Насилие на экранах как фактор возникновения агрессивности подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 16.06.2015

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Мустафаева, Ш. Ф. Насилие на экранах как фактор возникновения агрессивности подростка / Ш. Ф. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 748-751. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20239/ (дата обращения: 17.12.2024).

В середине ХХ века, когда человечество имело за плечами две мировые войны, с концентрационными лагерями Майденека, Освенциума, Бухендвальда, атомными бомбардировками Нагасаки и Хиросимы, проблема человеческой агрессии стала предметом систематического научного исследования. Она рассматривалась с точки зрения этологии, психоанализа, социальной психологии, культурологи и этики.

З.Фрейд, основатель психоанализа, Г.Льебон, раскрывший психологию агрессивности толпы, Л. Берковиц, исследовавший агрессию в лабораторных условиях и конечно же, лауреат Нобелевской премии, этолог К. Лоренц считаются классиками — первопроходцами в изучении агрессии.

Каждый из них шел своим путем, и не всегда их взгляды сходились в концептуальных подходах, в поисках аналогий и некоторых других деталях. Однако, то что, агрессия как форма социального поведения имеет генетико-биологическую основу у многих не вызывала сомнения.

Вопросы исследования человеческой агрессии многогранны и очень широки, их можно рассматривать как на индивидуальном, так и на групповом, как на психофизиологическом, так на и социально психологическом уровнях.

За последние десятилетия вышло очень много научных статей, монографий рассматривающих агрессию с точки зрения причин факторов способствующих агрессивному поведению человека, группы людей или толпы.

Современные научно-технические и психотропные средства, психотехнологии и компьютерные технологии, позволяют изучить проблему человеческой агрессии на достаточно высоком уровне.

Так, методы раздражения мозга с помощью вживленных электродов Хосе Дельгадо, исследования наследственных, генных, хромосомных механизмов агрессии Э.Мантего, А.Бондур, эксперименты Ф.Зимбардо «Университетская тюрма» или методы деструктивных подчинений С. Милграма, дали возможность достаточно глубоко раскрыть природу человеческой агрессии.

Многие социальные психологи признают тот факт, что, человечество становится более агрессивным и в качестве примера приводят составленную Э. Фроммом таблицу войн охватывающею более 400 летнею историю человечества. По этой таблице видно, чем старше становилось человечество, тем больше войн происходило, и тем больше было жертв, разрушений и смертей.

Годы

Число сражений

1480–1499

9

1500–1599

87

1600–1699

239

1700–1799

781

1800–1899

651

1900–1940

892

 

Причину такого роста, Э.Фромм видит в техническом прогрессе, который позволяет человеку придумывать все более изощренных орудий агрессии[1].

Изучение человеческой агрессии в ХХ веке становится одним из важнейших направлений в политологии, этологии, культурологи и социальной психологии, так как, в новое тысячелетие человечество вошло с целым арсеналом агрессивных проявлений. Среди них конфликты на религиозной почве, террористические акты, межнациональные и этнические распри, молодежные акты вандализма и многое другое. Как предупреждал К.Лоренц: «У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития. Но перспектива побороть эту опасность отнюдь не улучшится, если мы будем относиться к ней как чему-то метафизическому и неотвратимому; если же попытаться проследить цепь естественных причин ее возникновения — это может помочь. Поэтому давайте забудем на какое-то время, что в условиях цивилизации агрессивный инстинкт очень серьезно «сошел с рельсов», и постараемся по возможности беспристрастно исследовать его естественные причины.[2]»

Так, что же такое агрессия? В психологическом словаре — справочнике «Агрессивность (от лат. — нападать) — кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Агрессия выражается в гневе, злости, действиях против других людей, если они мешают удовлетворению потребностей или достижению целей. Причиной   агрессивного поведения может быть неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению… Предупреждению и преодолению агрессивности способствует воспитание человечности, готовности поступиться своими личными интересами ради других, формирование самообладания, выдержки, деликатности, внутренней культуры»[3].

Такого же мнения придерживается доктор психологических наук А. Налчаджян который определяет агрессию как: «Агрессивность — это черта характера личности, которую можно определить как устойчивую, позицию, готовность к совершению агрессивных действий»[4].

В то же время напрашивается вопрос, а разрушение и уничтожение материальных ценностей, имущества или суицидальные и другие формы деструктивного поведения, не является ли они агрессией?

Спорными остаются вопросы и о том, действительно ли агрессия и деструктивное поведение, является как утверждают фрейдисты, «…неистребимым инстинктом человеческой природы»[5].

Или же правы их оппоненты, А.Маслоу, Вальтер Холлигер, критикующие фрейдистов, за приравнивание людей к животным и ко всему агрессивному. Абрахам Маслоу вообще выступает против инстинктов и считает: «Люди не имеют инстинктов, но им на самом деле присущи остатки инстинктов, врожденные способности и потенциальные возможности»[6]     По Маслоу получается, что эти «слабые склонности, подобные инстинктам служат для развития человека, а не для разрушения его и человечества в целом»[7].

История науки, и особенно гуманитарных направлений, богата опытом того, как полемика и споры переходили рубежи столетий не находя ответа.

Помня об этом необходимо дать возможность более широкому освещению проблемы агрессии, интегрировать все области науки для совместных исследований. Это поможет, повысить психологическую грамотность населения, раскрыть механизмы причин и проявлений агрессивности, и самое главное, обучать молодежь со школьной скамьи, методам и техникам управления эмоционального состояния.

Так почему же именно сейчас акты насилия и агрессии проявляются с малых лет? Что способствует развитию деструктивного поведения среди подростков?

