Хоккей как одна из основ мотивационного развития подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 04.03.2020

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Ваульчикова, А. П. Хоккей как одна из основ мотивационного развития подростка / А. П. Ваульчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67770/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современные подростки зачастую оказываются перед сложным выбором занятий и свободного времяпрепровождения: новые технологии, гаджеты, социальные сети лишают детей живого общения, которое необходимо для полноценного становления личности.

В процессе выбора родителей подходящего для их ребенка занятия, которое включало бы в себя общение со сверстниками, они решают отдать ребенка в командный спорт, например, футбол, баскетбол, волейбол или хоккей.

При этом родители порой не до конца осознают, какими способностями и склонностями обладает их ребёнок, поэтому социализация в команде, и осознание подростком своей роли и места в ней, происходит уже после определенного периода нахождения в кругу сверстников и игры, которая является, помимо основного средства обучения для человека как личности на протяжении всей жизни, также активным инструментом для общения, реализации своих потребностей, построения личных взаимоотношений.

Примеров, когда родители решают отдать ребенка в секцию хоккея, достаточно много. Одной из основных и наиболее явной причиной является яркий пример из семьи. [1] Основными мотивами для записи ребёнка в данный вид спорта являются цели, которые ставит перед собой родитель: воспитать ответственность, силу воли, определённую устойчивость к внешним раздражителям и стрессам, а также элементарно занять ребёнка полноценным графиком тренировок во избежание досуга, который ничем не заполнен.

В младшем возрасте ребёнок осознаёт свою принадлежность к команде, у него может появиться новый авторитет после родителя (близкого родственника) в лице тренера или другого игрока команды. При этом ребёнок проходит сложный путь своего собственного становления, социализации, полноценной интеграции в команду. Команда становится для подростка младшего возраста второй семьей, которая принимает его таким какой он есть или же не принимает, формируя при этом новую личность с необходимыми для игры, тренировок и жизни в спорте качествами, такими как умение поддержать, взаимопонимание, отдача, умение быстро принимать решения и т. п. Это лишь небольшой список того, чем должен обладать рядовой игрок в хоккей.

Средняя скорость игрока при ведении шайбы составляет 30–40 км/ч, на тренировках, которые длятся в среднем полтора-два часа, происходит неоднократная отработка различных приемов, бросков и передач; также помимо тренировки на льду, игроки тренируются в зале.

Многочисленные травмы, которые получают игроки во время матчей, а также обнаруживают уже после игр, зачастую не являются веской причиной для того, чтобы не выходить в следующий раз на лед. Определенный негативный авторитет тренера порой проявляется в оказании давления на среднестатистического игрока: подросток, который ещё не в состоянии и не вправе перечить, осознающий важность и значимость тренера как человека, который с ним занимается, заставляет ребенка не идти на конфликт, тем самым проявляя слабость и вызывая ситуации, которые могут угрожать здоровью, как например выход на лёд с травмой, игра через боль, использование различных медикаментов для уменьшения боли. Начало пубертатного периода может стать сложным моментом, переломным этапом в жизни юного спортсмена: неудачи на льду, проигрыши, отношение тренера могут стать причиной того, что игра вызовет отторжение и перестанет быть чем-то важным и значимым для подростка. [2]

В среднем подростки, которые играют в хоккей и занимаются данным видом спортом профессионально, имеют очень строгое расписание дня. Принимая во внимание малое количество спортивных школ, которые могли бы предоставить детям и обеспечить школьников учебной подготовкой, а также полноценными тренировками, ребёнку часто приходится подстраиваться под различные графики и расписания школьных уроков, тренировок, репетиторов, особенно если речь идет о выпускных классах. Данные факторы оказывают влияние на успеваемость обучающихся, которые предпочитают сделать выбор в пользу важных предметов, с их точки зрения, что влечёт за собой падение успеваемости и ухудшение оценок по другим предметам. С точки зрения психологии данный период времени для подростка, а именно 13–17 лет, является наиболее сложным. В этот период времени подростку как никогда необходима поддержка, взаимопонимание и отдача семьи и близких друзей, но учитывая специфику игры, а также лёгкое отчуждение ребёнка, который профессионально занимается спортом, от своих сверстников, с общением подростка могут возникнуть сложности, которые приведут в свою очередь к зашоренности и концентрации только на спорте, тренировках, а также к однобокости в общении. Это может стать причиной профессиональной деформации, не исключено спортивное выгорание, которое повлечет за собой неудачи, проигрыши, а также озлобленность на спортивную секцию, команду, тренера, окружающих.

