В настоящее время проблемы прав человека приобретают особую значимость. Важную роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства призвана выполнять прокуратура. Это государственный орган, реализующий функцию надзора за корректным и единообразным исполнением законов. Данная функция является единственным предназначением органов российской прокуратуры. Прокурорский надзор обладает уникальными специфическим чертами, что делает его непохожим на другие виды государственной деятельности.
Ключевые слова: прокурорский надзор, государство, прокуратура РФ, права человека и гражданина, закон.
Сегодня проблема охраны прав человека и гражданина выходит на первый план. Причина такого положения вещей состоит в том, что они выполняют следующие функции:
– устанавливают рамки свободы личности, способы взаимоотношений граждан и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед каждой отдельной личностью и обществом в целом;
– обеспечивают стабильное, устойчивое развитие социума, его нормативную деятельность.
Одна из ключевых ролей в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в настоящее время отведена прокуратуре.
Анализируя научную и учебную литературу юридической направленности, можно отметить наличие единого мнения, согласно которому прокурорский надзор и его разновидности выступают главной правовой категорией, которая раскрывает сущность и структуру прокуратуры как государственного органа, очерчивает границы ее деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 1 и ст. 21–25 Федерального Закона № 2202–1, прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина следующими объектами [1]:
– федеральные министерства;
– государственные службы, агентства и комитеты, реализующие функции исполнительной власти;
– законодательные и исполнительные органы и структуры регионального значения;
– органы местного самоуправления;
– военные ведомства;
– органы контроля и их должностные лица;
– администрации коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий и учреждений.
Прокуратура РФ призвана решать широкий перечень задач, направленных на обеспечение верховенства Конституции РФ и действующих на территории страны законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. Поэтому важно знать задачи и принципы работы органов прокуратуры, границы полномочий прокуроров [2, с. 233].
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 2202–1, сотрудники прокуратуры в рамках своих должностных обязанностей разрешают заявления, жалобы и прочие обращения, содержащие информацию о несоблюдении закона [1].
По мнению А. А. Усачева, под прокурорским надзором следует понимать реализуемую от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему сотрудников (всех остальных российских прокуроров). Главная цель этой деятельности — обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ под надзорными субъектами (федеральными министерствами, региональными и муниципальными законодательными и исполнительными органами, военными ведомствами и т. д.). Она реализуется с помощью принятия мер по выявлению и оперативному устранению зафиксированных нарушений законов, принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности [7, с. 198–199]. Отметим важный факт: выявив то или иное нарушение, прокуратура не устраняет его самостоятельно, а передает дело в судебную инстанцию, либо на рассмотрение иного уполномоченного государственного органа. Исключением из данного правила является надзор за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично — надзор за местами лишения свободы. Здесь сотрудники прокуратуры имеют право самостоятельно устранять выявленные нарушения
Н. В. Ласкина характеризует прокурорский надзор как специфический вид деятельности, реализуемый федеральными органами прокуратуры. Данная деятельность осуществляется от лица Российской Федерации и заключается в проверке точности и правильности трактовки и исполнения норм Конституции РФ и прочих законов, действующих на территории государства [4, с. 70].
Прокурорский надзор — самостоятельный, обособленный вид государственной деятельности. Функции прокуратуры РФ не могут осуществлять никакие другие государственные, коммерческие, общественные, органы, организации, предприятия, учреждения, должностные лица или частные граждане [3, с. 60].
Как говорилось выше, прокурорский надзор реализуется от лица государства — Российской Федерации. Значимость данного положения состоит в том, что прокурор, осуществляя свои прямые должностные обязанности (надзор за исполнением законов), выступает представителем и защитником общественных интересов не от лица каких-то отдельных органов муниципального самоуправления, субъектов представительной, исполнительной или судебной власти, а их всех в совокупности, объединенных общей системой государственного устройства. Таким образом, прокурор в процессе своей деятельности приводит интересы отдельных субъектов (юридических, должностных и физических лиц) в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора и его отличие от других видов деятельности государственных органов определяется самим содержанием данной деятельности, которая заключается в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений [6, с. 28].
Согласно п.2 ст.4 Федерального Закона № 2202–1, органы прокуратуры реализуют свои полномочия в рамках собственной компетенции и в строгом соответствии с действующим законодательством. Они не зависят от [1]:
– органов государственной власти федерального значения;
– органов региональной власти;
– властных органов местного значения;
– общественных объединений
Специфика прокурорского надзора как вида государственной деятельности заключается в том, что он не входит ни в одну ветвь власти (законодательную, исполнительную, судебную), но в то же время имеет признаки каждой из них. Специфическое (обособленное) положение прокуратуры в устройстве государства позволяет уравновешивать все ветви власти и обеспечивать их наилучшее функционирование [5, с. 104].
Понятие «прокурорский надзор» неразрывно взаимосвязано с термином «законность», так как последняя обеспечивается благодаря осуществлению органами прокуратуры надзора за соблюдением положений действующего законодательства в различных сферах деятельности государства и общества.
Прокурорский надзор играет важную роль и в профилактике нарушений закона, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. Кроме этого, прокурорский надзор имеет немаловажное значение в защите прав граждан в различных сферах общественных отношений.
Таким образом, прокурорский надзор можно охарактеризовать как самостоятельный (обособленный) специфический вид государственной деятельности, реализуемый специализированным субъектом — централизованной системой органов прокуратуры. Они выполняют свои функции от имени Российской Федерации путем надзора за соблюдением норм Конституции РФ и исполнением иных законов, принятия мер к предотвращению, пресечению и устранению нарушений закона, а также привлечению виновных лиц к ответственности с использованием установленных законом полномочий и правовых средств их исполнения.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (действующая редакция) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров. — М.: Юрайт, 2016. — 300 с.
- Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. — 560 с.
- Прокурорский надзор: Учебник / Н. В. Ласкина. М.: Юстицинформ, 2012. — 390 с.
- Прокурорский надзор: учебник для вузов /А. В. Ендольцова, О. В. Химичева, И. И. Сыдорук [и др.]; под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2013. — 450 с.
- Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник / О. Т. Анкудинов, И. С. Викторов, А. Ю. Винокуров; под ред. А. Я. Сухарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2015. — 500 с.
- Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. — М.: Юрайт, 2016. — 356 с.