В статье рассматриваются проблемы осуществления государственного контроля и надзора в Российской Федерации на текущий момент. Раскрываются особенности и различия контроля и надзора, описаны их функции в действующей системе государственного управления. На сегодняшний день проблемы осуществления государственного контроля и надзора в Российской Федерации остаются актуальными и требуют пристального внимания. Государственный контроль и надзор представляют собой важнейшие механизмы обеспечения законности и правопорядка, а также защиты прав и свобод граждан.
Ключевые слова: государственный контроль, ведомственный контроль, контролирующие органы, государственный надзор.
На сегодняшний день проблемы осуществления государственного контроля и надзора в Российской Федерации остаются актуальными и требуют пристального внимания. Государственный контроль и надзор представляют собой важнейшие механизмы обеспечения законности и правопорядка, а также защиты прав и свобод граждан. Они выполняют функции контроля за соблюдением законодательства и различных норм в области экономической, социальной и иной деятельности. Однако ряд факторов затрудняет их полноценное функционирование и эффективность.
Одна из основных проблем заключается в недостаточной координации и взаимодействии между различными органами государственного контроля и надзора. Часто можно наблюдать, как органы работают разрозненно, что приводит к дублированию функций, неэффективному использованию ресурсов и увеличению административной нагрузки. Это, в свою очередь, снижает оперативность реагирования на правонарушения и усложняет выявление и устранение системных недостатков и пробелов в соответствующих сферах. Для решения этой проблемы необходимо усиление межведомственного взаимодействия, внедрение современных информационных технологий и создание единых платформ для обмена данными.
Без адекватного контроля и надзора государственные органы могут столкнуться с риском коррупции, неэффективного использования ресурсов, а также нарушения прав граждан. Поэтому понимание и правильная реализация механизмов контроля и надзора являются необходимыми для обеспечения стабильности и доверия к государственным институтам [3].
Контроль в государственном управлении представляет собой систематическую проверку и анализ деятельности различных государственных органов с целью выявления отклонений от законодательно установленных норм и стандартов. Это включает в себя оценку эффективности работы, выявление нарушений и принятие мер по их устранению. Контроль может осуществляться различными структурами, включая как внешние органы (например, Счётная палата), так и внутренние подразделения регулирования и аудита.
Исходя из принципа разделения властей, закреплённого в статье 10 Конституции Российской Федерации [4] на федеральном уровне государственный контроль можно разделить следующим образом: президентский контроль, парламентский контроль, контроль органов исполнительной власти, контроль органов судебной власти.
Надзор, в свою очередь, является более специализированной формой контроля и часто осуществляется внешними по отношению к объекту проверки органами. Основная задача надзора — это предупреждение правонарушений, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, недопущение злоупотребления властью. Надзорные органы наделены правом отдавать обязательные для исполнения указания о прекращении незаконных действий и привлечении виновных к ответственности.
Таким образом, контроль и надзор, обеспечивая соблюдение законности, создают условия для устойчивости и эффективности деятельности системы государственного управления. Через систему контроля и надзора осуществляется обратная связь, которая позволяет корректировать управленческие процессы, улучшать качество принимаемых решений и повышать доверие граждан к государственным институтам [2].
Сущность контроля и надзора в государственном управлении заключается в создании механизма обратной связи и дисциплинарной меры, которые необходимы для поддержания законности и порядка в деятельности государственных структур. Эти меры способствуют прозрачности управления, устраняют предпосылки для коррупции и произвола, удерживая механизм власти в русле легитимных и эффективных действий.
Контроль и надзор в государственном управлении не только способствуют обеспечению законности, но и являются важными компонентами управления рисками, связанными с административными и правовыми нарушениями. В условиях быстро меняющегося законодательства и увеличивающейся сложности управленческих процессов роль этих механизмов возрастает. Регулярный пересмотр и адаптация методов контроля и надзора к современным вызовам позволяют не только поддерживать надлежащий уровень законопослушности, но и улучшать управленческую культуру.
Одним из ключевых аспектов успешной системы контроля и надзора является её независимость и беспристрастность. Независимые органы, созданные для этих целей, должны действовать без давления со стороны тех организаций, которые подлежат проверке. Это гарантирует объективность и непредвзятость в оценке деятельности и принятии соответствующих мер. Важным является также обеспечение открытости работы контрольных и надзорных органов, что способствует повышению доверия населения к их деятельности и уверенности в их справедливости [1].
