Правовая природа договора счета эскроу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Вирфель, А. С. Правовая природа договора счета эскроу / А. С. Вирфель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117845/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



В статье представлен анализ понятия и правовой природы договора счета эскроу. Исследуется соотношение договора условного депонирования (эскроу) с договором счета эскроу.

Ключевые слова: счет эскроу, договор счета эскроу, эскроу банк, договор номинального счета, договор условного депонирования.

Термин «эскроу» дословно в переводе со среднеанглийского языка означает «свиток, перечень, список» [1, c. 67]. Что же касается смыслового значения, то оно обозначает депонирование под определенным условием, т. е. депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана последнему лишь после выполнения некоторого условия [18, c. 3]. Следует отметить, что термин «депонирование» используется в гражданском, международном праве и имеет различные значения, в том числе обозначение процесса хранения в целом, банковское хранение, процедуру передачи на хранение через дипломатические представительства документов, имеющих международное значение. Следовательно, депонирование во многом тождественно хранению, однако, как представляется, имеет более широкий круг объектов, чем классический вариант хранения [17, c. 33].

По договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу (п. 1 ст. 860.7 ГК РФ).

По смыслу п. 1 ст. 860.7 ГК РФ счет эскроу представляет собой специальный банковский счет, открываемый депонентом у третьего лица (эскроу-агента) для зачисления денежных средств, подлежащих перечислению бенефициару, после выполнения им либо наступления определенных условий [3, c.40].

Договор счета эскроу сконструирован по модели реального договора, поскольку считается заключенным с момента фактической передачи депонентом денежных средств банку, т. е. возникновение обязательства по данному договору связано с моментом, когда банк становится собственником «чужих» денежных средств [11, c. 11].

Договор счета эскроу предполагается возмездным, т. к. банк, являясь эскроу-агентом, имеет право на вознаграждение, которое, однако, не может взиматься из денежных средств, находящихся на счете эскроу (иное может быть предусмотрено в договоре) (п. 3 ст. 860.7 ГК РФ).

Данный договор является трехсторонним, что следует из его легального определения. Его сторонами выступают депонент, бенефициар и банк, являющийся эскроу-агентом [7, c. 155]. В роли депонента и бенефициара могут выступать как физические, так и юридические лица. Счет эскроу в банке, выполняющем функции эскроу-агента, открывает депонент (должник по обязательству), а бенефициар (кредитор по обеспеченному депонированием обязательству) является третьим лицом в данных правоотношениях. Банк, выступающий эскроу-агентом, должен обладать лицензией на осуществление банковской деятельности, полученной в установленном законом порядке.

Объектом в договоре счета эскроу являются денежные средства. В этой связи он нередко именуется договором условного депонирования денежных средств [13, c.104]. Согласно п. 1 ст. 860.7 ГК РФ, права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты — бенефициару.

Денежные средства, находящиеся на счете эскроу, имеют строго целевой характер, поэтому внесение на такой счет иных денежных средств депонента (т. е. не относящихся к рассматриваемым правоотношениям), не допускается (п. 2 ст. 860.8 ГК РФ). По своей сущности счет эскроу предназначен только для хранения денежных средств владельца счета и передачи их бенефициару при наступлении определенных договором обстоятельств [17, c. 26]. К примеру, покупатель садового дома вносит на счет эскроу сумму, равную стоимости этого дома. Банк блокирует указанные денежные средства на счете эскроу до выполнения обязательств по договору купли-продажи садового дома. Когда же продавец садового дома предъявляет в банк документы, подтверждающие право собственности покупателя, банк выдает продавцу полагающуюся ему сумму со счета эскроу.

Необходимо отметить тесную правовую связь между договором счета эскроу и договором номинального счета. Оба указанных счета относятся к специальным банковским счетам, что следует из п. 2.8 Инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)» [10]. Номинальный счет — это банковский (денежный) счет, открытый на имя одного, но в интересах другого лица или лиц (бенефициара или бенефициаров), на условиях его возможного пополнения за счет бенефициара (бенефициаров); денежные средства на таком счету принадлежат бенефициару или бенефициарам (п. 1 ст. 860.1 ГК РФ), причем каждому отдельно (п. 4 ст. 860.2 ГК РФ) [8, c. 278]. Режим операций по номинальному счету определяется договором, но всегда в его основе заложена идея ограничения права распоряжения средствами по счету со стороны его номинального владельца [2, c. 88]. Как отмечает Л. Ю. Василевская, «счет эскроу является разновидностью номинального счета, договор счета эскроу относится к договору номинального счета как «вид» к «роду» [3, c. 40].

Вместе с тем, между указанными договорами имеются и существенные различия. В отличие от договора счета эскроу, договор номинального счета является консенсуальным; может быть как многосторонним (с участием бенефициара), так и двусторонним в пользу третьего лица (без участия бенефициара); банк, открывающий номинальный счет, не обладает статусом эскроу-агента в договоре номинального счета; может использоваться как в целях условного депонирования (эскроу), так и в иных целях, с иным субъектным составом (к примеру, номинальный счет открыт опекуном или попечителем, и на него поступают денежные средства, принадлежащие их подопечному (бенефициару).

