Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 2125 раз

Библиографическое описание:

Яцких, А. Е. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания / А. Е. Яцких, Р. Д. Степанович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97698/ (дата обращения: 17.12.2024).



Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является одним из видов надзора, осуществляемого прокуратурой Российской Федерации. Так, в соответствии с абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Несмотря на упоминание в одном абзаце дознания и предварительного следствия, а также на их единое урегулирование нормами УПК РФ, прокурорский надзор в отношении обеих форм предварительного расследования обладает существенными отличиями в определении пределов и круга применения средств надзора прокурором. В рамках нашего исследования мы подробно изучим процессуальные полномочия прокурора именно при производстве дознания.

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания состоит в реализации полномочий, предоставленных прокурору в рамках не только УПК РФ, но и в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Так в настоящее время в науке прокурорского надзора устоялось деление полномочий прокурора по осуществлению надзора, независимо от его вида или принадлежности к определенной отрасли, на три группы:

1) по выявлению нарушений закона, а также причин и условий им способствовавших;

2) по устранению нарушений закона;

3) по предупреждению нарушений закона [1].

Непосредственно содержание полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания можно вывести из положений ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Однако отметим, что перечень перечисленных полномочий прокурора касается осуществления им не только надзорной функции за процессуальной деятельностью органов дознания, органов предварительного следствия, но также уголовного преследования. В этой связи необходимо коснуться соотношения двух основных уголовно-процессуальных функций прокурора.

О. В. Воронин называет прокурорский надзор в качестве основной функции «отечественной прокуратуры» [2]. Аналогичное мнение высказывает Ш. Ш. Байрамов, что справедливо и соответствует п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в которой иные функции прокуратуры указаны в числе полномочий прокуратуры, но без приведения их перечня и путем их общего формулирования, как «иные функции, установленные федеральными законами» [2]. Помимо этого, в тексте рассматриваемого закона в п. 2 ст. 1 приводятся помимо надзора и другие полномочия прокурора такие, как уголовное преследование на основе уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, административное производство на основе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. По мнению О. В. Воронина тем самым «была закреплена многофункциональная модель прокурорской деятельности» с провозглашением основного назначения прокуратуры в осуществлении надзора [2]. А. Ю. Винокуров и Ю. Е. Винокуров определяют прокурорский надзор, как «вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора» [2]. Указанные авторы, продолжая раскрывать понятие прокурорского надзора, пишут, что это «форма государственного контроля в сфере обеспечения законности, присущий только органам прокуратуры».

Прокурор является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, действующим в соответствии с общим назначением уголовного судопроизводства, состоящем согласно ст. 6 УПК РФ в защите потерпевших от преступлений, а также любой личности, вовлеченной в уголовный процесс, от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Следовательно, обе основные функции прокурора при производстве по уголовному делу должны обеспечивать достижение указанного назначения уголовного судопроизводства. Вместе с тем, надзор представляет собой обеспечение законности в деятельности органов предварительного расследования, а уголовное преследование представляет собой деятельность прокурора как участника со стороны обвинения по изобличению подозреваемого, обвиняемого, виновного в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Прокурорский надзор осуществляется в отношении процессуальной деятельности органов дознания, что следует понимать, как реализацию органом дознания полномочий, предусмотренных УПК РФ, т. е. в рамках уголовного процесса. Орган дознания осуществляет процессуальную деятельность по уголовному делу с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, в течение производства дознания по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ и до вынесения процессуального решения по уголовному делу. При этом орган дознания осуществляет процессуальную деятельность по уголовному делу с помощью полномочий и средств, предоставленных ему УПК РФ. В основном содержание процессуальной деятельности органа дознания может быть сведено к проведению следственных, иных процессуальных действий, к принятию различных процессуальных властно-распорядительных решений, как в ходе дознания, так и при окончании, в том числе по применению мер процессуального принуждения, во многом сопровождающихся ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Все сказанное делает необходимым применение к процессуальной деятельности органа дознания контроля ее законности и обоснованности. По сравнению с судебным и ведомственным контролем прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания носит постоянный и универсальный характер при отсутствии прямой соподчиненности надзирающего органа и подвергаемого надзору.

Задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания не нашли законодательного урегулирования в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Однако они должны соответствовать назначению прокурорского надзора и уголовного судопроизводства. Так, А. В. Федулов и М. П. Поляков, определяя суть прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, приводят две задачи, разрешаемые при этом прокурором: «С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяющего эффективно проводить уголовное преследование» [3].

Задачи означают такую деятельность субъекта, которая в любом случае должна быть достигнута и произведена. Исходя из этого, можно охарактеризовать задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в соответствии с исполняемыми им полномочиями на основе ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:

1) выявить нарушения законов, допущенные органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности;

2) принять меры прокурорского реагирования к устранению нарушений законов, допущенных органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности и их последствий;

3) осуществлять деятельность по предупреждению нарушений законов, органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности, выявляя причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, в том числе путем привлечения к ответственности должностных лиц органов дознания, допустивших или способствовавших нарушениям законов.

Безусловно, задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания должны быть дополнены обязанностью прокурора обеспечивать права и законные интересы всех лиц, вовлеченных в производство по уголовному делу органом дознания, выявлять при этом допущенные нарушения и принимать меры к их устранению, в том числе последствий.

Таким образом, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является одним из видов надзора, осуществляемого прокурором в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, согласно которому прокуратура призвана осуществлять надзора за соблюдением положений Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории нашего государств.

Литература:

  1. Настольная книга прокурора: практическое пособие. В 2 т. / под ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; научн. ред. А.Ю, Винокуров; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. Т. 1. С. 142.
  2. Генералов, Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания / Д. Н. Генералов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 182-185.
  3. Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, процессуальная деятельность органов дознания, Российская Федерация, РФ, орган дознания, процессуальная деятельность, уголовное дело, предварительное следствие, уголовное преследование, уголовное судопроизводство.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Похожие статьи

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Задать вопрос