Что вас больше всего радует или делает счастливым? — дети в большинстве отвечали, что раздражают рекламные ролики, отдельные дети в классе (например, заучки, ябеды), которых хочется побить. А радует большую часть опрошенных, когда мама дома, а не на работе.
Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод об отрицательном влиянии СМИ на духовно-нравственное развитие детей. Чаще всего причина такого положения кроется в недостатке внимания близких и общения с ними.
Литература:
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб, 2002г. — 247 с.
- Григорьева-Голубева В. А. Развитие ценностного сознания учителя / Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: Серия педагогика. — СПб, 2012.
- Дмитриева Н. В., Филь Т. А. Структура готовности к фасилитации педагога начальных классов / Журнал: Мир науки, культуры, образования, Новосибирск: Народное образование, 2013, № 5 (42), С. 254–258.
- Кордуэлл Майк Психология А-Я // Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
- Обсуждение проектов закона о СМИ / Серия: Журналистика и право, вып. 33, М.: Институт проблем информационного права, 2003. — 464 с.
- Пятаков Е. Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки / Народное образование, 2004, N 4. — С. 242–250.
- Романенко Н. М. Особенности восприятия телеинформации школьниками / Журнал: Педагогика, М. — 2003, № 4, С. 46–48.