Объектом в договоре счета эскроу являются денежные средства. В этой связи он нередко именуется договором условного депонирования денежных средств [13, c. 104]. Согласно п. 1 ст. 860.7 ГК РФ, права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты — бенефициару.

Таким образом, по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу (п. 1 ст. 860.7 ГК РФ). Данный договор является реальным, возмездным, трехсторонним, срочным. Объектом в договоре счета эскроу являются денежные средства, которые имеют строго целевой характер.

Договор условного депонирования (эскроу) необходимо отграничивать от договора счета эскроу.

По договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу (п. 1 ст. 860.7 ГК РФ).

По смыслу п. 1 ст. 860.7 ГК РФ счет эскроу представляет собой специальный банковский счет, открываемый депонентом у третьего лица (эскроу-агента) для зачисления денежных средств, подлежащих перечислению бенефициару, после выполнения им либо наступления определенных условий [3, c. 40].

В юридической науке высказывается мнение о том, что по своей правовой природе договор счета эскроу представляет гибрид договора банковского счета и договора условного депонирования. Это подтверждается и положением п. 4 ст. 860.7 ГК РФ, который закрепляет, что к отношениям, возникающим из договора счета эскроу, применяются общие положения о банковском счете и договоре условного депонирования (эскроу) в той части, которая не противоречит ст. 860.7–860.10 ГК РФ или существу отношений сторон. Однако, по мнению исследователей, рассматривать договор счета эскроу следует как специальный инструмент, сочетающий в себе характеристики и функции банковского счета, и механизма условного депонирования, но не говорить о преобладании черт регулирования одного из них [4, c.43].

Вопрос о соотношении договора условного депонирования (эскроу) с договором счета эскроу является дискуссионным. Так, А. М. Эрделевский полагает, что договор счета эскроу и договор условного депонирования являются тождественными по своему содержанию [19]. По мнению С. П. Карчевского, договор счета эскроу «тесно связан с условиями договора условного депонирования, без заключения которого не может быть заключен договор счета эскроу» [10, c. 28]. В. Л. Слесарев отмечает, что нормы о договоре условного депонирования являются общими по отношению к нормам о договоре счета эскроу. Такой вывод следует из п. 4 ст. 860.7 ГК РФ, закрепляющего, что к отношениям сторон по договору счета эскроу применяются общие положения о банковском счете и договоре условного депонирования [16, c. 395]. Полагаем возможным согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что нормы о договоре условного депонирования (эскроу) являются общими по отношению к нормам о договоре счета эскроу.

Общим для договора условного депонирования и договора счета эскроу является то, что передача объекта договора происходит в отношении третьего лица (бенефициара) и возможна лишь при выполнении определенных условий [5, c. 190]. Оба этих договора призваны выполнять обеспечительную функцию в целях защиты имущественных интересов депонента и бенефициара; при этом они не являются способами обеспечения исполнения обязательств [12, c. 161].

Вместе с тем, в отличие от договора условного депонирования, являющегося консенсуальным, договор счета эскроу представляет собой реальный договор. Он считается заключенным с момента фактической передачи депонентом денежных средств банку, т. е. возникновение обязательства по данному договору связано с моментом, когда банк становится собственником «чужих» денежных средств [11, c. 11].

Объектом депонирования в договоре счета эскроу могут быть только денежные средства. В этой связи он нередко именуется договором условного депонирования денежных средств [13, c. 104]. Необходимо отметить, что денежные средства, находящиеся на счете эскроу, имеют строго целевой характер, поэтому внесение на такой счет иных денежных средств депонента (т. е. не относящихся к рассматриваемым правоотношениям), не допускается (п. 2 ст. 860.8 ГК РФ). По своей сущности счет эскроу предназначен только для хранения денежных средств владельца счета и передачи их бенефициару при наступлении определенных договором обстоятельств [17, c. 26]. К примеру, покупатель садового дома вносит на счет эскроу сумму, равную стоимости этого дома. Банк блокирует указанные денежные средства на счете эскроу до выполнения обязательств по договору купли-продажи садового дома. Когда же продавец садового дома предъявляет в банк документы, подтверждающие право собственности покупателя, банк выдает продавцу полагающуюся ему сумму со счета эскроу.

В отличие от договора счета эскроу, в договоре условного депонирования объектом могут выступать не только денежные средства (наличные и безналичные), но и движимые вещи (включая документарные ценные бумаги и документы) и бездокументарные ценные бумаги [6, c. 54].

В договоре счета эскроу эскроу-агентом является только банк, обладающий лицензией на осуществление банковской деятельности, полученной в установленном законом порядке; в то время как в отношениях по условному депонированию эскроу-агентом может быть любое физическое или юридическое лицо. При этом счет эскроу в банке, выполняющем функции эскроу-агента, открывает депонент (должник по обязательству), а бенефициар (кредитор по обеспеченному депонированием обязательству) является третьим лицом в данных правоотношениях.

