Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности
Автор: Комарская Мария Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 14.11.2022
Статья просмотрена: 516 раз
Библиографическое описание:
Комарская, М. А. Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности / М. А. Комарская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7766/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одна из важнейших задач современного образования — воспитание функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует сформированности у ребенка важнейших компетенций. Формирование функциональной грамотности способствует активному участию ребенка во всех видах деятельности, развитию активной личности.
Функциональная грамотность связана с готовностью ребенка:
— добывать знания
— применять знания и умения
— оценивать знания и умения
— осуществлять саморазвитие
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
— возможностью решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
— способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Составляющие предпосылки функциональной грамотности на этапе дошкольного образования:
— Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
— Формирование речевой активности дошкольников;
— Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
— Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к современному рынку товарно-денежных отношений. Ребенок ежедневно слышит в семье о продуктах, товарах, ценах и т. д. Уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать азы будущего финансового «Здоровья», т. к. именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких качеств личности, как ответственность, бережливость, сила воли, необходимые в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.
Для решения данной задачи наш педагогический коллектив выбрал парциальную образовательную программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» Людмилы Валентиновны Стахович, Екатерины Владимировны Семенковой и Людмилы Юрьевны Рыжановской.
Целью реализации программы является формирование финансовой культуры дошкольников и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп.
Образовательные задачи реализации программы:
— познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
— раскрыть взаимосвязь: труд-продукт-деньги;
— подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
— научить соотносить понятия надо, хочу, могу;
— подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные деньги.
— …
— способствовать повышению ответственности и самоконтроля — качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.
Материал Программы подобран таким образом, чтобы полученные знания, умения и практический опыт в дальнейшем мог использоваться в повседневной жизни, что и является частью функциональной грамотности.
С целью пробудить интерес к финансовой грамотности у детей и родителей в Программе подобраны игровые формы и методы, которые позволяют незаметно, без навязывания формировать трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Тематический план Программы поделен на 7 блоков, включающих в себя еще несколько тем:
1 блок — Без труда нет жизни на земле;
2 блок — Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны;
3 блок — Покупаем, продаём и обмениваем;
4 блок — Тратим разумно, сберегаем и экономим;
5 блок — Учимся занимать и отдавать долги;
6 блок — Учимся планировать;
7 блок — Богатство и бедность;
Тематические блоки проходят через все методические пособия к Программе «Занимательные финансы»:
— «Играем вместе» (игры-спектакли, игровые занятия, игры-соревнования и т. д.);
— «Читаем и обсуждаем» (подборка произведений устного народного творчества и художественной литературы)
— «Говорим с детьми о финансах» (практические советы для педагогов и родителей о том, как разговаривать с детьми. Чтобы заложить в них основы финансовой грамотности)
— «Рассуждаем и решаем» (ситуационные задачи проблемного характера)
— «Мини-спектакли».
Помимо использования методических материалов Программы формирования предпосылок финансовой культуры дошкольников, педагоги, участвующие в реализации данной Программы, создают в группах центры финансовой грамотности. Для этого педагогами совместно с родителями создаются различные дидактические игры, иллюстративный материал, различные коллекции (монеты, копилки, карточки т. д.), атрибуты к сюжетно-ролевым играм. В самостоятельную и совместную с педагогом деятельность детей воспитатели включают беседы, игры, решение ситуационных задач финансовой направленности. В рамках театральной недели детского сада старшая и подготовительная к школе группы подготовили спектакли «Муха-цокотуха на новый лад», где сами дети сделали вывод, что тратить деньги нужно разумно и не забывать о своих близких.
Планируемые результаты освоения программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» можно также рассматривать как часть функциональной грамотности будущих школьников:
— освоить начальные навыки обращения с деньгами, грамотное и бережное отношение к ним;
— освоить начальные навыки планирования: с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи;
— соотносить понятия хочу и могу;
— заложить нравственно-эстетические привычки (уважать чужой труд, возвращать долги, делиться и пр.), которые будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. — Вентана-Граф, 2018.
- Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». — Вита-пресс, 2019.
- Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. — М., 2018.