Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евишкина, И. В. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность / И. В. Евишкина, Т. Н. Кошелева, Е. А. Байлиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9723/ (дата обращения: 16.01.2025).



Статья посвящена вопросам формирования основ финансовой грамотности у дошкольников с использованием игровых методик. В центре внимания находятся подходы к обучению детей через игровые сценарии, такие как «Магазин», «Бюджет семьи» и «Копилка мечты». Рассматриваются особенности применения сказок, театрализации, наглядных материалов и цифровых технологий для эффективного восприятия финансовых понятий. Отмечается ключевая роль родителей и педагогов в развитии у детей навыков осознанного управления финансами. Выделяются преимущества системного подхода к обучению, который формирует у детей такие качества, как ответственность, самостоятельность и планирование, с учётом возрастных особенностей.

Ключевые слова: основы финансовой грамотности, дошкольное образование, игровые технологии, ролевые сценарии, навыки планирования, цифровые приложения, воспитание ответственности, финансовое поведение, интерактивные методы, образовательные инициативы .

Введение.

Финансовая грамотность сегодня — это важнейшая составляющая успешной жизни, влияющая на способность человека управлять своими ресурсами, принимать обоснованные решения и планировать будущее. Особенно актуально прививать основы финансовой грамотности в раннем возрасте, так как дети в этот период открыты к обучению и впитывают новые знания с особой легкостью. Заложенные в дошкольном возрасте принципы и навыки оказывают влияние на всю последующую жизнь ребенка. Именно поэтому необходимо использовать эффективные методики, среди которых ключевую роль играет игровая деятельность.

В условиях современного общества, где кредитование и активное потребление становятся нормой, важно научить детей разумному отношению к финансам. Игровая деятельность как ведущий способ познания мира детьми позволяет объяснить сложные финансовые концепции через простые и понятные сценарии. В данной статье рассмотрены основные принципы, методы и примеры внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников с использованием игровых технологий.

Значение финансовой грамотности для дошкольников.

Финансовая грамотность охватывает широкий спектр знаний и навыков, включая понимание ценности денег, осознание необходимости их заработка, планирование расходов и экономию. Для дошкольников эти понятия упрощаются и преподносятся в форме, соответствующей их возрастным особенностям. Основные аспекты финансовой грамотности для дошкольников включают:

  1. Понимание того, что деньги не берутся «из ниоткуда», а зарабатываются трудом.
  2. Навык откладывать средства на что-то важное или желанное.
  3. Умение различать желания и потребности.
  4. Формирование бережливости и ответственности за ресурсы.
  5. Базовые навыки планирования и распределения денег.

Важно отметить, что обучение финансовой грамотности в раннем возрасте не только развивает когнитивные способности, но и формирует такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность и способность принимать решения. Эти качества имеют решающее значение для успеха в любой области жизни.

Современные исследования показывают, что дети, которые в раннем возрасте осваивают основы финансовой грамотности, лучше справляются с управлением финансами в подростковом и взрослом возрасте. Например, они более осознанно подходят к использованию кредитных продуктов и сбережений, что снижает вероятность возникновения долговых проблем.

Основные принципы игрового подхода.

Игра — это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она позволяет им изучать мир, развивать навыки взаимодействия и осваивать новые понятия в комфортной и увлекательной форме. Игровой подход к обучению финансовой грамотности базируется на следующих принципах:

— Простота и доступность. Игры должны быть понятны детям и соответствовать их возрасту.

— Погружение в реальную жизнь. Через игру дети знакомятся с реальными финансовыми ситуациями, такими как покупки, накопления, распределение бюджета.

— Творчество и самостоятельность. Игры должны стимулировать воображение ребенка и поощрять его инициативу.

— Повторение. Регулярное возвращение к одной и той же теме помогает детям лучше усвоить материал.

Примеры игровых методов:

1. Игра «Магазин»

Дети разыгрывают сценарий посещения магазина, где они выступают в роли покупателей и продавцов. Это помогает научиться пользоваться деньгами, считать сдачу и выбирать товары в рамках бюджета. Для усложнения задачи можно вводить ограничения, например, определенную сумму для покупок или необходимость выбрать только самые нужные товары.

2. Игра «Бюджет семьи»

Дети совместно с воспитателями моделируют семейный бюджет. Например, они распределяют условные доходы на необходимые статьи расходов: еда, одежда, игрушки, развлечения. Это развивает у детей понимание того, что деньги расходуются на разные нужды и не всегда хватает средств на все желания.

3. Игра «Копилка мечты»

Ребенок выбирает мечту (например, игрушку или поездку) и откладывает деньги на её реализацию. Во время игры он зарабатывает «игровые деньги» за выполнение заданий и решает, как быстро достичь цели, откладывая средства.

Роль родителей и педагогов.

Обучение финансовой грамотности у дошкольников невозможно без участия взрослых. Родители и педагоги играют ключевую роль в этом процессе, помогая детям понять значение денег и учить их разумному финансовому поведению. Основные рекомендации для взрослых включают:

— Показ личного примера: дети учатся, наблюдая за поведением родителей.

— Постоянное обсуждение вопросов денег и планирования.

— Создание игровых ситуаций дома: например, игра в семейный бюджет.

Педагоги могут интегрировать элементы финансовой грамотности в образовательные программы, делая их частью повседневной жизни детского сада. Например, можно устраивать тематические дни, посвященные финансовой грамотности, или вводить элементы экономики в математические задачи.

