Innovative processes, overcoming objective and subjective difficulties, are gradually being introduced in the educational process of the Russian schools. In solving problems of school health should help physical education and sports lessons, based on the social education. One example can serve as a sports and gaming activities. Where under the guidance of a teacher-coach, players sports teams acquire not only knowledge, skills, and experience of finding ways to interact, solving important problems of self-determination and methods of self-affirmation. Further on the mechanism of transfer received social education extends to other activities.
Keywords: students, school of social education, sports oriented learning, interaction
Современное общество Узбекистана предъявляет новые требования к воспитанию социально значимых качеств у подрастающего поколения. В зависимости от того, как будет организован процесс социального воспитания и обучения школьников, какие ценности будут прививаться в дискретном периоде, зависит дальнейшее благополучие и развитие нашей страны.
Образовательно-воспитательный процесс требует постоянного обновления, внедрения новых инновационных форм, создания благоприятных условий, подбора качественных средств во всех без исключения учебных дисциплинах. Активных преобразований требует и сфера физической культуры и спорта. Никто не будет спорить, что обществу нужны не только образованные, самостоятельные, патриоты Узбекистана, но и прежде всего здоровые люди. Физическая культура и спорт решают данные задачи в полной мере. Однако сложившаяся система в физическом воспитании в общеобразовательных школах нуждается в новых технологиях и изменении содержания. Устаревшие методики обучения физической культуры, материальная база, кадры давно требуют обновления.
Тем не менее, не смотря на объективные проблемы, в общеобразовательной школе важно начинать инновационные процессы, вводя постепенно спортивно-ориентированное физическое воспитание. Проводя уроки спорта взамен традиционных уроков физкультуры, используя принцип добровольности. При условии в ближайшей перспективе строительства быстровозводимого объекта спортивного комплекса. Конечно же, в школе можно культивировать и другие спортивные направления, но на наш взгляд, наиболее востребованным, и в то же время доступными, являются игровые виды спорта. При условии, что учитель-тренер владеет необходимыми компетенциями в этих видах спорта. Безусловно, в процессе спортивных уроков у школьников развиваются костно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная системы, воспитываются физические качества координация движений, скорость, ловкость и т. д. Повышается общая физическая и специальная подготовленность. Спортивные игры создают ситуацию постоянно меняющихся условий, быстрой оценки ситуации, выбора типа действий при минимальном промежутке времени. Воспитываются технико-тактические умения, которые помогают стратегически правильно действовать во время игры. Но главное, игровые виды спорта помогают школьникам самоутверждаться в коллективе. В командных играх выигрывает или проигрывает команда в целом, а не один игрок, так как команда является целостным коллективом, как и спортсмен в индивидуальном виде спорта. Специфика командных игр определяет ряд требований к игрокам, их установке, личностным качествам, мотивации, характеру взаимодействия. Важнейшей психологической установкой игрока на игру должно быть воспитание другодоминантности. При отсутствии такой установки у каждого члена команды не получится слаженной игры выстроенной на взаимопонимании и взаимодействии, даже если в команде есть хорошо подготовленные игроки в физическом, техническом и тактическом отношении. Следовательно, способность тренироваться в команде умение ставить интересы команды выше личных интересов важнейшая составляющая 39 успешности. Исходя из многолетнего практического опыта в условиях соревновательной деятельности установка воздействия на каждого игрока через коллектив команды способствует не только игровому успеху, но и развитию личностных качеств всех игроков средствами социального воспитания.
В процессе реализации игровой деятельности, на основе интерактивности успех команды обусловливается успехом каждого в такой роли, где он может предельно реализовать себя, повышая личностный статус в коллективе. При организации игры важно учитывать статус каждого игрока в выборе им игрового амплуа. На первый план выдвигается социальный аспект — самоутверждение всего коллектива команды. При решении задач распределения оптимальных игровых амплуа для достижения общего успеха учитывается не только желание игрока, его возможности реализации этого амплуа, но и мнение игроков команды. Такой подход к организации игры, по мнению М. В. Кларина, позволяет снять суть возникающих конфликтов при распределении игровых ролей. В организационном плане этот вид игры даёт радикальную структуру взаимодействия участников [1]. При этом в ходе игры для общего успеха проводится смена игрового амплуа, что даёт возможность приобщиться при этом к осознанному принятию игроками возможности самим решать сложную проблему компромисса.
Такое построение взаимодействия в общении имеет важнейшее значение для формирования у игроков необходимого для успешного процесса социального воспитания свойства другодоминантности, т. е. не просто принятие другого, а принятие важности и необходимости его доминирования в этой ситуации, которая в целом решает и общую проблему доминантного самоутверждения, при котором успех коллектива спортивной команды определяется успехом каждого игрока. Это порождает у подростка мотив к принятию реального личностного статуса в данной социальной группе и обеспечивает ему понимание себя как необходимой части команды. Поставленная задача помогает решить проблему социального воспитания школьников в коллективе спортивной команды, где индивидуальность каждого игрока неминуемо встречается с затруднениями.
Для этого нужно создавать условия для их преодоления в соответствии с нормами, ценностями коллектива спортивной команды и правилами предлагаемой игры. Такая организация спортивно-игровой деятельности способствует социальному воспитанию личности в спортивном коллективе, основывается на концепции системно-ролевой теории Н. М. Таланчука. Согласно этой концепции, при доминировании процесса индивидуализации воспитания предполагается определённая траектория социального развития каждого игрока с учётом его особенностей и потенциала, предоставления возможностей самораскрытия. Это предполагает, по мнению автора, необходимость индивидуального выбора социальных средств воспитания и способов их коррекции [2]. В процессе социального воспитания игроков в коллективе спортивной команды должно придаваться серьёзное значение принципу создания воспитывающей среды, способствующей социализации личности школьника на основе формирования у них отношения взаимной ответственности и ответственной зависимости с ориентацией на социальные аспекты, с интеграцией их в сферу индивидуализации личности. В качестве воспитывающей среды выступает сформированность спортивной команды как единого сплочённого коллектива, где каждый игрок выступает в том игровом амплуа, где он лучше всего может самоутвердиться, внося вклад в общий успех команды. Это условие самоопределения игрока для личностного самоутверждения в новом статусе, который не только признаётся коллективом спортивной команды, но и ценится им.
Таким образом, представленная педагогическая идея способствует погружению игрока в процесс социального воспитания, основанного на самостоятельном поиске путей общения и взаимодействия в коллективе спортивной команды сверстников, решая важные задачи самоопределения и способы самоутверждения.
Литература:
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований игры и дискуссии. — Рига, 1995.
- Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов — новаторов. — М.: АПН СССР, 1991.