Поражение в любом матче может стать точкой отсчёта для извлечения уроков на будущие игры и внесения корректировок для улучшения своих результатов, но также и может стать явной причиной для прекращения спортивной карьеры в исключительных случаях. Уязвимость подростка проявляется в том, что поражение в игре, на матчах воспринимается как личное поражение и удар по самолюбию; происходит переосмысление «я-хоккей», «я-игрок», «я-спорт», «я-человек», что является причиной для моментов психологического стресса, негативного восприятия самого себя.

Элементарная физическая усталость, недосып, переживание как за свои спортивные успехи, так и за успехи в учебе, становятся элементами, точкой отсчёта для самобичевания и, в крайнем случае, даже ухода из спорта. После матча спортсмены делятся на разные группы по типу реагирования на исход игры, что очень явно проявляется уже и в перерывах между периодами:

  1. Мне всё равно, проиграли и ладно.
  2. Эмоциональный взрыв, выход энергии через слёзы, крики, удары. Это также оставляет отпечаток и на психике того, кто так поступает, и на психике других игроков команды.
  3. Осмысленное переживание, анализ, рефлексия на ошибки, извлечение уроков. Такой подход к реагированию на исход матча встречается довольно редко, чаще всего формируется тренером, отношениями в команде, поддержкой со стороны родителей.

В то же время хоккей, как достаточно серьезный вид спорта, воспитывает ответственность, определенную саморегуляцию как в вопросах питания и режима дня, так и в волевых качествах, подходах к решению проблем и быстрому реагированию на смену обстановки, определенной гибкости и умению подстраиваться под различные жизненные ситуации. Даже будучи не на позиции капитана ребёнок становится более общительным, открытым и целеустремленным, что особенно важно в этот сложный период его жизни. При этом увлечение хоккеем перерастает в нечто большее для подростка, вызывает желание делиться своим увлечением с другими.

В образовательном учреждении может быть организована активная пропаганда занятий данным видом спорта, яркие моменты и технические особенности игры могут быть представлены на мастер-классах для обучающихся младшей школы, а также для школьников среднего и старшего звена продемонстрированы различные техники ведения шайбы, владения клюшкой.

На базе городского округа Домодедово функционирует достаточно большое количество открытых и бесплатных катков, а также спортивных комплексов, стадионов, которые могут предоставить при надлежащей поддержке и активной работе молодёжных комитетов, занятия хоккеем для всех желающих. [3]

Благодаря скорости, ощущению преодоления страха, происходит воспитание подростка на тренировках и играх. Занятия хоккеем способствуют появлению у детей возможности для самоактуализации личности, выработки потенциала, росту исследовательской активности и профессиональному развитию, что зачастую и наиболее вероятно приводит к положительным результатам во всех остальных сферах деятельности, развитие в которых идёт параллельно занятиям спортом.

Автор выражает особую признательность Пискареву Антону Кирилловичу, нападающему ХК «Марьино» за помощь в проведении социологического опроса для данного исследования.

Литература:

1. Филатов В. В. Мотивы выбора занятий хоккеем на предварительном этапе подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. — 2014. — № 10 (116).

2. Фоминых А. В. Влияние спортивной игры на развитие самоактуализации личности спортсменов (на примере спортивной командной игры Хоккей с мячом) // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. — 2017. — № 4.

3. Спортивный комплекс «Легенда». Первая ледовая арена в Домодедово. Электронный ресурс: https://sklegenda.ru (дата обращения: 26.02.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): игра, подросток, вид спорта, занятие хоккеем, игрок команды, извлечение уроков, команда, младший возраст, период времени, ребенок, стать, тренировка, явная причина.


Задать вопрос