Дополнительные подходы к формированию финансовой грамотности.

В рамках обучения дошкольников финансовой грамотности важно учитывать разнообразие подходов, которые могут быть использованы в сочетании с игровой деятельностью. Одним из таких подходов является использование сказок и рассказов. Сюжетно-ролевые истории позволяют детям погрузиться в вымышленный мир, где главные герои сталкиваются с финансовыми проблемами и учатся их решать. Например, сказка о мальчике, который копил деньги на подарок другу, может послужить основой для обсуждения важности сбережений и планирования расходов.

Еще одним методом является введение элементов театрализации. Организация небольших постановок с участием детей помогает закрепить ключевые финансовые понятия. Например, дети могут разыгрывать сценки о том, как правильно выбирать товары или распределять семейный бюджет.

Использование наглядных пособий, таких как картинки, карточки и таблицы, также способствует лучшему восприятию материала. Например, карточки с изображением монет и банкнот помогают детям изучить их внешний вид и номинал. Введение интерактивных материалов, таких как настольные игры или пазлы, развивает у детей логическое мышление и интерес к теме финансов.

Программы финансового обучения для дошкольников.

Существуют различные образовательные программы, направленные на формирование финансовой грамотности у дошкольников. Такие программы часто включают в себя комплекс мероприятий, ориентированных на постепенное усвоение материала. Примером может служить модульная программа, где каждая тема изучается в течение недели. Например, первая неделя посвящена понятию денег, вторая — бюджетированию, третья — экономии.

Для реализации таких программ педагогам предлагаются методические пособия, включающие сценарии занятий, игры и упражнения. Например, занятие «Путешествие в страну монет» может включать рассказ о том, как появились деньги, практическое задание по созданию собственной валюты и игру, в которой дети учатся считать монеты.

Родителям также рекомендуется включать элементы обучения в повседневную жизнь. Например, вместе с ребенком можно планировать семейный бюджет на выходные или обсуждать, как лучше накопить на крупную покупку. Такие действия не только закрепляют знания, полученные в детском саду, но и делают процесс обучения более системным.

Финансовая грамотность в цифровую эпоху.

С развитием технологий формирование финансовой грамотности также претерпевает изменения. Современные дети с раннего возраста сталкиваются с цифровыми устройствами, что открывает новые возможности для обучения. Существует множество мобильных приложений и онлайн-игр, направленных на развитие у детей базовых финансовых навыков. Например, приложения по типу «виртуального магазина» учат детей тратить виртуальные деньги, выбирать товары и анализировать их стоимость.

Однако использование цифровых технологий требует внимательного подхода. Важно, чтобы приложения соответствовали возрастным особенностям ребенка и не содержали рекламы или скрытых платежей. Родители и воспитатели должны контролировать процесс обучения и помогать детям применять полученные знания в реальной жизни.

Дополнительно важно объяснять детям основы безопасности в финансовой сфере. Например, они должны понимать, что нельзя разглашать личные данные, такие как номера карт или пароли, даже в игре. Такие навыки будут полезны им в будущем, когда они начнут пользоваться банковскими продуктами.

Оценка эффективности обучения.

Для того чтобы оценить, насколько успешно дети усваивают материал, важно использовать различные методы контроля и обратной связи. Например, можно организовать викторины или конкурсы, где дети демонстрируют свои знания в игровой форме. Также можно проводить наблюдения за детьми во время игр, чтобы определить, насколько они понимают финансовые концепции.

Другим подходом является ведение педагогами небольших дневников наблюдений. В таких дневниках фиксируются успехи детей, их интерес к теме и уровень освоения материала. Родители также могут участвовать в процессе оценки, обсуждая с ребенком вопросы, связанные с деньгами, и оценивая его ответы.

Эффективность обучения повышается, если дети не только запоминают основные понятия, но и применяют их в реальной жизни. Например, ребенок, который научился откладывать деньги на игрушку, демонстрирует, что знания не просто усвоены, но и влияют на его поведение.

Перспективы развития.

Внедрение основ финансовой грамотности в дошкольное образование — это долгосрочная инвестиция в будущее поколение. С каждым годом появляется все больше методик, направленных на обучение детей в раннем возрасте. В перспективе возможно создание национальных программ, объединяющих лучшие практики и подходы к обучению финансовой грамотности.

Современные образовательные учреждения могут внедрять совместные проекты с банками и финансовыми организациями, которые предоставляют материалы и организуют мероприятия для детей. Такие инициативы способствуют популяризации финансовой грамотности и делают процесс обучения более интересным и интерактивным.

Важным направлением остается интеграция финансовой грамотности в систему школьного образования. Это позволит детям углублять свои знания и навыки по мере взросления, обеспечивая преемственность обучения. Таким образом, формирование финансовой грамотности у дошкольников становится основой для их будущего успеха и благополучия.

Литература:

  1. Агафонов, А. В. Финансовая грамотность для детей и подростков. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Бурмистрова, Е. А. Игровые технологии в образовании дошкольников. — СПб.: Питер, 2018.
  3. Гусева, Т. В. Финансовая грамотность как компонент современного образования. — М.: Академия, 2020.
  4. Дубровская, Н. А. Развитие когнитивных и личностных качеств дошкольников через игровую деятельность. — М.: Юрайт, 2019.
  5. Иванова, М. А. Практика обучения финансовой грамотности в дошкольных учреждениях. — Казань: Магистр, 2021.
Задать вопрос