Общественный контроль как способ борьбы с коррупцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Рамазанов, А. А. Общественный контроль как способ борьбы с коррупцией / А. А. Рамазанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88407/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная работа посвящена актуальной проблеме нынешнего времени — противодействие коррупции. По статистике уровень коррупции в России растет с каждым годом. Но, к сожалению, целостной программы борьбы с этим явлением в нашем государстве нет, поэтому мы находимся на этапе поиска оптимального и наиболее действенного механизма борьбы с коррупцией, одним из которых является общественный контроль. В этой статье проанализированы организация и осуществление общественного контроля как механизма, способствующего противодействию коррупции, представлены основные черты общественного контроля, определены субъекты общественного контроля и формы участия граждан в осуществлении общественного контроля в области противодействия коррупции.

Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция, общественный контроль, гражданское участие, Российская Федерация, органы власти, гражданский контроль.

Теме коррупции и взяточничества в настоящее время уделяется большое внимание. Проводятся правовые исследования таких явлений в различных сферах: социальной, жилищно-коммунального хозяйства, государственной и муниципальной службы, экономической безопасности, здравоохранения и др. И к сожалению, в каждой сфере имеются прецеденты взяточничества. Коррупция — это механизм, который уничтожает не только государственный строй Российской Федерации, но и систему принципов функционирования всех органов власти, все основополагающие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, а самое главное — веру людей, граждан, в правовое государство и не мнимую ценность их прав и свобод.

Оценивая важность проблемы «взяточничества» становится ясно, что государству необходима помощь в борьбе с коррупцией не только со стороны федеральных и региональных органов власти, но и самими гражданами Российской Федерации.

Актуальность данной темы бесспорна, и ощутить ее можно взглянув на судебную статистику по делам коррупционной направленности размещенной на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ [1], так например в 2018 году осуждено всего по составам коррупционной направленности 16 607, 2019–15 562, 2020–17 851 (по сумме граф 1–6). Прошедший 2021 год был рекордным по статистике преступлений коррупционной направленности. На июль 2021 выявлено максимальное количество коррупционных преступлений за последние восемь лет. Об этом сообщается на портале правовой статистики Генпрокуратуры РФ. В ведомстве зафиксировали 24,5 тысячи коррупционных преступлений за 2021 год, что является рекордом за последние восемь лет.

По сравнению с прошлым годом, количество преступлений коррупционной направленности в 2021-м выросло на 16,5 процента. По данным Генпрокуратуры РФ, почти половина таких преступлений (12,1 тысячи) приходится на взятки [2].

Анализируя показатели, представленные выше, мы можем понять, что уровень коррупции все еще держится на пике своего развития.

Для более эффективного решения этой острой проблемы, важно изучить все механизмы борьбы с коррупцией, одним из которых и выступает общественный контроль во всех своих формах проявления. Эффективное противодействие коррупции возможно только при активном участии общественности в борьбе с этим негативным явлением. Понятие «общественный контроль» стало известно благодаря различным источникам: научной литературе, СМИ. Наличие данного вида контроля в государстве демонстрирует степень развития гражданского общества, а также выступает как одна из наиболее эффективных форм противодействия коррупции.

В ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3] «общественный контроль» упоминается в двух случаях. В первом случае, в ст. 6, в которой перечислены меры профилактики коррупции. Во втором случае в ст. 7, в которой основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции выделяется создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов. Какие еще существуют формы общественного контроля на данный момент в современной России?

Основными организационными структурами общественного контроля являются общественные палаты и общественные советы.

Поподробнее разберем формы, через которые осуществляется общественный контроль.

Первая форма — общественный мониторинг. Общественный мониторинг — это наблюдение за деятельностью государственных органов. Регламентирует данную форму ст. 19 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет следующие субъекты общественного контроля.

Вторая форма — общественные проверки. Заключаются они в проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов. О данном институте права повествуется в ст. 20 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет следующие субъекты общественного контроля.

Третья форма — общественная экспертиза. Она представляет собой анализ и оценку актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий органов. Регулируется ст. 22 того же закона.

Четвертая и пятая формы — общественные обсуждения и общественные слушания. Их цель — это взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления.

Рассматривать общественный контроль, как средство контроля власти, необходимо определяя его черты, которые заключаются в следующем:

во-первых, целью общественного контроля будет являться защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

во-вторых, характерное для данного вида контроля управление и координация деятельности определенной категорией общества в решении поставленных задач;

в-третьих, он выступает в качестве гаранта исполнения социальных норм, так как построен на выявлении нарушителя и привлечения его к ответственности и многие другие [4].

Говоря об общественном контроле, важно понимать кто может быть субъектом. ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет следующие субъекты общественного контроля:

1) Общественная палата Российской Федерации;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации [5].

