Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболее приближенного к народу. Уделяется внимание статистике зарегистрированных дел коррупционного характера, определяется значение ОВД, рассматриваются задачи и полномочия ГУЭБиПК МВД, осуществляемые в рамках противодействия коррупции. Приводятся меры и способы, которые могут быть результативными и эффективными при осуществлении их органами внутренних дел в борьбе с экономическими преступлениями.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупции, органы внутренних дел, ГУЭБиПК, экономическая безопасность.
Коррупция — общественная и государственная проблема, которая преследует Россию, а также и другие государства, с момента их становления. Эта проблема по сей день является актуальной и требует масштабных усилий для минимизации. Коррупция является не только преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и преступлением остросоциального типа, так как простые граждане это те, кто в первую очередь ощущает последствия данной ситуации вследствие дефицита бюджета и последующего его неверного распределения. Отсюда же вытекают и результаты: неэффективное распределение бюджетных средств, которые могут затрагивать все сферы жизнедеятельности человека, нарушение деятельности в государственных и региональных, муниципальных органах власти, рост уровня преступности и закрепление представлений о безнаказанности, нестабильность взаимоотношений государства и граждан, выражающееся в недоверии граждан к органам власти и должностным лицам. Именно для ликвидации подобных и других значимых последствий коррупции Россия старается вести активную борьбу с этим недугом. К примеру, направление деятельности федеральных органов исполнительной власти для выявления фактов коррупции и последующее раскрытие коррупционных правонарушений.
Согласно Указу Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (п. 25) [1] искоренение коррупции — это национальный интерес Российской Федерации, а экономическая безопасность — национальный приоритет. Таким образом, в наше время одна из основных задач всех уполномоченных органов — это противодействие коррупции. В этом плане органы и подразделения внутренних дел относятся к одному из ключевых субъектов обеспечения экономической безопасности.
Органы внутренних дел (Далее — ОВД) входят в единую централизованную систему МВД России и включают в себя полицию. Участие ОВД в противодействии коррупции является много значимым и определяющим. Так, всего за 7 месяцев 2022 года зарегистрировано 24613 дел коррупционной направленности [2]. 76,8 % криминальных деяний коррупционной направленности в январе-июле 2022 года выявлено сотрудниками органов внутренних дел — этот показатель на 2,2 % выше, чем год назад [3]. Эта статистика раскрывает роль ОВД в осуществлении установленных задач.
В обширном составе ОВД числится центральный аппарат МВД, который включает в себя главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Именно ЭБ и ПК занимает ключевое положение в сфере борьбы с коррупцией и вносит обширный вклад в решении поставленных перед ним вопросов. При этом, задачи ГУЭБиПК МВД можно разделить на: [4, с. 63]
- Оперативно-розыскные
- Предупредительно-профилактические, как меры реагирования на сведения о коррупционных преступлениях, получаемые сотрудниками органов внутренних дел.
- Организационно-методические. А именно: определение приоритетных направлений деятельности и координация территориальных органов внутренних дел МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России в сфере противодействия коррупции.
Таким образом, для осуществления такого внушительного контроля и реагирования на возникающие моменты нарушения законодательства, сотрудники ОВД и ЭБ и ПК, в частности, наделены соответствующими полномочиями начиная от использования существующего широкого спектра оперативно-розыскной деятельности заканчивая возможностью сотрудничества с государственными органами власти, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами. Потому органы внутренних дел стараются поддерживать взаимодействие с иными субъектами противодействия коррупции и наоборот.
Государственная власть в Российской Федерации с каждым годом стремится развивать законодательство по вопросам противодействия коррупции, принимаются меры по увеличению субъектов противодействия коррупции в рамках своих полномочий. Однако, несмотря на такую кооперацию всех ветвей власти коррупция продолжает присутствовать в стране как насущная проблема и одни лишь органы внутренних дел не способны справляться с этой задачей так, как они делают это сейчас.
Органы внутренних дел как орган, имеющий одну из основных задач — выявление и раскрытие преступлений носящих экономических характер, должны выражать наибольшую заинтересованность по применению мер профилактики коррупционных явлений, задачами которой выступают изменение негативных форм поведения личности на социально одобряемое, а также недопущение с ее стороны совершения преступлений [5] в особенности совершения противоправных деяний экономического характера.
Наиболее результативным и эффективным может стать антикоррупционное взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением на муниципальном уровне. На данном уровне целесообразно использовать возможности образовательных организаций для проведения ознакомительно-разъяснительной работы со старшеклассниками и их родителями, со студентами колледжей и вузов [6]. Исходя из этого же, развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции, согласно с Федеральным Законом [7], могло бы стать значительным вкладом по профилактике коррупции, но при условии, если эти институты будут действовать согласно принципам законности.
Также для борьбы с коррупцией важна публичная и открытая деятельность сотрудников ОВД. Постоянное взаимодействие со СМИ, публикация новостей о совершении коррупционного преступления и их распространение, позволяет привлечь внимание граждан к данной проблеме, а также может нести и просветительский характер среди населения с низким уровнем правовых знаний.
Подводя итоги, хочется отметить, что органы внутренних дел являются более нагруженной системой, тем более, когда противодействие коррупционной преступности и обеспечение экономической безопасности имеет преимущественную роль. При том, используемые меры профилактики и меры предупреждения коррупции являются туго исполняемыми и малоэффективными, что работает в ущерб исполнительным органам власти. Тогда, главной остается задача о соблюдении основных принципов противодействию коррупции, которые закреплены в ст.3 Федерального Закона «О противодействии коррупции» [7]. Соблюдение указанных принципов и, конечно же, осознание физическими и юридическими лицами в неотвратимости уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, позволит привести экономические преступления к минимизации и (или) ликвидации в последующем.
Литература:
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Статистика по коррупции в России 2022. Данные за январь-июль от МВД. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://komiss-korrup.ru/статистика-по-коррупции-в-россии-2022/ (дата обращения: 07.12.2022)
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-июль 2022 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/31904956 (дата обращения: 07.12.2022).
- Организация противодействия коррупции: учебное пособие / Н. Э. Мартыненко и др.; под. общ. науч. руков. В. Ф. Цепелева. — М.: Академия управления МВД России, 2020. — 100 с.
- Борин Б. В. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений / Б. В. Борин, Я. Г. Ищук // Пробелы в российском законодательстве. 2017. N 3. С. 381–386. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-operativno-rozysknoy-profilaktiki-prestupleniy/viewer (дата обращения: 09.12.2022).
- Ильичев И. Е. МВД России в системе противодействия коррупции // ППД. 2019. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mvd-rossii-v-sisteme-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 08.12.2022).
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «О противодействии коррупции» // СПС КонсультантПлюс.