В данной статье автором рассмотрены роль и значение контроля и надзора в государственном управлении. Представлены мнения различных учёных, выделена основная цель контроля в системе государственного управления.
Ключевые слова : контроль, государственное управление, надзор, контрольно-надзорная деятельность.
This article delves into the significance of control and supervision in public administration, exploring the viewpoints of different experts and emphasizing the primary role of control within the public administration framework.
Keywords: management, governmental oversight, monitoring, regulatory actions, oversight and monitoring tasks.
В современных условиях важность государственного контроля и надзора огромна, поскольку они определяют не только соблюдение законности в структуре государственного аппарата, но и обеспечивают успешную стратегию управления государством.
Четкое определение места и роли контроля и надзора в общественных отношениях, а также правильная организация контрольной деятельности могут способствовать соблюдению законов и уменьшить конфликты между контролирующими и контролируемыми сторонами. В настоящее время актуальной является необходимость реформирования как государственного, так и негосударственного контроля, что требует комплексного подхода.
Контроль как часть государственного управления, особенно органов исполнительной власти, тесно связан с другими функциями управления. Однако важность контроля заключается в том, что в последнее время наблюдается уменьшение дисциплины в исполнении обязанностей, нарушения законодательства и другие проблемы, которые мешают эффективному управлению государством и осуществлению главной задачи органов власти — защите прав и свобод человека. Контроль играет важную роль в выявлении незаконных действий и противодействии потенциальным отклонениям от плана развития. Определение контроля до сих пор вызывает разногласия. Контроль делает деятельность государства прозрачной для общества и помогает управлять внутренними общественными отношениями. В разных странах мира с разными формами правления контроль и его методы свидетельствуют о характере власти и ее соответствии демократическим принципам [1, с. 47].
Работники контроля выявляют отклонения и их причины для определения путей улучшения управления объектом, способов воздействия на него с целью преодоления отклонений и устранения препятствий для оптимального функционирования системы. Некоторые авторы также считают, что контроль включает в себя определение причин нарушений, выявление виновных, их привлечение к ответственности, выявление новых проблем и обобщение передового опыта [2, с. 45].
Надзор в государственном управлении необходимо рассматривать как отдельную функцию, отличную от других форм деятельности. Эта функция состоит из двух видов: один из них выделился в самостоятельный вид государственной деятельности, а другой входит в систему государственного управления как специальная деятельность. Таким образом, надзор является частью управления в целом, но имеет свою специфику.
Таким образом, надзорно-контрольная функция является неотъемлемой частью государственной деятельности. Государство осуществляет контроль и надзор в сферах деятельности: финансовом, бюджетном, административном и других. Надзор и контроль распространяются как на внутренние (внутриорганизационные), так и на внешние элементы управления. Государственный контроль и надзор на уровне страны позволяют оценить эффективность проводимой политики, а на местном уровне — следить за соблюдением действующих нормативов и оценивать результативность принимаемых решений.
Рассматривая функции государства как основные нормативно-регламентированные и организационно обеспеченные направления деятельности, обусловленные главными целями, которые отражают его сущность и социальное назначение, можно отметить, что в общей системе правовых форм деятельности современного государства, правовая надзорная функция занимает особое место. Это отдельное направление деятельности государства, направленное на контроль за соблюдением правовых норм и устранение выявленных нарушений.
По словам М. С. Студеникиной, не существует исключительно надзорных органов, так как на практике элементы государственного контроля и надзора всегда взаимосвязаны [3, с. 178].
В целом, контроль в государственном управлении является неотъемлемой частью работы государственных органов и направлен на обеспечение правопорядка и эффективности деятельности в данной сфере. Один из аспектов деятельности, осуществляемой субъектами государственного управления, это исполнительная власть. Однако контроль над физическими или юридическими лицами, который не входит в рамки государственного управления, является важной социально-ориентированной функцией. Кроме того, контроль в государственном управлении может осуществляться не только органами государственной власти. Если не уточнять его содержание как функцию государственного управления, государственный контроль может быть не связан с управлением.
Контроль в государственном управлении и контроль как функция государственного управления имеют некоторое сходство, но также различаются по направлениям. В государственном управлении контроль охватывает различные сферы — экономическую, социально-культурную, административно-политическую деятельность и межотраслевое управление. В данном исследовании объектом контроля как социально-ориентированной функции являются общественные отношения, требующие управленческого воздействия государства через субъектов государственного управления, то есть государственную службу. Субъект и объект контроля рассматриваются как отдельные сущности. Внутренне-ориентированной функцией контроля является контроль за деятельностью субъектов государственного управления (преимущественно органов исполнительной власти) с целью сохранения эффективности управления, соблюдения законности и предотвращения разрушения системы управления [4, с. 79].
Государственный контроль является неотъемлемой частью государственного управления. Особенно важное значение он имеет в сферах государственного управления, где он рассматривается как одна из ключевых функций. Государственный контроль как функция управления тесно связан с другими функциями, обеспечивая конкретность и эффективность управленческих решений. Его внутрисистемный характер позволяет осуществляться в рамках общего процесса государственного управления, охватывая различные этапы и объекты.
Представленная информация указывает на то, что государственный контроль является внутренним механизмом управления, направленным на обеспечение стабильности деятельности государственного органа. Он также направлен на предотвращение нежелательных последствий управленческой деятельности, пресечение отрицательных последствий и исправление нарушений. Данные обстоятельства подчеркивают, что основная цель государственного контроля заключается в проведении проверок и наблюдении для выявления отклонений, анализа причин и сбора информации, необходимой для принятия управленческих решений. Этот процесс осуществляется для управления определенным объектом и выполняется в соответствии с определенными правовыми и организационными нормами, представляя собой специфическую функцию управления в рамках государственного управления.
Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что контроль и надзор играют важную роль в системе государственного управления. Передача полномочий и ответственности на низшие уровни требует усиления контроля и надзора в этой области.
В условиях значительных изменений, происходящих в настоящее время в государстве и обществе, приоритетной является задача такого налаживания деятельности органов государственной власти, при котором их деятельность направлялась бы, прежде всего на обеспечение прав и свобод, законных интересов граждан и создание механизмов, которые могли бы их отстаивать, защищать. Изменение роли государства в обществе меняет и сущность, и назначение контроля, что касается, прежде всего, контроля в системе государственного управления. Основной целью контроля в системе государственного управления является повышение эффективности управления путем анализа, проверки и направления деятельности субъектов управления согласно их задачам и установленных предписаний.
Литература:
- Зырянов С. М. Государственный контроль (надзор): Монография. М.: ООО «Юридическая фирма «Контракт», 2023.
- Рождественская Т. Э. К вопросу о соотношении понятия «надзор и контроль в праве // Юридическая практика. — 2021. — № 9.
- Административное право: учебник / Под редакцией М. С. Студеникиной. М.: Норма. 2020.
- Семенов С. В. О совершенствовании правового регулирования системы государственного и муниципального контроля в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. — Выпуск № 4.