Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота выполнения технических приемов и быстрота тактического мышления); выделены средства и методы развития скоростных способностей младших школьников. В целом, статья подчеркивает значимость развития скоростных способностей младших школьников посредством занятий в секции «Хоккей с шайбой».
Ключевые слова: скоростные способности, спортивная подготовка, младший школьный возраст, упражнения, хоккей с шайбой.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 84) говорится о том, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков [7].
Кроме этого, в этом документе, отмечено, что не только школьная система образования ставит цели укрепления здоровья, но и дополнительное образование детей и подростков. Так, в статье 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [7].
В Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года говорится о формировании у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением [9].
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» (ст. 28) отмечено, что «образовательные организации самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства и методы физического воспитания» [8].
В последние годы наблюдается растущий интерес к развитию скоростных способностей у спортсменов и физически активных людей. Это связано с осознанием важности таких способностей для достижения высоких результатов и предотвращения травм. Специалисты и тренеры активно исследуют новые подходы к тренировке, анализируют современные методы и разрабатывают инновационные программы, позволяющие улучшить скоростные возможности.
Многочисленными исследованиями доказано, что скоростные способности являются комплексными двигательными качества человека, в которых проявляется скорость передвижения спортсмена, быстрота выполнения технических приемов и быстрота тактического мышления. Годик М. А., Фарфель В. С., Зациорский В. М. выделяют ещё одну форму проявления быстроты — быстрое начало движения («резкость»). Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой, поэтому многие авторы предлагают термин «скоростные способности».
Холодов Ж. К. и Кузнецов B. C. под скоростными способностями понимают умение человека выполнять, какое-либо движение с обусловленной скоростью за счет подвижности мышц [11].
Критически важным периодом в воспитании скоростных способностей, по мнению большинства ученых и педагогов-практиков, является младший школьный возраст, т. к. попытки развития скоростных способностей в зрелые годы — сложны и малоэффективны.
Проанализировав различные источники, выделим особенности младшего школьного возраста, влияющие на развитие скоростных способностей :
— формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений (Н. Н. Гончаров),
— происходит активное совершенствование центральной нервной системы (Я. М. Коц),
— продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно (Г. В. Брызгалов),
— интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела и движение пальцев рук и ног, а глубокие мышцы спины и брюшного пресса развиты относительно слабо (В. Ф. Черник).
Средствами развития скоростных способностей младших школьников являются упражнения, выполняемые с предельной либо, около-предельной скоростью (т. е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы: упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей; упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей; упражнения сопряженного воздействия [10].
Основные методы воспитания скоростных способностей : методы строго регламентированного упражнения; соревновательный; игровой методы [11].
Однако, по мнению ряда специалистов в области физической культуры и спорта (Курамшин Ю. Ф., Ланцова Т. И., Озолин Н. Г. и другие) одним из наиболее эффективных средств развития скоростных способностей детей младшего школьного возраста являются спортивные игры [2].
Одной из скоростных спортивных игр является хоккей с шайбой. Особенности игры в хоккей с шайбой предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков: хоккеист должен уметь быстро стартовать и преодолевать различные расстояния [6].
Хоккей с шайбой — командная спортивная игра на льду, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Игра проходит на ледовой площадке размером 61 х 30 м с закругленными бортами высотой 1,22 м. Игроки перемещаются по ней на коньках. Состав каждой команды — пять человек и вратарь.
В возрасте 8–9 лет рекомендуется развивать быстроту в беге на льду, целенаправленно воздействовать на скорость двигательных реакций, силу и быстроту отталкивания и повышать максимальную частоту движений. По мере освоения различных способов техники бега на коньках и владения клюшкой совершенствуют скорость двигательных реакций, быстроту выполнения броска, передачи, приема, обводки и т. п. [4].
В. И. Старшинов считает, что для повышения скорости выполнения технического приема необходимо, прежде всего, сократить подготовительные действия, уменьшить время выполнения отдельных фаз движения. Например, при выполнении бросков и ударов надо сократить длину замаха и разгона шайбы, а для того, чтобы не уменьшить скорости шайбы, увеличить специальную взрывную силу кистей рук [10].
По определению многих специалистов быстрота юного хоккеиста зависит от скорости его реакции, скорости движения и их частоты. Все эти основные формы проявления быстроты очень важны в хоккее, в той созвучной веку игре высоких скоростей, где все построено на вихревых атаках, на внезапных рывках, остановках, ускорениях.