Контроль и надзор не должны сводиться только к карательным мерам; их функции также включают в себя образовательные и профилактические задачи. Пропаганда принципов законности, разъяснение требований законодательства и обучение государственных служащих стандартам этического поведения позволяют снизить вероятность нарушения норм на этапе их исполнения. Эти превентивные меры направлены на формирование устойчивой правовой культуры в обществе, где соблюдение закона воспринимается как естественная и необходимая часть работы любого государственного органа.
Принципиальная разница в теории государства и права между понятиями государственного контроля и государственного надзора заключается в их целях, механизмах осуществления и юридических последствиях. Государственный контроль и государственный надзор выступают важными инструментами реализации государственной политики, однако их функции и задачи отличают эти понятия друг от друга.
Государственный контроль направлен на всестороннюю проверку соблюдения субъектами хозяйствования, организациями и учреждениями установленных требований, стандартов и норм. Основная задача государственного контроля — это предупреждение нарушений и обеспечение соответствия деятельности различных субъектов установленным законодательно параметрам. В рамках государственного контроля государственные органы могут принимать оперативные меры воздействия в случае выявления нарушений, включая наложение штрафов, приостановление деятельности, а также могут предписывать обязательное устранение выявленных недостатков.
Государственный контроль играет ключевую роль в обеспечении правовой стабильности и защиты общественных интересов [6]. Одним из важнейших аспектов его функционирования является высокая степень прозрачности и объективности проводимых проверок. Это достигается за счет четко регламентированной процедуры, которая включает в себя предварительное уведомление субъектов проверки, детальное описание предмета и целей контроля, а также обязательное ознакомление с результатами. Такие меры позволяют минимизировать возможность коррупции и злоупотреблений со стороны должностных лиц, укрепляя доверие общества к государственным институтам.
Особое внимание в рамках государственного контроля уделяется соблюдению экологических, санитарных и технических норм, так как они непосредственно влияют на качество жизни граждан. Государственные органы стремятся создать условия, при которых любое производство или деятельность будут безопасны для окружающей среды и человека. В этой связи особое значение приобретает внедрение современных технологий и стандартов, которые позволяют сократить негативное воздействие на природу и способствуют рациональному использованию ресурсов.
Для повышения эффективности государственного контроля и соответствия его современных вызовам, происходит постоянная модернизация законодательства и процедур его осуществления. Регулярно проводятся тренинги и обучения для сотрудников контролирующих органов, чтобы они могли своевременно и на высоком профессиональном уровне реагировать на новые виды нарушений. Также активное участие в этой деятельности принимают общественные организации и представители бизнеса, что способствует развитию культуры соблюдения правовых норм и повышению уровня общественной ответственности.
Контроль и надзор в РФ сталкиваются с вызовами, связанными с изменяющимся законодательством и экономическими реальными. Постоянное обновление нормативно-правовой базы часто приводит к неопределенности и трудностям в её практическом применении. Важно проводить регулярное обучение и повышение квалификации кадрового состава органов контроля и надзора, обеспечивая их актуальными знаниями и навыками для работы в быстро изменяющейся правовой и экономической среде. Также стоит учитывать международный опыт и стандарты, стремясь к адаптации лучших практик для улучшения системы государственного контроля и надзора в России.
Таким образом, для преодоления существующих проблем в области государственного контроля и надзора в Российской Федерации необходимо комплексное совершенствование системы. Это включает в себя увеличение прозрачности и подотчетности процессов, развитие цифровых инструментов для повышения эффективности работы органов контроля и надзора, а также укрепление нормативно-правовой основы. Только при условии активных и сознательных мер со стороны государства возможно достижение более высокого уровня защиты интересов общества и государства, справедливого и правомерного регулирования общественно значимых отношений.
Литература:
- Абдулазизов М. М. Соотношение ведомственного контроля и прокурорского надзора // Закон и право. 2022. № 3.
- Рябов Ю. А., Павлов С. Ю. К вопросу теоретико-методологических и правовых основ государственного контроля в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 5–3 (92).
- Ягунова М. Д., Кремёнов И. Н. Понятие контроля и надзора в сфере государственного управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 5–3 (92).
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6– ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» / Российская газета, N 171, 05.08.2020
- Алексеева М. В., Подройкина И. А. Основные теоретические аспекты контрольно-надзорной функции государства и общества // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12.