Объективно рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу и государству.

Сегодня предпринято немало попыток для того, чтобы снизить уровень коррупции. Так, в России создаются антикоррупционные организации. Основными из них являются:

1) Общероссийская Общественная Организация «Комиссия по борьбе с коррупцией»;

2) Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»

3) Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный комитет»;

4) Межрегиональное Общественное движение «Против коррупции»;

5) Российское антикоррупционное партнерство и многие другие.

Подводя итоги, можно сказать, говорить об общественном контроле как наилучшем способе противодействия коррупции сложно, так как он не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать власти совершать необходимые обществу действия.

Общественный контроль является хорошим механизмом регулирования в процессе борьбы с коррупцией, его существование свидетельствует о степени развития гражданского общества, но у данного вида контроля недостаточно урегулированы полномочия, все его действия и решения носят только диспозиционный характер, поэтому целесообразно наделить данные субъекты инструментом принуждения, выработать санкции и найти средства финансирования.

Литература:

  1. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности. — Текст: электронный // http://www.cdep.ru/: [сайт]. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=216 (дата обращения: 28.01.2022).
  2. Николаева, Ю. В России поставили рекорд по числу коррупционных преступлений / Ю. Николаева. — Текст: электронный // lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/news/2021/08/30/record/ (дата обращения: 28.01.2022).
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «О противодействии коррупции»// Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1) Ст. 6228.
  4. Терлецкая, А. А. Организация и осуществление гражданского участия и общественного контроля в борьбе с коррупцией / А. А. Терлецкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24(366). — С. 155.
  5. Федеральный закон от 21.06. 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. № 30 (ч.1) Ст. 4213.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный контроль, Российская Федерация, коррупционная направленность, вид контроля, гражданское общество, коррупция, противодействие коррупции, уровень коррупции, общественный мониторинг, Россия.


Похожие статьи

Общественный контроль как механизм противодействия коррупции

В данной статье дается анализ общественного контроля как одного из механизмов противодействии коррупции. На законодательном уровне и в доктрине общественный контроль рассматривается как система определённых действий, направленных на предупреждение ко...

Роль медиа в борьбе с коррупцией в России

Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...

Правовые основы антикоррупционного поведения

В статье освещен вопрос правовых основ антикоррупционного поведения в системе органов государственной власти. Проблема коррупции для России стала наиболее актуальной в период с начала 90-х г. Переход государства от командно-распределительной к рыночн...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации

В статье проведен комплексный системный анализ влияния цифровизации на совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Отмечается, что одним из безусловных преимуществ цифровизации являетс...

Государственная служба как механизм государственного управления

Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Коррупция в сфере государственного управления

По утверждению автора статьи, предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных ин...

Проблемы учета, анализа и аудита в условиях экономической безопасности субъектов хозяйствования

В настоящее время количество внешних и внутренних опасных факторов, которые могут влиять на работу предприятий разных форм собственности, растет неукоснительно. Такое положение дел требует создания и введения, определенных мер, позволяющих обезопасит...

Информационная война в сети Интернет

В начале XXI века проблема информационной войны и информационной безопасности общества и людей, оказавшихся в ее сфере с новой силой, вышла на новый уровень. Такая ситуация стала возможной в связи с наступившей эпохой компьютеризации и повсеместным в...

Похожие статьи

Общественный контроль как механизм противодействия коррупции

В данной статье дается анализ общественного контроля как одного из механизмов противодействии коррупции. На законодательном уровне и в доктрине общественный контроль рассматривается как система определённых действий, направленных на предупреждение ко...

Роль медиа в борьбе с коррупцией в России

Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...

Правовые основы антикоррупционного поведения

В статье освещен вопрос правовых основ антикоррупционного поведения в системе органов государственной власти. Проблема коррупции для России стала наиболее актуальной в период с начала 90-х г. Переход государства от командно-распределительной к рыночн...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации

В статье проведен комплексный системный анализ влияния цифровизации на совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Отмечается, что одним из безусловных преимуществ цифровизации являетс...

Государственная служба как механизм государственного управления

Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Коррупция в сфере государственного управления

По утверждению автора статьи, предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных ин...

Проблемы учета, анализа и аудита в условиях экономической безопасности субъектов хозяйствования

В настоящее время количество внешних и внутренних опасных факторов, которые могут влиять на работу предприятий разных форм собственности, растет неукоснительно. Такое положение дел требует создания и введения, определенных мер, позволяющих обезопасит...

Информационная война в сети Интернет

В начале XXI века проблема информационной войны и информационной безопасности общества и людей, оказавшихся в ее сфере с новой силой, вышла на новый уровень. Такая ситуация стала возможной в связи с наступившей эпохой компьютеризации и повсеместным в...

Задать вопрос