Для договора условного депонирования законом установлен предельный срок его действия (5 лет), а для договора счета эскроу в ГК РФ не установлены какие-либо конкретные сроки действия. В то же время договор счета эскроу является срочным, поэтому срок его действия устанавливается по соглашению сторон. Течение такого срока необходимо определять исходя из содержания установленных в договоре обязательств. Так, по одному из дел, рассмотренному Сызранским городским судом Самарской области, срок действия договора счета эскроу составлял 60 календарных дней с даты подписания сторонами договора [14].

Договор эскроу подлежит нотариальному удостоверению (кроме случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг), в то время как договор счета эскроу заключается в простой письменной форме.

Таким образом, договор условного депонирования (эскроу) необходимо отграничивать от договора счета эскроу. По договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу (п. 1 ст. 860.7 ГК РФ). Нормы о договоре условного депонирования (эскроу) являются общими по отношению к нормам о договоре счета эскроу. Общим для данных договоров является то, что передача объекта договора происходит в отношении третьего лица (бенефициара) и возможна лишь при выполнении определенных условий. Оба этих договора призваны выполнять обеспечительную функцию в целях защиты имущественных интересов депонента и бенефициара; при этом они не являются способами обеспечения исполнения обязательств. Однако, в отличие от договора условного депонирования, являющегося консенсуальным, договор счета эскроу представляет собой реальный договор. Объектом депонирования в договоре счета эскроу могут быть только денежные средства, в то время как в договоре эскроу объектом могут выступать не только денежные средства (наличные и безналичные), но и движимые вещи (включая документарные ценные бумаги и документы) и бездокументарные ценные бумаги. В договоре счета эскроу эскроу-агентом является только банк, в то время как в отношениях по условному депонированию эскроу-агентом может быть любое физическое или юридическое лицо. Для договора условного депонирования законом установлен предельный срок его действия (5 лет), а в договоре счета эскроу такой срок определяется по соглашению сторон. Договор эскроу подлежит нотариальному удостоверению (кроме случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг), а договор счета эскроу заключается в простой письменной форме.

Литература:

  1. Батин, В. В. Договор условного депонирования (эскроу) и договор счета эскроу: соотношение обязательств и перспективы сосуществования // Юридическая наука. 2014. № 2. С. 67–69.
  2. Белов, В. А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: практическое пособие. Москва: издательство Юрайт, 2022. С. 88.
  3. Василевская, Л. Ю. Договор счета эскроу: проблемы правовой квалификации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 2. С. 37–49.
  4. Виницкая, Л. А. Счет эскроу как инструмент реализации инвестиционных проектов // Юрист. 2021. № 8. С. 40–46.
  5. Дельцова, Н. В. Сфера применения договора счета эскроу // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4. С. 189–191.
  6. Дорофеева, Я. В. Договор условного депонирования (эскроу) в российском гражданском праве: диссертация … кандидата юридических наук. Пермь, 2022. С. 189.
  7. Дубнова, Д. К. Субъектный состав договора счета эскроу // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 5. С. 155.
  8. Ефимова, Л. Г. Договоры банковского вклада и банковского счета: монография. Москва: Проспект, 2018. С. 152–156.
  9. Инструкция Банка России от 30.06.2021 № 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 № 64669) (ред. от 10.04.2023) // Вестник Банка России. 2021. № 61; 2023. № 41.
  10. Карчевский, С. П. Новые виды банковских счетов: открытие и функционирование // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. № 2. С. 22–31.
  11. Крохина, Ю. А. Дискуссионные вопросы правовой природы договора счета эскроу // Банковское право. 2021. № 4. С. 7–16.
  12. Макушкин, В. О. Счет эскроу: особенности правового режима и актуальные проблемы нормативного правового регулирования // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. № 1. С. 161.
  13. Петухова, М. Р. Особенности правового регулирования договора условного депонирования // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 7. С. 104–107.
  14. Решение Сызранского городского суда Самарской области от 08.08.2019 по делу № 2–2481/2019. Текст: электронный // Сызранский городской суд Самарской области: [сайт]. URL: https://syzransky--sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=2&H_date=08.08.2019
  15. Рузакова, О. А. Некоторые проблемы правового регулирования договорных отношений условного депонирования (эскроу) // Банковское право. 2018. № 2. С. 29–36.
  16. Слесарев, В. Л. Гражданское право: учебник для бакалавров: в 2-х томах. Том 2. Москва: Проспект, 2016. 768 с.
  17. Токмаков, М. А. Соотношение номинального счета и счета эскроу и некоторые особенности их правового регулирования // Банковское право. 2017. № 3. С. 25–29.
  18. Щенникова, Л. В. О новом договоре, подлежащем обязательному нотариальному удостоверению, с загадочным названием «эскроу» // Нотариус. 2018. № 2. С. 3–5.
  19. Эрделевский, А. М. О новых видах договоров банковского счета: подготовлен для системы КонсультантПлюс // СПС КонсультантПлюс. 2014.


Задать вопрос