Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.09.2024

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Фузеева, Е. В. Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства: федеральный и региональный аспект / Е. В. Фузеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117923/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для более детальной проработки поставленной проблематики изначально стоит обратиться к понятию прокурорский надзор.

Прокурорский надзор является одна из форм деятельности прокуратуры, которая заключается в контроле за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, направленная на защиту прав и свобод граждан.

Прокурорский надзор непосредственно осуществляется прокурором и его заместителями, которые имеют право проверять исполнение законов и иных правовых актов, принимать меры по пресечению нарушений, возбуждать уголовные дела и выдвигать обвинения в судебном порядке, а также обжаловать незаконные судебные решения.

Прокурорский надзор может осуществляться по собственной инициативе, а также по заявлению граждан, организаций и других участников правоотношений. В ходе проведения прокурорского надзора прокурор имеет право согласно своим компетенциям требовать от соответствующих органов и должностных лиц предоставления необходимой информации и документов, а также проводить проверки и осматривать объекты, где были выявлены нарушения.

Одной из главных задач прокурорского надзора является предотвращение нарушений законности в сфере защиты прав и свобод граждан. В случае выявления данных нарушений прокурор принимает все необходимые меры по их пресечению, в том числе направляет представления о привлечении к ответственности и обращается непосредственно в суд.

«Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы РФ, по состоянию на апрель 2022 г. возросло примерно на 158,484 млн. по сравнению с показателями октября 2015 г. Количество переводов денежных средств, осуществленных через платежную систему Банка России, за год (по состоянию на конец 2021 г.) возросло на 317,144 млн. по сравнению с показателями 2015 г., за тот же период объем денежных переводов — на 209 918,2478 млрд. рублей» [8].

«Надзор за соблюдением бюджетного законодательства является одним из важнейших направлений надзорной деятельности органов прокуратуры» [5].

Стоит обратиться к предмету прокурорского надзора, который как считает Н. Д. Бут, «наиболее полно и последовательно находят отражение сущность прокурорского надзора, его функциональная направленность, а также специфика надзорной деятельности» [6].

Схожее определение имеется в трудах Даева В. Г. «определяя предмет прокурорского надзора в теории прокурорского надзора, учитывая публичный характер отрасли Российского прокурорского права, формулируются внешние и внутренние пределы прокурорского надзора» [7].

Прокурорский надзор направлен на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства, а также обеспечение прав и законных интересов граждан.

В контексте данной работы нас интересует такой предмет прокурорского надзора как надзор за исполнением законов государственными органами, организациями и должностными лицами, гражданами, а также контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов связанных с регулированием бюджетных правоотношений или, иными словами, осуществление общего надзора.

Бюджетное законодательство это часть права, регулирующая формирование, распределение и исполнение бюджета. Бюджетное законодательство первоначально включает в себя законы, правила и инструкции, касающиеся бюджетных процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе правила формирования и «работы» бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, который устанавливает структуру российской бюджетной системы и определяющий правовые основы формирования, распределения и исполнения бюджета на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также «устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения» [9].

Так, отметим, что «предмет прокурорского надзора включает вопросы о соблюдении и исполнении требований нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней власти в качестве правовых актов» [10, с. 50].

Прокурорский надзор в сфере бюджетных правоотношений направлен на обеспечение соблюдения законности со стороны всех участников финансового рынка и банковских правоотношений, предотвращая и выявляя нарушения законодательства, а также защищать права и законные интересы клиентов и других субъектов банковских правоотношений.

Цель прокурорского надзора в бюджетной сфере состоит в обеспечении законности и прозрачности в формировании, исполнении и контроле бюджетов различных уровней, а также в предотвращении и устранении нарушений бюджетного законодательства, что является важным элементом для стабильного функционирования государства.

Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства может включать следующие направления деятельности:

  1. Контроль за соблюдением законодательства при разработке, утверждении и внесении изменений в бюджеты федерального, регионального и муниципального уровней.
  2. Надзор за законностью распределения и использования бюджетных средств, в том числе государственных и муниципальных контрактов, субсидий, грантов и других форм финансового обеспечения.
  3. Контроль за соблюдением законодательства в области финансовой отчетности и аудита государственных и муниципальных органов, организаций и предприятий.
  4. Обеспечение законности при проведении контроля за исполнением бюджетов со стороны контрольно-ревизионных органов и других государственных и муниципальных органов, ответственных за финансовый контроль.
  5. Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, связанным с соблюдением бюджетного законодательства, и принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Прокурорский надзор в области бюджетного законодательства играет значительную роль не только в бюджетных правоотношениях, но и в целом в рамках всех общественных правоотношений.

Если обращаться к региональному уровню, то отметим, что на региональном уровне «облигационные займы занимают второе место по объемам поступлений в качестве источника покрытия дефицита региональных бюджетов, уступая первое место лишь межбюджетным кредитам.

Для оценки уровня законности в рассматриваемой области необходимо не только обладать знаниями бюджетного законодательства, но и хорошо разбираться в финансово-экономических процессах, происходящих на контролируемой территории, а также уметь анализировать причины возникновения дефицита бюджета и эффективность долговой стратегии. В этой связи возникают трудности, преодоление которых требует значительных усилий со стороны органа прокуратуры» [10, с. 50].

Обратимся к примеру. Так, «гр-н Г., а также гр. М. и иные лица осуждены одним из районных судов Ростовской области по ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Г., являясь главой муниципального образования, совместно с директором муниципального казённого учреждения М. и четырьмя индивидуальными предпринимателями, выполняющими подрядные работы, совершил ряд мошеннических и иных преступных действий с целью, в том числе, хищения бюджетных денежных средств путем заключения и реализации фиктивных муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству территории названного учреждения. С целью получения бюджетного финансирования Г. и М. подыскали индивидуальных предпринимателей, имеющих возможность участия в конкурсных процедурах на оказание услуг по благоустройству, а после подбора они содействовали предпринимателям в оформлении отчётных документов о проведении работ, фактически не произведённых.

После оплаты по контрактам предприниматели, по замыслу чиновников, должны были обналичить полученные денежные средства и вернуть их часть лично Г. и М.» [11].

«Таким образом, действиями Г. и М., а также соучастников был причинён ущерб местному бюджету в размере более 50 млн. рублей.

В части превышения полномочий уже в ходе предварительного расследования было установлено и доказано, что главой муниципального образования Г. были подписаны платежные документы на выполнение работ по строительству очистных сооружений и реконструкции коллекторов, которые фактически подрядчиком не выполнены. Ущерб бюджету составил более 24 млн. рублей. Всего по делу осуждено 6 человек по 7 эпизодам преступной деятельности» [10, с. 52].

Прокурорский надзор в данной сфере направлен на предотвращение и выявление нарушений законодательства, защиту прав и законных интересов граждан, а также обеспечение стабильности и развития финансовой системы.

Бюджетный процесс — это система организационных, экономических и правовых мер, направленных на формирование, утверждение, исполнение и контроль исполнения бюджета. Данный процесс включает в себя различные этапы и в первую очередь связан с принятием решений о распределении финансовых ресурсов внутри страны или организации.

Рассмотрим процесс правового регулирования выпуска облигационных займов на примере Тамбовской области. Администрацией Тамбовской области как высшим исполнительным органом 01.07.2016 принят нормативный акт — постановление № 714 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тамбовской области» [4].

Прокурорский надзор в сфере контроля облигаций в регионе осуществляется с целью проверки соответствия процесса выпуска и управления облигациями законодательным требованиям и нормам. Он включает в себя мониторинг деятельности органов управления, выпускающих облигации, а также проверку соответствия информации, предоставленной инвесторам, отталкиваясь от требований законодательства. Целью прокурорского надзора является обеспечение защиты прав и интересов инвесторов, а также иных участников бюджетных правоотношений, в то же время производится содействие развитию честной и прозрачной рыночной экономики.

