В данной статье рассмотрен вопрос, касающийся прокурорского надзора за деятельностью полиции с процессуальной и правовой позиций. Поскольку государство наделяет сотрудников полиции властными полномочиями, оно оставляет за собой право надзора за их деятельностью. Естественно, при обладании властными полномочиями появились проблемы в сфере прокурорского надзора за данной деятельностью. Данные проблемы в сфере прокурорского надзора за деятельностью полиции возникли со времени начала их становления, на основании чего, поставленный вопрос имеет главное значение.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, прокурорский надзор, полиции.
This article deals with the issue of prosecutorial supervision of the activities of the police from a procedural and legal standpoint. Since the state gives police officers power, it reserves the right to supervise their activities. Naturally, with the possession of power, problems arose in the field of prosecutorial supervision of this activity. These problems in the field of prosecutorial supervision over the activities of the police have arisen since the beginning of their formation, on the basis of which the question posed is of paramount importance.
Keywords: law enforcement, prosecutorial supervision, police.
Деятельность полиции в государственно-организованном обществе обусловлена внутренними свойствами самого права. Она вытекает из положения права в обществе как регулятора общественных отношений.
Правовые нормы, представляя собой систему общеобязательных, гарантированных государством правил поведения, обеспечиваются в процессе реализации силой аппарата государственного принуждения. Факт существования права говорит о необходимости косвенного и прямого принуждения и, следовательно, необходимости правоохранительной деятельности. Полиция, вступает в различные государственно-правовые отношения, это правоотношения власти и подчинения. Лицо, совершившее правонарушение, ставит себя в определенное, а конкретно — административное либо уголовно-правовое отношение к государству, а не к его органам. Но, поскольку полиция, действует от имени и по поручению государства, на их плечи и ложится бремя правосубъектности государства в этих отношениях [1, с.50].
Деятельность полиции напрямую связана с осуществлением гражданами и юридическими лицами своих прав и обязанностей. В полицию по различным вопросам обращается, или обращался каждый второй гражданин Российской Федерации.
Поскольку государство наделяет сотрудников полиции властными полномочиями, оно оставляет за собой право надзора за их деятельностью. Естественно, при обладании властными полномочиями появились проблемы в сфере прокурорского надзора за данной деятельностью. Данные проблемы в сфере прокурорского надзора за деятельностью полиции возникли со времени начала их становления.
Обращая внимание на закон «О прокуратуре РФ» (п.2 ст.1) то можно увидеть, что в нем закреплено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными государственными органами: федеральными министерствами, госкомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной и представительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и т.д [1. c. 78].
Прокуратура осуществляет надзор за деятельностью органов полиции, в структурные подразделения которой входят органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. К примеру, ст. 3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит, что оперативно-розыскная деятельность опирается на конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, при этом в статье 21 Закона указано, что по требованию прокурора ему предоставляют оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, документы о выполнении поручений следователей.
В деятельности по надзору включены две процедуры: дознание и предварительное следствие.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием говорится о защите граждан: «Защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, соблюдение конституционных гарантий прав и свобод личности в процессе следствия и дознания (а это и есть основная деятельность полиции) требует решительного улучшения постановки прокурорского надзора за раскрытием и расследованием преступлений» [1, с.89].
Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за уголовным преследованием в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Прокурорский надзор в системе российского права обладает следующими качествами:
а) самостоятельный, специфический вид государственной деятельности на территории Российской Федерации, являющийся привилегией органов прокуратуры РФ;
б) осуществляется от имени Российской Федерации;
в) проверка правильности и обоснованности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации;
г) создан в целях выявления, пресечения и предупреждения различных правонарушений, восстановления нарушенной законности, привлечения виновных к установленной законом ответственности за правонарушения.
Прокурорский надзор как самостоятельная форма государственной деятельности имеет некоторые особенности:
- Законодательно закреплено, что прокуратура функционирует без какого-либо вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
- Прокурорский надзор реализовывается от имени высших законодательных и исполнительных органов власти, при этом прокуратура является специализированной особой службой по надзору за исполнением законов.
- Прокуратура как высший надзорный орган надзирает за тем, чтобы органы надлежащим образом выполняли свои обязанности [3, с.45].
На основании изложенного, мы приходим к выводу о том, что деятельность прокуратуры в этой области носит специфический, но при этом приоритетный характер. Прокурорский надзор является эффективным средством при необходимости обеспечения законности на территории страны. Прокуратуру можно называть основой государственного контроля по отношению к другим структурам.
- Прокурорский надзор универсален и имеет широкую область реализации, распространяется по всей территории Российской Федерации, так как в сферу прокурорской деятельности входят все правоотношения, урегулированные правом на территории нашей страны. Прокурор обладает правом проверить исполнение действующего законодательства любым органом, должностным лицом и гражданином Российской Феджерации, если в прокуратуру поступили требующие проверки или принятия мер прокурором сведения о нарушении закона.
- К особенностям прокурорского надзора относится наличие специфических полномочий, о которых мы изложили выше. Наделение прокуратуры особыми полномочиями надзорного органа является одним из факторов и необходимых требований к осуществлению государством своих контрольных функций. Прокурор рассматривает поступающие заявления и сообщения о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования или вмешательства, причем анализирует их максимально абстрагировано и объективно, только с точки зрения законности, не вдаваясь в вопросы экономики, технологии, морали и т. д. [2, с. 229–230].
Кроме того, отметим, что в исследованиях по данному вопросу авторы зачастую употребляют термин «надзора» и «контроля» как синонимичные или даже равнозначные понятия. Мы считаем, что это неверно, на практике такое представление уже давно сложилось, полагается, что значение этих слов одинаково, однако в юриспруденции этими терминами обозначают, только различающиеся между собой понятия. Как мы уже ранее заявляли, полагаем, что термины «контроль» и «надзор» имеют разные понятия.
Надзор включает в себя деятельность, осуществляемую систематически, планомерно и только на предмет соблюдения законности, а контроль осуществляется в определенных нормативными актами случаях, и предметом проверки, помимо законности, является как обоснованность, так и целесообразность того или иного правового явления.
Считаем, что надзорная деятельность представляется гораздо более узкой, чем контрольная, она сконцентрирована только на законности [1, с.8].
Подводя итог о вышеизложенном, мы подходим к следующему выводу. Прокурорский надзор включает в себя проверку деятельности полиции на соответствие действий с точки зрения нормативно-правовых актов МВД РФ действующему законодательству Российской Федерации.
Литература:
- Деришев, Ю. В. Прокуратура Российской Федерации: учебное пособие / Ю. В. Деришев. — Омск, 2018.
- Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т.4. Законодательство. — М., 2016.
- Сухинин А. В. Проблемы предупреждения делинквентного поведения сотрудников милиции. М.: Академия управления МВД России, 2018.