Исследуется актуальный вопрос соотношения прокурорского надзора и ведомственного контроля. Анализируются современные подходы к понятиям данных правовых явлений, раскрываются некоторые аспекты их правовой природы, рассматриваются основные концепции и критерии разграничения прокурорского надзора и ведомственного контроля.
Ключевые слова : прокурорский надзор, ведомственный контроль, организационный контроль, процессуальный контроль, предварительное расследование, законность, гарантии, права, свободы, законные интересы.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.
Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202–1 закреплен один из видов прокурорского надзора — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. В рамках ст. 29 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202–1 регламентирован предмет рассматриваемого надзора, а именно: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.
По мнению Гуляева А. П. термины «контроль» и «надзор» являются тождественными, синонимами, так как на законодательном уровне их различия не приводится, а главной их целью выступает наблюдение за соблюдением установленных норм и правил [1].
С позиции Козлова Ю.М, контроль — это специфическое наблюдение за деятельностью определенного подконтрольного объекта с целью получения достоверной и объективной информации о состоянии дисциплины и законности, позволяющее своевременно принять меры по предотвращению и устранению допущенных нарушений [2].
По мнению Табакова С. А., ведомственный контроль — это регламентированная законом деятельность руководителя следственного органа, в рамках которой предусмотрена проверка законности и обоснованности выносимых процессуальных решений, осуществление руководства за предварительным следствием, своевременное принятие мер по организации расследования, а также выявление нарушений закона со стороны объектов контроля.
Олифиренко Т. Г. полагает, что ведомственный контроль — это «основное средство обеспечения законности предварительного расследования по уголовному делу руководителем следственного органа, состоящее из регламентированной уголовно-процессуальным законом системы процессуальных действий и решений, связанных с наблюдением и проверкой процессуальной деятельности следователей по выполнению задач уголовного судопроизводства на досудебной стадии производства по конкретному уголовному делу» [3].
Целью ведомственного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия является установление соответствия их служебной, рабочей и процессуальной деятельности установленным законодательным нормам, ведомственным решениям вышестоящих субъектов и органов, а также оперативной обстановке, которая имеется на подконтрольной территории. При этом сама цель ведомственного контроля непосредственно раскрывается в его задачах, которые создается для решения проблемных вопросов в том или ином направлении деятельности подразделения органа предварительного следствия.
Задача ведомственного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия — это проверка равенства процессуальной деятельности должностных лиц органов предварительного следствия установленным законодательным нормам РФ [4].
Стоит отметить, что не вызывает споров то обстоятельство, что и прокурорский надзор, и ведомственный контроль должны обеспечивать законность в уголовном судопроизводстве, суть которой заключается в строгом соблюдении и безусловном исполнении всеми субъектами уголовной сферы действующего законодательства. Данное обстоятельство позволяет говорить о тесной связи указанных институтов.
Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль за расследованием преступлений имеет общую цель — обеспечение законности действий следователей, обеспечение соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, устранение выявленных нарушений уголовно-процессуального закона. При этом уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время закрепляет в себе весьма схожие полномочия прокурора и руководителя следственного органа, например, право отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, закрепленное в ст. 148 УПК РФ, право отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, регламентированное ст. 214 УПК РФ. Но, несмотря на наличие схожих признаков рассматриваемых институтов, все же между ними имеются отличия.
В этой связи Тапхаров А. С. отмечает, что совпадение цели надзорной деятельности прокурора и руководителя следственного органа не делает их «единым механизмом», так как задачи, которые перед ними поставлены различны, различны также и их процессуальные функции, которыми они обладают [5].
В юридической литературе можно встретить также разграничение прокурорского надзора и ведомственного контроля по критерию направлений актов реагирования. По мнению Баскова В. И., в рамках ведомственного контроля выносимые руководителем следственного органа акты позволяют его подчиненным лицам предупреждать нарушения закона либо устранять их, а также восстановить нарушенные права участников процесса. Относительно прокурора ученый указывает на то, что данному должностному лицу принадлежит право опротестования незаконных решений следственного органа, но при этом он сам не уполномочен на выполнение функций надзорных органов [6].
С позиции Исмаилова Ч. М., различия ведомственного контроля и прокурорского надзора заключаются в методах и способах реагирования прокурора и руководителя следственного органа. Указанные обстоятельства обусловлены тем, что прокурор в отличие от руководителя следственного органа не относится к поднадзорному ведомству и имеет самостоятельных характер исполнения своих полномочий. Таким образом, при отсутствии нарушений со стороны органов предварительного следствия прокурор не вмешивается в ход расследования по уголовному делу [7].
Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль за расследованием преступлений занимают особое место в государственной системе, так как имеют единую цель устранения допущенных нарушений законодательства со стороны следственных органов. При этом указанная цель полностью обеспечивает назначение уголовного судопроизводства, заключающегося в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.
Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль являются весьма самостоятельными институтами, в рамках которых осуществляются отдельные направления деятельности разных должностных субъектов. Однако правоприменительная деятельность в настоящее время показывает имеющиеся недостатки правового регулирования полномочий прокурора на стадии предварительного следствия, связанные со значительным ограничением компетенций надзорного органа. Указанные ограничения возникли в виду наделения широкими полномочиями руководителя следственного органа. В этой связи мы полагаем верным внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, расширяющих полномочия прокурора в рамках надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, но не ограничивающих при этом полномочия руководителя следственного органа.
Литература:
- Андреева Ю. А. Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий // Научный вестник Омской академии МВД России. № 1 (32). 2009. С. 56.
- Понятие государственного контроля и надзора их понятийное и содержательное соотношение. Текст: электронный // URL: https://stydopedia.ru/ (дата обращения: 06.05.2023).
- Олефиренко Т. Г. Ведомственный процессуальный контроль как основное средство руководителя следственного органа по обеспечению законности предварительного расследования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 2 (40). 2014. С. 148.
- Нечаев А. А., Курилов С. И. Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России. 2021. С. 33.
- Тапхаров, А. С. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебной стадии уголовного судопроизводства // Молодой ученый. № 24 (314). 2020. С. 343.
- Бабичев Д. А. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью решений в оперативно-розыскной деятельности // Вестник РПА. № 1/2020. 2020. С. 40.
- Исмаилов Ч. М. К вопросу о соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением законов в сфере безвестного исчезновения людей // Общественные науки. № 6. 2007. С. 90.