Важным механизмом для осуществления эффективного прокурорского надзора является наличие детальной информации о движении денежных средств, что позволит существенно способствовать выявлению преступных схем неправомерного получения средств из бюджета. В свою очередь полученные данные помогают в анализе транзакций и выявлении подозрительных операций, что в свою очередь может привести к выявлению незаконных действий.

Таким образом, активное сотрудничество органов прокуратуры и органов власти, а также различного рода кредитных организаций имеет, по нашему мнению, исключительно положительное влияние на развитие общественных отношений, складывающихся в сфере профилактики, предупреждения и противостояния преступлениям, которые происходят в бюджетной сфере.

Риск неправомерной реализации денежных средств присутствует всегда, и потому важно развивать систему прокурорского надзора в этой сфере. Это не просто поможет пресечению большинства преступлений в бюджетной сфере, но, что также немаловажно, может поспособствовать укреплению доверия между гражданами и органами власти, развитию демократических, гласных отношений.

Также стоит отдельно подчеркнуть, что, хоть данный аспект и редко освещается в научной и учебной литературе, преступления в сфере бюджета задевают как интересы государства (поскольку наносят ущерб всей российской экономике, препятствуют реализации важнейших государственных программ), так и частные интересы отдельно взятых лиц (поскольку в связи с преступлениями данной категории существенно уменьшается общий уровень жизни населения, урезаются социальные пособия).

Потому эффективное функционирование бюджетной системы невозможно без сопровождения его грамотным, профессиональным и эффективным надзором, который, в силу действующего на сегодняшний день законодательства, осуществляет прокурор. Прокурорский надзор, как мы уже упоминали выше, является одной из форм деятельности прокуратуры, которая заключается в контроле за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, направленная на защиту прав и свобод граждан.

В силу всего сказанного выше, ещё раз подчеркнём, что прокурорский надзор является неотъемлемой частью эффективного функционирования бюджетной системы. Без него невозможно предупреждение, профилактика и расследование преступлений, совершаемых в сфере бюджета. Прокурорский надзор тем самым выполняет своё главное предназначение — защищает права и интересы всех граждан государства, обеспечивает законность и безопасность реализации своих прав и свобод. Экономика, бюджетная сфера — важнейшие составляющие государственного устройства и государственного развития, без которых невозможно представить себе благополучное общество, потому очень важно охранять эти сферы, максимально строго следить за исполнением законодательства в них.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. — 2020. — № 144.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: [Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ: [Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года; Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  4. Постановление администрации Тамбовской области от 1 июля 2016 года № 714 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тамбовской области»: — Сайт. — URL: https://base.garant.ru/42865936/#friends (дата обращения: 06.05.2023).
  5. Михина Е. Г. Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства в процессе эмиссии и обслуживания субфедеральных и муниципальных облигаций // Юридическая наука. — 2020. — № 3. — С.90–95.
  6. Бут Н. Д. Теоретические, правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2011. — 32 с.
  7. Даев В. Г., Маршуов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 231 с.
  8. Статистика национальной платежной системы.Сайт.URL: https: cbr.ru/statistics/nps/psrf (дата обращения: 15.06.2023).
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.05.2023) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  10. Воронин О. В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. №4 (6).
  11. Приговор Красносулинского районного суда Ростовской области от 18.01.2021 № 1-11/2021 Сайт. URL: https://krasnosulinsky-- ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1 71765546&delo_id=1540006&new=0&text_number=1 (дата обращения: 16.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, бюджетное законодательство, бюджетная сфера, муниципальный уровень, свобода граждан, Тамбовская область, бюджетная система, государственная власть, местное самоуправление, муниципальное образование.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Прокурорский надзор за исполнением законов, его сущность и пределы осуществления

Прокурорский надзор за исполнением законов о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Проблемные вопросы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства

Государственный контроль землепользования: региональный аспект

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

Прокурорский надзор за соблюдением сроков предварительного расследования

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Прокурорский надзор за исполнением законов, его сущность и пределы осуществления

Прокурорский надзор за исполнением законов о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Проблемные вопросы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства

Государственный контроль землепользования: региональный аспект

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

Прокурорский надзор за соблюдением сроков предварительного расследования

Задать вопрос