Сегодня общественность все больше пугают последствия, которые несет за собой телевидение. Мультипликационные фильмы по своему содержанию могут нанести непоправимый вред детской психике. В статье раскрываются результаты исследования характера влияния на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста просмотра мультфильмов.
Ключевые слова: анимация, аниме, медиаобразования.
Today, the public is increasingly scared by the consequences that television carries with it. Animated films in their content can cause irreparable harm to the child's psyche. The article reveals the results of a study of the nature of the impact on the emotional state of children of primary school age viewing cartoons.
Keywords: animation, anime, media education
В исследовательской работе подробно раскрывается проблема влияния современных мультфильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Тема актуальна, так как в век современных технологий, к сожалению, мультфильмы заменили детям книги. Участие в исследовании приняли 40 детей в возрасте 7–9 лет. Исследование включало три этапа. Первый этап заключался в построении общей стратегии исследования, подборе психодиагностического инструментария. Второй этап включал проведение основного объема исследовательских действий. Третий этап исследования заключался в обработке и анализе полученных данных, подведении итогов.
Исследование проводилось в виде эксперимента с методом наблюдения. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:опрос «Мультипликационные фильмы и художественные фильмы», анкета для детей младшего школьного возраста «Мультфильмы в жизни детей».
На первом этапе нашего эмпирического исследования мы отпределили, что дети отдают предпочтение мультфильмам, оставив художественные фильмы на втором плане. Действительно, современные дети практически не смотрят сказки. При отсутствии спроса на детские художественные фильмы кинорынок все реже и реже предлагает этот продукт. После проведения анкетирования «Мультфильмы в жизни детей» и подведения итогов, мы составили рейтинг мультфильмов: 1 место — «Барбоскины»; 2 место — «Маша и Медведь»; 3 место — «Винкс»; 4 место — «Трансформеры»; 5 место — «Монстр Хай».
На следующем этапе нашего исследования мы провели эксперимент с целью изучения характера взаимосвязи просмотренных мультфильмов с эмоциональными состояниями ребенка. Детям были предложены картинки с изображениями настроения: радостного, нейтрального и грустного. До и после просмотра мультфильма ребёнку нужно было выбрать соответствующее ему в данный момент настроение и раскрасить в понравившийся цвет.
До просмотра мультфильма «Котенок по имени Гав» у 18 детей было радостное настроение, у 13 детей — нейтральное, у 9 детей — грустное.
После просмотра мультфильма «Котенок по имени Гав» ситуация изменилась: у 23 детей настроение стало радостное, а у 9 детей — нейтральное, грустное у 8 детей. Следовательно, просмотр данного мультфильма не вызвал негативного воздействия на настроение детей.
На следующем этапе эксперимента, детям было предложен к просмотру мультфильм-аниме «Нарутро: Ураганные хроники». Этот мультфильм о мальчике-подростке Наруто Удзумаки — главном герое известных японских комиксов, о шумном, непоседливом, весёлом, мальчике.
Была использована та же методика. До просмотра мультфильма 15 детей оценили своё настроение как радостное, 14 детей как нейтральное, грустное у 11 детей. После просмотра у 6 детей радостное, 21 детей определили свое настроение как нейтральное, а у 13 детей настроение стало грустным. Мы не зря выбрали этот мультфильм, он известен своим негативным влиянием на поведение детей. Напомним нашумевший случай школьника из города Чайковский. После просмотра аниме-сериала «Наруто: Ураганные хроники» подросток решил покончить с собой, увидев смерть любимого героя. Поэтому, используя этот мультфильм в работе с детьми, учитель или педагог психолог должны быть не только внимательны к эмоциональному состоянию детей, но и позаботиться о том, чтобы обучающиеся адекватно восприняли сюжет данного мультипликационного фильма. После просмотра обязательно должно последовать обсуждение его с целью исключения негативных тенденций в поведении и настроении юных зрителей.
Таким образом, на основании полученных результатов абсолютно однозначно можно следующие выводы о том, что современные мультфильмы отрицательно влияют на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Дети еще не могут сознательно осуществлять для себя отбор фильмов для просмотра, а, следовательно, и информации, которую они несут в себе. Поэтому задача каждого взрослого быть внимательным к интересам и предпочтениям своего ребенка, ведь от этого зависит его будущее.
Литература:
- Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева // Воспитание школьников — 2006. — № 1. — С.28 -31
- Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -№ 1. — С. 138–140.
- Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П. А. Венгера. — М.: Просвещение, — 1988. № 10–144с.
- Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации / И. Гундарева // Воспитание школьников — 2005. — № 9. — С.45–54.