Л.Хьюзман, К.Лагерспец, Л.Ирон исследовали 758 мальчиков и девочек в США и 220 — в Финляндии. Все они были учениками 1–5 классов. Оказалось, что характер агрессивности этих детей связан с характером и частотой воспринятого по телевидению насилия. У мальчиков это сходство было выражено сильнее, т. к. они иденцифицируют себя с героями агрессивных телевизионных сцен, большинство, которых мужчины. Исследователь агрессивного поведения Дж.Гербнер доказал, что «около 80 % телевизионных драматических произведений содержат сцены насилия. Имеются в виду угрозы, избиения, физическое насилие и убийство. Расчеты показывают, что «к моменту окончания средней школы ребенок просматриват по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 1000 000 других действий с применением насилия. К 16 годам каждый ребёнок успевает увидеть на экране около 13 000 мертвецов»[8]. Эти данные подтверждают, что между воспринятыми сценами насилия и агрессивностью зрителей есть определенная взаимосвязь. Это говорит о том, что подражание социальным моделям осуществляется через наблюдение и обучение, которое взаимосвязано со степенью идентификации личности. Исходя из теории З.Фрейда, можно сделать предположение, что подражание всегда является поведенческим коррелятором психической идентификации личности с другим человеком. Следовательно, просмотр сцен насилия приводит к усилению агрессивности, и обратно: агрессивность и насильственные действия создают в личности большую тягу к восприятию телевизионных сцен насилия.

Но следует подчеркнуть еще и тот факт, что не все дети становятся агрессивными при просмотре сцен насилия. Есть дети, которые сопративляются агрессии, т. е. роль механизма формирования обратной реакции зависит также от предварительного уровня агрессивности этих детей: агрессивных детей эти фильмы делают более агрессивными, миролюбивых — более миролюбивыми. Степень выраженности агрессивности подростка зависит от семейного воспитания и отношения к агрессии — если взрослые поощряют агрессию и насилие при просмотре кадров, дети повторяют эти действия, и наоборот, если взрослые осуждают насилие, дети с меньшей вероятностью повторяют агрессивные действия.

Агрессивность усиливается тогда, когда подросток начинает мысленно воображать себя на месте агрессора: сопереживает, участвует в погонях, схватках. После такой положительной идентификации подросток приобретает готовность интенсивно наказывать младших или же карает животных.

Исследуя детскую агрессивность, психологи выявили тип детей, которым больше присуща агрессивность:

·                    Дети, часто смотрящие сцены насилия по телевидению;

·                    Дети, считающие сцены правильно отражающими жизнь;

·                    Дети, сильно идентифицирующие себя с героями представлений;

·                    Часто переживающие агрессивные фантазии;

·                    Имеющие агрессивную мать;

·                    Имеющие родителей с низким уровнем образования и низким социальным статусом;

·                    Дети, которые плохо учатся в школе;

·                    Дети, которые по разным причинам чувствуют себя обделенными и непопулярными среди сверстников.

Выше перечисленные дети, часто хронически фруструированы, в состоянии эмоционального гнева и враждебности они ищут способы реализации. Если они не имеют «арсенал» сценариев отмщения, они будут старательно подбирать «репертуар» из кинофильмов. Но, готовность к подражанию зависит, безусловно, от жизненного опыта, социальных установок, уровня морального и нравственного воспитания.

Исследования Л.Берковица (Л.Берковиц 2001г.) показали, что зрители не подражают агрессорам из кинофильмов и не становятся агрессивными, если морально устойчивы. Поэтому крайне необходимо, в семье и в образовательных учреждениях начиная с дошкольного образования (надо признать, современные мультики пестрят сценами насилия и агрессии) целенаправленно воспитывать нравственно устойчивую личность. Если уровень нравственного развития личности оценивает агрессию, как аморальный поступок, он не будут подражать агрессорам. Поэтому сверхжесткие боевики охотно смотрят только морально недостаточно зрелые подростки и юноши.

Итак, мы считаем, что для предотвращения любой формы агрессии под влиянием кино и прочего материала СМИ необходимо способствовать отрицательной идентификации с агрессорами. Логика этой идентификации такова: вот таким человеком нельзя быть; это-хорошо, а вот это-крайне плохо.

Таким образом, агрессивность можно преодолеть, развивая личность в нужном направлении обществу, т. е. развитие устойчиво нравственной личности — залог процветания общества.

 

Литература:

 

1.                  Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб., 1997г.

2.                  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Москва, 1994г.

3.                  Фрейд З. «Я и Оно» М.1990г.

4.                  Дьяченко М. Кандыбович Л. «Большой психологический словарь». Минск- Харвест 2004г

5.                  Лоренц К. «Агрессия, М 1994г. С. 30–60

6.                  Маслоу А. «Мотивация и личность», изд Питер 2008г.

7.                  Налчаджян А. «Агрессивность человека», изд. Питер 2007г.



[1] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Москва, 1994

[2] Лоренц К. «Агрессия, М 1994 год, с- 30-60

 

[3]  Дьяченко М.  Кандыбович Л. «Большой психологический словарь». Минск- Харвест 2004 год

[4] А.Налчаджян «Агрессивность человека», изд. Питер 2007 год.

 

[5] Фрейд З. «Я и Оно» М.1990 год.

 

[6] Абрахам Маслоу, «Мотивация и личность», изд Питер 2008 год

 

[7] Абрахам Маслоу, «Мотивация и личность», изд Питер 2008 год

 

         [8] Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб., 1997. С.170

Основные термины (генерируются автоматически): агрессия, ребенок, человеческая агрессия, деструктивное поведение, агрессивное поведение, агрессивность, действие, просмотр сцен насилия, социальная психология, сцена насилия.


Задать вопрос