Надзор за исполнением Конституции Российской Федерации и исполнением законов является центральной отраслью прокурорского надзора. Данной отрасли посвящена первая глава ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Правоприменительная деятельность является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям. Государственная прокуратура, с одной стороны, при осуществлении своих полномочий создает действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, обеспечения законности в деятельности государственных органов на федеральном уровне и законодательные и исполнительные органы. С другой стороны, прокуратура, используя свои контрольные возможности для предупреждения различных видов преступлений, выявления их на ранней стадии подготовки и совершения, а также принятия действенных мер по их устранению, оказывает сильное превентивное воздействие.
Сущность прокурорского контроля за исполнением закона можно определить как деятельность органов прокуратуры по получению, анализу и оценке полученных сведений о правонарушениях, нарушениях прав, свобод и интересов граждан, компаний и государств, а также для проведения юридических расследований и принятия ответных мер по устранению нарушений законодательства в случае необходимости.
Осуществляя свои полномочия в сфере прокурорского надзора, прокуроры вместе с другими органами и организациями решают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национально-культурного развития. При этом прокуратура не заменяет другие государственные органы и осуществляет контроль за исполнением закона на основании полученной прокуратурой информации о фактах нарушений закона, требующих принятия прокурором мер.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:
1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
2) органы военного управления, их должностные лица;
3) органы контроля, их должностные лица;
4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
5) органы местного самоуправления;
6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
В связи с этим можно сделать вывод, что предмет прокурорского надзора также включает правоприменение со стороны местных властей, положения, касающиеся ее и ее должностных лиц уставы муниципальных образований и правовые акты иных муниципальных образований.
Перечень объектов наблюдения исчерпывающий, граждане в настоящее время в него не входят. Однако граждане также обязаны соблюдать закон, чтобы в случае нарушений или в связи с работой поднадзорных объектов обращаться в надзорное поле прокуратуры.
Специальные задачи контроля за соблюдением Конституции Российской Федерации, за соблюдением законности применения правовых актов могут быть сформулированы через общие задачи, которые стоят перед всей системой прокуроров.
Итак, прокурорский надзор за исполнением законов включает в себя следующие задачи:
1) обеспечить соблюдение Конституции Российской Федерации, точное и единообразное применение закона, действующего на территории Российской Федерации;
2) выявление нарушений законодательства в деятельности поднадзорных объектов;
3) выявление лиц, виновных в нарушении закона;
4) устранение установленных нарушений законодательства, причин и условий;
5) предотвращение нарушений закона;
6) восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина интересы общества и государства.
При надзоре за исполнением закона прокуроры должны правильно определять пределы своих полномочий, чтобы, с одной стороны, не оставлять без ответа нарушения закона, затрагивающие общественные интересы или существенно ограничивающие права, а с другой стороны, не подменять надзорные органы и не осуществлять мало опеки, когда субъекты могут регулировать взаимные правоотношения без вмешательства государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 26. из ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» пределы надзорной деятельности субъекта определяются специальным перечнем ведомств и учреждений, служащих в них, в который не входят граждане. Реализация правовых норм этих субъектов обеспечивается широкой системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц. Пределы контрольной деятельности в сфере правоохранительной деятельности ограничены положениями Закона о прокуратуре. Эти положения исключают дублирование функций других государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также запрещают вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Полномочия прокурора не позволяют осуществлять меры, подразумевающие безотлагательное устранение нарушений. К компетенции надзорного органа относится установление состава уголовного правонарушения, причин и условий, повлиявших на него, а также понуждение субъекта, совершившего правонарушение, к его устранению. Контрольное агентство не уполномочено осуществлять контроль за соблюдением правовых норм Советом Федерального Собрания Российской Федерации, судебной властью, Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Граждане Российской Федерации и иные лица также не входят в перечень объектов прокурорского надзора за правоохранительными органами. Границы надзорной деятельности в рассматриваемой сфере ограничиваются специальным перечнем ведомств и должностных лиц, который предусмотрен ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Соблюдение правовых норм субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, контрольных органов и их должностных лиц. В систему поднадзорных субъектов не входят Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и судебная власть. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определяются границы объекта надзорной деятельности исходя из формы его организации. Это заключается в том, что прокуратура при осуществлении контроля за применением законодательства не подменяет другие государственные органы, а проверки соблюдения правовых норм осуществляются на основании данных, собираемых в прокуратуре.
Нормативную базу для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов составляют: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; указание Генерального прокурора РФ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»; указание Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов РФ в связи с принятием постановления Конституционного суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П»; постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 г. № 6-П и другое.
Следовательно, следует сделать вывод, что пределы надзорной деятельности над правоохранительными органами ограничены Законом о прокуратуре, согласно которому прокуратура не подменяет другие государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека. вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Осуществление прокурорами надзорных мер влечет за собой серьезные ограничения их полномочий. Компетенция прокурора по надзору за исполнением закона позволяет осуществлять вмешательство во все сферы общественной деятельности в соответствии с правовыми нормами, в том числе осуществлять инспекционный надзор за исполнением всех законов и иных нормативных правовых актов. При этом осуществление указанных полномочий должно основываться на наличии фактических обстоятельств в виде данных о совершении уголовного правонарушения.