Данная работа посвящена такой актуальной проблеме как противодействие коррупции. Проанализированы организация и осуществление общественного контроля как механизма в противодействии коррупции. Выявлены основные черты общественного контроля. Определены субъекты общественного контроля и формы участия граждан в осуществлении общественного контроля в области противодействия коррупции.
Ключевые слова: противодействие коррупции, общественный контроль, гражданское участие, Российская Федерация, органы власти.
Коррупция — это механизм, уничтожающий государственный строй Российской Федерации, систему принципов функционирования органов власти, все основополагающие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, а самое главное — веру людей, граждан, в правовое государство и не мнимую ценность их прав и свобод.
Как показывает нынешнее положение, Российскому государству необходимо о такое средство борьбы с коррупцией, которое не будет связано с федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Это может быть контроль за властью со стороны граждан и структур гражданского общества.
Актуальность данной темы можно понять, взглянув на судебную статистику по делам коррупционной направленности размещенной на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ [1], для наглядности сведенную в таблицу, приведенную ниже.
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Осуждено всего по составам коррупционной направленности |
17 334 |
16 607 |
15 562 |
17 851(по сумме граф 1–16) |
Анализируя показатели, представленные в таблице, мы можем понять, что уровень коррупции все еще держится на пике своего развития. При незначительном спаде количества вынесенных обвинительных приговоров с 2017 по 2019, резкий скачок в 2020 году. Что могло спровоцировать данное явление? Возможно, пребывание страны в условиях пандемии. Многие госструктуры перешли на дистанционный режим работы, что существенно снизило оперативность выполнения госуслуг, но запросы на предоставления разного вида государственный услуг от граждан, в некотором смысле, увеличилось. Это могло спровоцировать скачок коррупционных явлений, для обеспечения эффективного и оперативного решения вопросов. Так ли это? Вопрос остается открытым.
Важно изучить все механизмы борьбы с коррупцией, одним из которых и выступает общественный контроль во всех своих формах проявления. Попробуем отследить развитие такого механизма борьбы с коррупцией, как общественный контроль. Его организацию и осуществление через призму федерального закона, регламентирующего вопросы противодействия коррупции, а так же через послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, проанализировав, какое же место занимает механизм общественного контроля в противодействии коррупции в документах, наиболее понятных к восприятию народом нашей страны.
В ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] словосочетание общественный контроль встречается два раза. В первом случае, в ст.6, где указаны меры профилактики коррупции, одной из которых является развитие института общественного контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции. Во втором случает в ст.7, которая основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции выделила создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов. Казалось, для такого важного механизма контроля слишком мало сказано в нормативных актах. Но Президент Российской Федерации — В. В. Путин, все-таки выделяет данное явление особенно громко в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012 г., в котором прямо указывает, что необходимым условием действенной борьбы с коррупцией является активное гражданское участие и эффективный общественный контроль [3].
В послании Президента Совету Федерации Российской Федерации 01.03.2018 г., Владимир Владимирович упоминает о необходимом переводе практически всех госуслуг в режим реального времени, с помощью дистанционных сервисов. Цифровизация, по его словам, должна повысить прозрачность системы госуправления, а также сыграть мощным фактором противодействия коррупции [4]. Более ничего о противодействии коррупции не упоминается, но читая документ в разделе, затрагивающем вопрос коррупции, прослеживается словестная значимость личных качеств госслужащих, которые упоминает Президент, недопущение в работе по соображениям морали и совести, нечестной государственной службы. Президент, также, делает акцент на том, что необходимо вовлечение и продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах.
В посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 20.02.2019 [5], 15.01.2020 [6], 21.04.2021 [7] об общественном контроле и гражданском участии в противодействии коррупции, и о коррупции в целом не упоминается.
Рассматривая общественный контроль, как средство контроля власти, необходимо определить его черты, к которым можно отнести:
во-первых, что целью данного вида контроля будет являться защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
во-вторых, это управление и координация деятельности определенной категорией общества в решении поставленных задач;
в-третьих, выступает в качестве гаранта исполнения социальных норм, так как построен на выявлении нарушителя и привлечения его к ответственности и многие другие.
ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет следующие субъекты общественного контроля:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации [8].
Осуществление общественного антикоррупционного контроля заключается в проявлении участия граждан в противодействии коррупции в разнообразных формах. Такие формы перечислены в ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а именно:
1) Общественный мониторинг. Согласно ст.19, под общественным мониторингом в настоящем Федеральном законе понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Для реализации данной формы контроля необходима прозрачность и открытость в деятельности органов государственной власти всех уровней. Принятый ФЗ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [9] стал первым шагом к созданию основы для подобного мониторинга. В соответствии с принятым законом, каждый гражданин, общественные объединения и другие имеют право получить любую их интересующую информацию.
2) Общественная проверка, согласно ст. 20, — это совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
3) В ст.22, раскрывается понятие общественной экспертизы. Данная форма контроля заключается в проведении анализа соответствия решений и действий, законов и подзаконных актов, органов власти и их должностных лиц нормам Конституции РФ, международным актам о правах и свободах человека и гражданина и всего действующего национального законодательства.
4) Общественные (публичные) слушания закреплены в ст.25. Под данным видом слушания понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Заключительное направление общественного антикоррупционного контроля состоит в публичном предоставлении результатов проведенных проверок, экспертиз и иных форм общественного контроля власти и обществу.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо сделать вывод:
1) Несмотря на всю деятельность субъектов общественного контроля в рамках борьбы с противодействием коррупции, не представляется возможным полностью искоренить данный механизм, не только из-за его устойчивого закрепления, но также из-за проблем, стоящим на пути борьбы с коррупцией.
2) Сложно говорить об общественном контроле как наилучшем способе противодействия коррупции, так как он не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать власти совершать необходимые обществу действия.
Общественный контроль является хорошим механизмом регулирования в процессе борьбы с коррупцией, его существование свидетельствует о степени развития гражданского общества, но у данного вида контроля недостаточно урегулированы полномочия, все его действия и решения носят только диспозиционный характер, поэтому целесообразно наделить данные субъекты инструментом принуждения, выработать санкции и найти средства финансирования.
Литература:
- См.: Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности [Электронный ресурс]// URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=216 (Дата обращения: 09.06.2021).
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «О противодействии коррупции»// Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1) Ст. 6228.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Российская газета. № 287. 13.12.2012.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46. 02.03.2018.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. № 38. 21.02.2019.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. № 7. 16.01.2020.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 // Российская газета. № 87. 22.04.2021.
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1) Ст. 4213.
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ. 2009. № 7 Ст. 776.