Развитие скоростных качеств у хоккеистов осуществляется вдвух направлениях : 1) при аналитическом воздействии на отдельные факторы, обусловливающие скорость движений; 2) за счет тренировочных упражнений целостного законченного характера.
Для воспитания скоростных качеств хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям :
— упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
— упражнения по своим характеристикам должны соответствовать соревновательному упражнению;
— продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления;
— продолжительность упражнения не должна превышать 10 сек [1].
Рассмотрим упражнения, направленные на развитие скоростных способностей младших школьников , предлагаемые опытными практикующими педагогами (тренерами секции хоккея).
Илья Сергеевича Мозылев, тренер отделения хоккея МАУ «СШ им. Л. П. Моисеева» применяет на своих тренировках эстафеты из различных исходных положений (лицом, спиной, сидя на льду, также применял данные эстафеты в зале); челночный бег (30м, 54 м, зал — 60 м); бег с разворотом 180°, 360°; старт с преследованием соперника.
Тренер спортивной школы города Набережные Челны Владимир Иванович Бубукин для развития быстроты двигательных реакций юных хоккеистов на своих занятиях использует старты в движении (чаще — по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования); передача шайбы в парах, тройках на месте и в движении с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения шайбы [5].
Для развития стартовой скорости Владимир Иванович на занятиях с детьми младшего школьного возраста в секции хоккея с шайбой использует следующие упражнения: пробегание с максимальной скоростью отрезков 5, 10, 15 м с места с шайбой и без шайбы; различные виды бега (в гору, с отягощениями, под-уклон, по песку, по воде и т. д.) и подвижные игры («Встречные старты», «Убегай-догоняй», «Старт с преследованием соперника», «По беговой дорожке») [5].
Сергей Сергеевич Жаворонков, тренер СДЮШОР «Мечел» города Челябинск, для обеспечения эффективного развития скоростных способностей применяет специальные комплексы физических упражнений. Например, комплекс с применением координационной лестницы, который направлен на показатель стартовой скорости, максимальной частоты работы ног: бег на одной ноге; одинарный семенящий бег; «лыжник»; бег внутрь-наружу, боковой бег внутрь-наружу; хвост [3].
Приведенные выше упражнения далеко не исчерпывают всего арсенала скоростных упражнений, находящихся на вооружении тренеров, работающих с юными хоккеистами. Они даны в качестве примера, чтобы показать их преимущественную направленность на развитие скоростных способностей юного хоккеиста в целях достижения большего эффекта тренировочного занятия.
Литература:
- Быстров, В. А. Хоккей (курс специализации) / В. А. Быстров. — Москва: Терра-Спорт, 2000. — 64 с. — ISBN 157–227–25–6–1. — Текст: непосредственный.
- Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — Текст: электронный // СтудМед: [сайт]. — 2015. — URL.: https://clck.ru/38PCqb (дата обращения: 25.05.2023).
- Жаворонков, С. С. Методика развития скоростных способностей у юных хоккеистов на этапе начальной специализации в годичном цикле подготовки / С. С. Жаворонков. — Текст: электронный // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта». — 2018. — № 11. — С.165. — URL.: https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/13345 (дата обращения: 27.05.2023).
- Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник / Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнева. — Москва: Академия, 2014. — 517 с. — ISBN 5–7695–1749–2. — Текст: непосредственный.
- Методика развитие скоростных способностей юных хоккеистов. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — 2021. — URL.: https://infourok.ru/metodika-razvitie-skorostnyh-sposobnostej-yunyh-hokkeistov-6029583.html (дата обращения: 05.05.2023).
- Мудрук, А. В. Обучение основам тактики хоккея: учебное пособие / А. В. Мудрук, В. В. Мудрук, В. А. Блинов. — Омск:СибГУФК, 2005. — 39 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php-page=book&id=274876 (дата обращения: 27.04.2023). — Текст: электронный.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. — URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 03.06.2023). — Текст: электронный.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон № 329-ФЗ: [принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года: одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года]. — URL.:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 03.06.2023). — Текст: электронный.
- Правительство Российской Федерации. Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение правительства № 2245-р: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018]. — URL.: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf (дата обращения: 05.06.2023). — Текст:электронный.
- Старшинов, В. И. Хоккейная школа. Семь бесед о началах хоккейного мастерства: книга / В. И. Старшинов. — Москва: Физкультура и спорт, 1974. — 85 с. — ISBN 74–33/859. — Текст — непосредственный.
- Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. ISBN5–7695–0567–2. — Текст: непосредственный.