Роль общественного контроля в деятельности исполнительной власти в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 17.05.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, М. С. Роль общественного контроля в деятельности исполнительной власти в Российской Федерации / М. С. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114228/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматривается проблема общественного контроля в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Цель статьи — исследовать роль общественного контроля в повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти в РФ, а также рассмотреть потенциал действующего законодательства в исследуемой сфере.

Ключевые слова: общественный контроль, исполнительная власть, доступ к информации, гражданское сознание, активисты, коррупционные схемы, информационная манипуляция, правосознание, демократия.

The article discusses the issue of public control over the activities of the executive authorities of the Russian Federation. The aim of the article is to explore the role of public control in enhancing the efficiency of the executive authorities in Russia, as well as to examine the potential of existing legislation in the studied area.

Keywords : public control, executive authority, access to information, civic consciousness, activists, corrupt schemes, information manipulation, legal awareness, democracy.

Общественный контроль — это важный механизм, который играет существенную роль в поддержании прозрачности и ответственности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Он подразумевает участие граждан, неправительственных организаций и других общественных активистов в мониторинге деятельности органов исполнительной власти, их решений и политики, а также в выявлении и пресечении коррупционных схем.

Общественный контроль является конституционно-правовым институтом, составляющим важный элемент демократической модели общества, поскольку он способствует налаживанию взаимодействия между гражданами и государственными структурами, а также позволяет учесть интересы и потребности населения при принятии решений, касающихся фундаментальных сфер деятельности человека и общества.

Как отмечает в своей диссертационной работе Е. В. Бердникова, общественный контроль должен рассматриваться, с одной стороны, как превентивное организационно - институциональное средство для противодействия нарушений в системе публичного управления (коррупция, нарушение прав и свобод, закрытость системы управления и т. д.), а с другой стороны, как часть партиципаторной демократии, как неотъемлемый элемент механизма принятия публично-правовых решений в демократическом государстве. [6]

Общественный контроль дает возможность гражданам активно участвовать в процессе принятия решений, выражать свое мнение, рекомендовать предложения, а также выявлять и обнародовать нарушения, коррупцию и другие недостатки в работе государственных органов. Благодаря этому механизму создается более ответственная и открытая система управления, в которой осуществление власти подвержено критическому взгляду общественности.

Однако проблемы и вызовы также сопутствуют практике общественного контроля. Некоторые органы исполнительной власти могут манипулировать информацией и ограничивать доступ к ней, создавая преграды перед эффективным осуществлением гражданского контроля. Критически мыслящие активисты также сталкиваются с преследованиями и запугиванием со стороны властных структур, особенно если они высказываются критически или раскрывают коррупционные схемы. Кроме того, недостаточная информированность и низкий уровень гражданского сознания становятся вызовами для эффективного функционирования общественного контроля.

В свете данных проблем и вызовов становится ясно, что для дальнейшего развития общественного контроля в Российской Федерации необходимо принимать соответствующие меры. Усиление законодательной базы, повышение осведомленности граждан и борьба с коррупцией являются ключевыми задачами, которые помогут создать демократическое общество.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо продолжать развивать и совершенствовать механизмы общественного контроля, создавая благоприятные условия для широкого участия граждан в процессе принятия решений и гарантируя их безопасность при выражении своих мнений и обнародовании информации. Только таким образом можно обеспечить преодоление ограничений и вызовов, с которыми сталкиваются общественные организации, трудовые коллективы и граждане, осуществляющие общественный контроль в Российской Федерации, и внести важный вклад в формирование более справедливого и открытого общества.

Зачастую общественный контроль осуществляется в целях раскрытия коррупционных и иных правонарушений со стороны высокопоставленных деятелей государства. Граждане и неправительственные организации играют важную роль в выявлении злоупотреблений и незаконных действий данных лиц. Они могут использовать различные инструменты, такие как средства массовой информации, социальные сети, активистская деятельность и правовые механизмы, чтобы привлекать внимание к проблеме и требовать справедливости в решении различного рода вопросов и привлечении к ответственности виновных лиц. Одним из примеров формирования общественной организации для противодействия коррупции может послужить Межрегиональная общественная организация «Комитет по противодействию коррупции и содействию общественной безопасности», основными задачами которой являются: противодействие коррупции, как опасному явлению, которое существенно замедляет экономический рост и негативно влияет на социальное развитие государства, поддержка инициатив гражданского общества, государственных и административный органов, направленных на созидание и оздоровление общества; на продвижение идей гуманности и поддержку духовных ценностей общества, на создание благоприятного межэтнического и межконфессионального фона для общения между обычными гражданами нашей страны. [1].

Помимо гражданского общества, такие институты и организации, как омбудсмены, правозащитные организации и аудиторы, также могут играть важную роль в обнаружении и предотвращении нарушений. Они часто имеют специализированных экспертов и доступ к информации, которая может быть полезна для выявления проблем и давления на государственные организации и должностных лиц.

Общественные слушания и консультации помогают выразить общественное мнение и голоса граждан. Эти механизмы предоставляют платформу для обмена мнениями и идеями, а также позволяют широкой публике высказываться по важным вопросам. Это способствует прозрачности и открытости процессов принятия решений и дает возможность гражданам принимать активное участие в жизни своей страны и быть частью гражданского общества.

Общественный контроль является существенным фактором для укрепления демократии, обеспечения ответственного управления и защиты прав граждан. Это процесс, который требует участия и вовлеченности каждого члена общества. Чем лучше осуществляется общественный контроль, тем более справедливым, ответственным и эффективным становится государственное управление.

