В научной литературе нет однозначного мнения по поводу соотношения понятий «контроль» и «надзор», поэтому прокуратура иногда рассматривается как орган контроля. Так например, Е. В. Шорина считает, что прокуратура в системе органов контроля занимает особое место [2]. А С. А. Авакьян и Г. В. Барабашев полагают, что прокурорский надзор является составной частью так называемого общего контроля [1]. Существует и другая вариация соотношения данных понятий, когда к надзору приравниваются все виды контрольной деятельности. Помимо прокурорского надзора А. В. Мицкевич выделяет надзор, осуществляемый судом, правоохранительными органами, органами управления, общественными организациями [3]. Деятельность всех органов государственной власти по обеспечению законности И. Е. Фербер приравнивает к надзору за соблюдением законов [4]. Несмотря на то, что термины достаточно схожи, не означает, что надзорная и контрольная деятельность — это одно и тоже. Они различаются по содержанию и обладают своими особенностями. Весьма часто различие между ними проводят по объему и характеру полномочий субъектов, управомоченных в отношении поднадзорных и подконтрольных объектов: в отличие от контроля, надзор не включает административных функций. На данный момент в Российской Федерации существует достаточно большое количество федеральных органов контроля. К ним относятся, такие органы как, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, инспекции Федеральной налоговой службы РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, органы государственного технического надзора, органы санитарного и ветеринарного контроля, государственного противопожарного надзора и другие.
В отечественной правовой науке традиционно выделяют в основном три вида надзора:
1) Судебный надзор — это один из видов деятельности суда, который заключается в пересмотре решений, вступивших в законную силу, нижестоящих судебных инстанций;
2) Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, путем выявления, устранения и предупреждения нарушений закона;
3) Административный надзор — надзор, который осуществляется органами внутренних дел, который выражается в наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за исполнением им определенных обязанностей.
Необходимо отграничивать от иных форм контрольной деятельности прокурорский надзор. Предлагаем следующие критерии для разграничения:
1) Конституция РФ определяет статус прокуратуры, как особого органа государственной власти. Она осуществляет надзор от имени государства — Российской Федерации и выступает в качестве независимого органа. В отличие от органов контроля, которые, как правило, составляют часть какого-нибудь органа государственной власти либо же создаются по их специальному распоряжению.
2) Надзор со стороны прокуратуры всегда носит внешний характер. Органы, которые являются объектами надзора прокуратуры не находятся в субординационных отношениях. Напротив же органы контроля. Их контрол может носит как внутренний, так и внешний характер. Также ими может осуществляться управленческая функция по отношению к проверяемым субъектам.
3) Органы контроля не имеют единую централизованную независимую систему органов, как в случае прокуратуры.
4) Также важным различием является то, что при осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, а также не может подменять контролирующие органы. Органы контроля, наоборот, имеют такую возможность.
5) У прокуратуры предметом надзора является соблюдении Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории государства. А предметом контроля выступает соблюдение и исполнение всех нормативных предписаний, которые обеспечивают оптимальное функционирование подконтрольного субъекта.
6) Наличие у контроля административной власти и полномочий по применению административных и иных санкций в отношении нарушителей закона, также является отличием контроля от надзора.
7) Контроль осуществляется систематически и обладает инициативным характером, прокурорский надзор проводится на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, прав и свобод граждан и в случаях, когда требуется принятия мер именно со стороны прокуратуры.
8) В компетенцию прокуратуры входит проверка контролирующий органов, соблюдения ими законов.
9) Органы контроля специализируются в конкретных сферах общественных отношений. Надзор же прокуратуры распространяется на различные сферы.
Существуют способы взаимодействия, через которые органы контроля и прокуратура реализуют свои полномочия и функции, например:
1) двухсторонний обмен информацией;
2) привлечение специалистов при проведении всевозможных проверок;
3) по поручению прокуратуры проведение проверок силами контрольных органов;
4) подготовка и проведение общих координационных совещаний.
В общей сложности, государственный надзор является особым видом деятельности специальных государственных учреждений, которые направлены на обеспечение законности путем реагирования на ее нарушения. А государственный контроль выражается в деятельности государства по сохранению целесообразной и эффективной работы социально-политических институтов через установление фактического выполнения правовых норм и устранение выявляемых отклонений. Следовательно, надзор направлен всего лишь на обеспечение законности, тем временем как контроль обеспечивает также при этом целесообразность и эффективность деятельности подконтрольного субъекта.
Литература:
- Авакьян С. А., Барабашев Г. В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов // Вестник МГУ Право. 1984. № 1. С. 14.
- Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 110.
- Основы теории государства и права: Советское государственное право. М., 1990. С. 65.
- XXVI съезд КПСС и вопросы совершенствования деятельности прокуратуры. М, 1983. С. 10.
- [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/6860054/page:14/
- [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.net/686207/pravo/sootnoshenie_prokurorskogo_nadzora_drugimi_vidami_kontrolya_nadzora