Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лиховцова, Т. И. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды / Т. И. Лиховцова, Н. С. Алехина, Е. В. Сазонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101093/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам финансовой грамотности в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, финансовая грамотность, экономические потребности, экономическая зона, лэпбук, финансовые отношения.

В настоящее время проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения. Поэтому очень важно заложить у детей с раннего детства основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, организованность, практичность, самостоятельность. Необходимо также формировать у детей разумные экономические потребности, учить соизмерять потребности с реальными возможностями, правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе и от развивающей предметно-пространственной среды (далее ППРС), в которой оно происходит. При организации развивающего пространства групп дошкольного возраста с экономической направленностью в МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка использовался принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с другими видами деятельности, что обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием. Созданные благоприятные, комфортные условия в детском саду позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Также учитывались требования ФГОС ДО к созданию ППРС. Развивающая предметно-пространственная среда в группах содержательно насыщенная, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей. Полифункциональность среды обеспечивает возможность разнообразного использования детской мебели, мягких модулей, ширм, природного материала и т. п. в разных видах детской деятельности. Трансформируемость дает детям возможность самостоятельно изменять развивающую среду в зависимости от их интересов и возможностей. Вариативность среды обеспечивает наличие различных пространств, материала, оборудования для игровой деятельности, рисования, конструирования, уединения. Доступность среды обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, пособиям, материалам, игрушкам. Безопасность среды предполагает обеспечение надежности и безопасности использования всех элементов ППРС. Обогащению экономических впечатлений у детей способствуют созданные в игровых комнатах ДОУ игровые экономические зоны, которые способствуют погружению детей в мир экономики, через которые происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Предметно-пространственная экономическая среда в каждой возрастной группе детского сада включает предметы, отражающие содержание различных сфер экономики: производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др. В связи с этим, в группах выделены зоны: информационная, занимательно-экономическая, деятельностно-игровая. В игровых экономических зонах групп ДОУ имеются произведения художественной литературы экономического содержания, дидактические игры, таблицы с кроссвордами, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы, коллекции монет и купюр разных стран, сберегательные книжки, кассовые аппараты, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др. В каждой возрастной группе оформлены лэпбуки по финансовой грамотности. Лэпбуки на финансовую тему это уникальная разработка для воспитателей, которую педагоги ДОУ используют не только на занятиях, но и для индивидуальной работы с детьми. К этому интерактивному пособию дети с удовольствием возвращаются снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Сделать экономику понятной, помогают дидактические игры, разработанные и созданные педагогами разных возрастных групп для решения конкретной педагогической задачи. Для проведения дидактических игр в каждой группе подобран соответствующий возрасту дидактический материал и пособия. Педагогами групп используются различные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д. Играя с детьми в дидактические игры, они осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить детям, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Большое значение в формировании у дошкольников основ культуры финансов играют сюжетно-ролевых игры. В процессе сюжетно-ролевых игр дети знакомятся с различными профессиями, обыгрывают реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. В группах ДОУ имеется тематическое игровое оборудование, соответствующее определенному возрасту: атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошельки, банкоматы и т. п. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей. В процессе сюжетно-ролевых игр дети знакомятся с различными профессиями, обыгрывают реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. В процессе игровой деятельности дети учатся пользоваться «деньгами» или банковскими картами, узнают, что любой товар имеет свою цену. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. В группах старшего дошкольного возраста при организации сюжетно-ролевых игр используются макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности: банкомата, станка для печати денег, зданий банков. Настольно — печатные игры — это также своеобразная «школа жизни» обучения детей основам финансовой грамотности.

Выработке ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики, воспитанию правильного отношения к деньгам способствует правильно подобранная художественная литература. Чтение художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей, и позволяет по-новому взглянуть на известные сюжеты. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Поэтому в каждой возрастной группе имеются сказки с содержанием на экономические темы, а также картотеки пословиц и поговорок о труде, профессиях, человеческих качествах. Для усвоения детьми экономических знаний в разных возрастных группах используются народные и авторские сказки.

Сказки, отражающие труд людей: русские народные сказки: «Репка», «Хаврошечка», К. И. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказки о потребностях и возможностях: народные сказки «Жадная старуха», «Иван — царевич и серый волк», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сказки о бартере: русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена».

Сказки о деньгах: К. И. Чуковский «Муха — цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво».

Сказки о рекламе: народные сказки: «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах».

Сказки о купле — продаже: народные сказки: «Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Также экономические сказки расширяют представления детей о разнообразии потребностей (материальные, духовные, социальные), способствуют формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Включаясь в решение сюжетной задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей — финансовую грамотность.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует театрализованная деятельность. Дети подготовительной к школе группы показали малышам следующие мини — спектакли: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Лесная ярмарка», «Хочу и могу», «Бережливые друзья». Сюжеты мини-спектаклей компактны, направлены на закрепление основных понятий, включённых в программу дошкольного образования «Азы финансовой культуры для дошкольников». Познавательные, веселые постановки учат детей рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать память, внимание, наблюдательность, знакомят с азами финансовой грамотности. Эпизоды сказочных постановок фиксируются в сознании детей и помогают формировать важные жизненные ценности, а также учат различать важнейшие нравственные категории. С целью закрепления и усвоения материала детьми, в конце каждой постановки детям даются вопросы, которые затем обсуждаются в группе с воспитателями и по возможности дома с родителями.

Таким образом, можно отметить, что созданная в учреждении дошкольного образования соответствующая развивающая предметно-пространственная среда положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. В специально организованной среде дети овладевают пространственными отношениями, осваивают свойства и признаки предметов, постигают социальные отношения между людьми; узнают о труде человека, его потребностях и т. д. При этом развивается любознательность, инициативность, воображение, умственные способности, коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Воронина М. М. Школа юного экономиста. — М., 2008.
  2. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. — М., 2008.
  3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. — М., 2006.
  4. Стахович Л. В. Занимательные финансы «Играем вместе» / Л. В. Стахович, Е. В. Семенова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.: Вита — Пресс, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, финансовая грамотность, сказка, игра, развивающая предметно-пространственная среда, возрастная группа, группа, дошкольное образование, дошкольный возраст, потребность.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организаци...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников

В статье рассматриваются вопросы о роли педагога в организации предметно-пространственной среды в контексте с фактором развития самостоятельности дошкольников, представлены результаты оценки предметно-игровой среды ДОО и анкетирования педагогов об оп...

Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социок...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организаци...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников

В статье рассматриваются вопросы о роли педагога в организации предметно-пространственной среды в контексте с фактором развития самостоятельности дошкольников, представлены результаты оценки предметно-игровой среды ДОО и анкетирования педагогов об оп...

Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта, рассмотрены основные направления ее организации по приобщению воспитанников к социок...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Задать вопрос