Важно понимать, что общественный контроль не является целью, а скорее средством для достижения более справедливого и ответственного общества. Он помогает поддерживать равновесие власти и гарантировать, что государственные органы служат интересам общества.

Нормы, которые регулируют общественный контроль в Российской Федерации, предназначены для контроля за органами исполнительной власти и обеспечивают гражданам возможность выражать свое мнение, получать информацию о деятельности этих органов и активно участвовать в процессе принятия решений.

Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) гарантирует свободу выражения мнений и информации [2], а также право граждан на получение информации о деятельности органов исполнительной власти. Это означает, что граждане имеют право свободно выражать свои мысли и идеи, а также получать достоверную информацию о работе государственных органов. Это является одним из основных принципов демократического общества.

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ [3] также предусматривает различные механизмы общественного контроля, такие как общественные обсуждения, публичные слушания и гражданские инициативы. Эти инструменты позволяют гражданам высказывать свое мнение, задавать вопросы, предлагать различного рода инициативы и принимать участие в принятии решений, касающихся важных общественных вопросов. Таким образом, общественный контроль способствует укреплению демократии посредством включения граждан в процессы государственного управления.

В Российской Федерации существуют различные законодательные акты, которые регулируют общественный контроль и обеспечивают доступ к информации и прозрачность деятельности органов исполнительной власти. Одним из основных законодательных актов, регулирующих доступ к информации, является Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ [4]. Он устанавливает право граждан на получение информации о решениях, действиях и общественности органов исполнительной власти. Закон определяет процедуру подачи запросов на информацию, сроки предоставления информации, порядок обжалования решений об отказе в предоставлении информации и другие вопросы, связанные с доступом к информации.

Кроме того, законодательство поддерживает гражданскую инициативу и участие граждан в разработке политики государства. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [6], определяет механизмы взаимодействия государственных служащих с гражданами при разработке и реализации государственных программ и проектов. Закон обеспечивает возможность граждан предлагать инициативы и участвовать в дискуссиях по вопросам общественного значения.

Конкретные механизмы общественного контроля и участия могут различаться в зависимости от области деятельности органов исполнительной власти и конкретных ситуаций. Однако, все законодательные нормы создают юридическую основу для активного участия граждан в жизни государства, обеспечивая прозрачность, доступность информации и участие в принятии решений.

Как было отмечено в исследовании Зубарева С. М. [7], развитие нормативной базы и внедрение в общественную контрольную деятельность новых, прежде всего информационно-коммуникативных технологий расширяют возможности для реального участия в общественной деятельности институтов гражданского общества и граждан. Реализацию права российских граждан на участие в общественном контроле обеспечивают также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:

1) сайт regulation.gov.ru, специально созданный для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения;

2) интернет-ресурс www.roi.ru — Российская общественная инициатива (РОИ) — для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации и голосования по ним;

3) сайт vashkontrol.ru — для размещения отзывов граждан, по оценке качества государственных услуг.

Проанализировав всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе формирования общественного контроля за органами исполнительной власти в Российской Федерации существует ряд проблем и вызовов:

  1. Ограничение доступа к информации. Некоторые органы исполнительной власти могут целенаправленно ограничивать доступ к информации или спекулировать ею. Это создает препятствия для эффективного осуществления общественного контроля, поскольку гражданам затруднительно получать необходимую достоверную информацию о деятельности тех или иных государственных органов.
  2. Преследования и запугивание. Гражданские активисты и общественно-политические деятели, особенно те, кто выступает с критическими мнениями и раскрывает коррупционные схемы, могут столкнуться с преследованиями и запугиванием со стороны властных структур. Это может включать угрозы, давление, юридические преследования или дискредитацию. Такие действия создают климат страха и подавления, которые тормозят эффективность общественного контроля и свободного выражения мнений, что в свою очередь ставит под удар функционирование демократического государства.
  3. Недостаточная информированность и низкий уровень гражданского сознания. Для успешного осуществления общественного контроля важно, чтобы граждане были информированы и имели достаточное понимание о политической среде и действиях государственных органов. Однако, низкий уровень образования, ограниченный доступ к образовательным ресурсам и недостаток гражданского сознания могут создавать вызовы для эффективного участия граждан в осуществлении контроля. Без информированности и осознания значимости своей роли, гражданам может быть сложнее вступить в диалог с органами власти и контролировать их деятельность.

Делая вывод из всего перечисленного, можно отметить, что обозначенные проблемы и вызовы требуют решений со стороны гражданского общества, правительственных органов и международного сообщества для создания более благоприятной и открытой среды для общественного контроля. Данные решения могут включать улучшение законодательных норм, защиту прав граждан на доступ к информации и содействие развитию гражданского образования и сознания. Только таким образом можно достичь более открытого и демократического общества.

Литература:

  1. Межрегиональная общественная организация «Комитет по противодействию коррупции и содействию общественной безопасности». - URL: https://protivkorrupt.ru/ (дата обращения: 21.04.2024).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
  3. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2014 г. — № 163.
  4. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2009 г. — № 25.
  5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. — 2004 г. — № 162.
  6. Бердникова Е. В. Общественный контроль в конституционно-правовом взаимодействии публичной власти и институтов гражданского общества в российской федерации: дис. д-р юрид. наук: 12.00.02. — Самара, 2021. — 482 с.
  7. Зубарев С. М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 43. C. 72–93. DOI: 10.17072/1995–4190–2019–43–72–93.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный контроль, исполнительная власть, Российская Федерация, гражданин, гражданское общество, орган, гражданское сознание, информация, демократическое общество, принятие решений.


Похожие статьи

Задать вопрос