Воспитание молодого человека в современном обществе происходит в нескольких социальных институтах. Среди них ключевыми являются семья, школа и спортивная секция, в терминах, близких авторам статьи, — детская спортивная школа. Для целей данной статьи мы не станем акцентировать на том, что основная цель таких спортивных школ — воспитание олимпийского резерва взрослого профессионального спорта и спорта высших достижений. Это очевидный и очень важный государственный момент. Но акцент хотелось бы сделать на том, что воспитание личности очень важно сделать гармоничным и сбалансированным. Общее образование способствует интеллектуальному совершенствованию юного спортсмена. Занятия хоккеем — физическому, психологическому развитию, формированию и укреплению характера, закалке и шлифовке многих человеческих качеств.
Но важнейшим является здесь то, что накопление общих знаний, развитие умственных способностей (основные функции общеобразовательной школы) находит непосредственное отражение напрямую в спортивных результатах. А при разумном взвешенном подходе преподавательско-тренерского состава помогает создавать олимпийский резерв. И наоборот, спортивная закалка и командная спортивная наработка в хоккее создает основу для упорства, силы воли, развития комбинаторного мышления, ментальной и умственной реакции спортсмена. Вне тренировки за ученической партой он становится учеником и проявляет все перечисленное уже в области познания, учения, интеллектуального роста.
Целью данной статьи является анализ взаимного влияния школы и спортивного учреждения в воспитании гражданина как гармоничной личности и результативного спортсмена-хоккеиста. Важно расставить акценты и проиллюстрировать необходимость сбалансированных воздействий того и другого общественных институтов на юного человека и на деятельность друг друга.
Так как авторы статьи — это тренер детской хоккейной школы и тренер хоккейной команды, играющей в КХЛ, то им важно и близко все заявленное проводить с ракурса воспитания именно хоккеистов.
Важность интеллектуальной подготовки хоккеиста
При определении уровня годности ребенка к хоккею принимаются во внимание многие факторы, а именно: антропометрические показатели, талант, тип нервной системы, обучаемость (мышление) ребенка. Хоккей — игра комбинаторная, требует реактивной способности в переборе вариантов, развитой памяти, умения взвешивать («читать») обстановку на ледовой площадке и принимать решения.
Таким образом, наиважнейшим фактором успешности юных хоккеистов, их результативности является развитый интеллект. Его формирование происходит далеко не только в спортивной школе, но и — прежде всего — традиционными методами в учреждениях общего образования специалистами-педагогами. Профессиональная составляющая хоккеиста вторична и в полной мере зависима от уровня общего развития и тех навыков мышления, мировосприятия, которые дает школа. Кроме того, именно в совокупной системе учреждения общего образования и спортивного учреждения юные хоккеисты учатся учиться.
Многие практические экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что в нормативных программах тренировочного процесса часто оказываются недооцененными две, на взгляд авторов, ключевые составляющие — уровень общеобразовательной (в терминах статьи — интеллектуальной) подготовки и игровой процесс (здесь имеется в виду физическая подготовка).
Заметим, что по действующим программам подготовки хоккеистов в детско-юношеских школах олимпийского резерва, только уже на этапе углубленной специализации интеллектуальной подготовке хоккеистов выделяется большая квота — 41,7 % общего времени тренировочного процесса. Но, по личным наблюдениям авторов, тренеров с большим опытом, серьезная первоначальная интеллектуальная подготовка спортсмена к этому периоду должна быть проведена и на предыдущих стадиях многолетнего тренировочного процесса. Причем проведение этой подготовки должно осуществляться объединенными усилиями тренерского и педагогического состава.
Влияние общеобразовательного уровня на тренировки
При изучении литературы исследовательско-прикладного характера позиция авторов данной статьи была подкреплена мнениями именитых тренеров результативных детских хоккейных команд Республики Беларусь. Они подвергались анкетированию, в рамках которого были выявлены следующие понятийные категории в оценке уровня интеллектуальной подготовки хоккеистов:
– осведомленность ума;
– способность к обобщениям;
– логическое мышление;
– способность к счету;
– способность к нахождению закономерности.
Перечисленные категории непосредственно отражаются на успешности тренировочного и результативности соревновательного процесса. Почти 54 % опрошенных тренеров ставят на первое место интеллектуальную подготовку хоккеистов по степени важности в перечне всех видов подготовки. Объясняется это тем, что именно интеллектуальная подготовка в хоккее имеет отношение к мотивации, осознанному выбору, волевой и психологической подготовке. Сама интеллектуальная подготовка включает в себя:
– развитие соответствующих способностей;
– интеллектуальное образование как таковое.
Таким образом, естественно вытекает вывод о том, что интеллектуальная подготовка — основа развития мастерства и становления юного хоккеиста.
Влияние интеллектуального уровня на участие в соревнованиях и результативность
Данные экспертизы-анкетирования подтверждаются результативностью выступлений детских хоккейных команд на соревнованиях различного уровня. Но стоит отметить, что научно-методическое обоснование этого не проведено, подобные явления не подвергались теоретическому анализу и интерпретации со стороны специалистов.
Можно только настойчиво заявить, что для того, чтобы тренер мог с уверенностью рассчитывать на успешную интеллектуальную подготовку на этапе углубленного развития хоккеиста, интеллектуальная подготовка его в общеобразовательной школе до этого этапа должна быть успешной.
Выводы
Как специалисты, заинтересованные в успешности формирования юных хоккеистов, результативности их и организации спортивного резерва для хоккея как спорта высших достижений, авторы формулируют выводы с точки зрения спорта, в то время как их же можно сформулировать и с точки зрения общего образования.
- Для успешного воспитания юных хоккеистов необходим индивидуальный подход и формирование программ тренировок с учетом как командных действий, так и индивидуального физического и интеллектуального развития игрока. Причем интеллектуальное развитие хоккеиста — основа основ успешности его на ледовом поле, в игре, результатах действия команды.
- Если для индивидуального физического развития важно личное внимание тренера к каждому члену команды, то для интеллектуального развития (а за ним стоит тактическая, психологическая, гносеологическая, коммуникационная составляющая личности спортсмена) трудно преувеличить значимость общеобразовательной школы. Особенно с учетом того, что в общеобразовательной школе существуют и применяются грамотные, проверенные опытом и основанные на постулатах педагогической науки программы, принципы, инструменты и методы индивидуального и группового развития учащихся.
- Воспитание спортивного характера и жизненной позиции, с которым успешнее всего справляется спорт (под этим подразумеваются борьба, стремление к росту, устойчивость психологическая и физическая, взаимопомощь в коллективе при желании достичь общего результата — командной победы), несомненно, должно находить отражение и применение в жизни, школе, семье. В том числе в общем образовании, профессиональном ориентировании, стремлении постигать знания и выбирать сферы собственной личностной реализации. Очевидно, что некоторую одностороннюю сосредоточенность юных спортсменов именно на физической культуре и спорте не стоит считать проф-деформацией, а оценивать просто как необходимый акцент и стремиться воспитать многосторонне развитую личность. И это тоже составит потенциал спортивных побед.
Литература:
- Букатин А. Ю., Колузганов В. М. Юный хоккеист — М.: Физкультура и спорт, 1986
- Дерябин С. Е. Контроль за подготовкой юных хоккеистов — М.: Физкультура и спорт, 1981
- Климин В. П., Колосков В. И. Управление подготовкой хоккеистов — М.: Физкультура и спорт, 1982
- Никонов Ю. В. Хоккей с шайбой: Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва (2-е изд. исправленное и дополненное). — Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2006
- Савин В. П. Теория и методика хоккея — М.: Академия, 2003