В данной статье автором рассматриваются кадровые и организационные меры, направленные на предупреждение распространения коррупции в правоохранительных органах. На примере органов внутренних дел автор формирует ряд предложений по совершенствованию кадровой политики, а также принятию управленческих решений, которые позволят если не искоренить, то хотя бы уменьшить количество коррупционных правонарушений.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, кадровая политика, коррупционная преступность, правонарушение, профилактика коррупции, предупреждение коррупции.
Помимо политических, социально-экономических и финансовых мер профилактики коррупционной преступности в органах внутренних дел, важное значение имеют организационные и кадровые меры.
Уже начиная с обучения в вузе, несомненно, существует необходимость формирования антикоррупционного поведения у обучающихся.
Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует оценивать как систематический процесс, включенный в каждодневную учебную деятельность. Таковое стоит реализовывать формальным и неформальным способами. Формальное воспитание представляет собой включение в общеобразовательные программы вуза антикоррупционного воспитания. Неформальное же воспитание подразумевает непосредственно мероприятия по патриотическому воспитанию, экскурсии, конференции, разные виды внеучебной практики.
Антикоррупционное воспитание в высшем образовательном учреждении МВД России, несомненно, является одним из самых важных направлений антикоррупционной стратегии государства, способствующим формированию у молодых сотрудников органов внутренних дел понимания, что коррупция является недопустимым и противоречащим нормам морали деянием, а также неприятия к коррупционным преступлениям.
После обучения в высшем учебном заведении граждане планируют устроиться, непосредственно, на службу и здесь уже сразу должны реализовываться меры профилактики коррупционной преступности.
Во-первых, должно быть улучшено качество отбора кадров, где главными качествами для приема на службу должны быть высокие нравственные установки и повышенная стойкость и выдержка. Недопустимо принимать граждан на службу по признаку родственных связей, за дачу взятки, а также лиц, преследующих корыстные цели.
Должны, непременно, устанавливаться специальные требования к лицам, претендующим на вакантные должности в системе органов внутренних дел.
Несомненно, должна быть усовершенствована расстановка кадров. Она должна исходить исключительно из профессиональных качеств сотрудников, так же, как и отбор на службу.
Деятельность подразделений собственной безопасности в области контроля и подбора и расстановки кадров также требует особого внимания: данное обстоятельство обусловлено существенным ухудшением качественных характеристик поступающих на службу кандидатов [2].
Достойным служащим органов внутренних дел, которые заслуживают доверия и зарекомендовали себя только с положительной стороны, должен быть обеспечен карьерный рост. В таком случае сотрудники органов внутренних дел будут видеть перспективы на службе и дорожить ею, что в какой-то степени предотвратит коррупционные преступления.
Важной мерой профилактики будет также являться установление порядка взаимодействия кадровых служб и контролирующих органов непосредственно при проверке достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемыми сотрудниками органов внутренних дел и претендентами на службу.
Следующей мерой профилактики коррупционной преступности будет являться совершенствование системы и структуры органов внутренних дел.
Органы внутренних дел выполняют множество избыточных функций, то есть один из путей усовершенствования будет — освобождение сотрудников органов внутренних дел от избыточных функций [1].
Также путями усовершенствования будет являться непосредственно концентрация усилий на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств, законодательное закрепление единых подходов к оценке деятельности органов внутренних дел в сфере осуществления уголовного преследования и повышение уровня открытости органов внутренних дел, их доступности для внешнего государственного и общественного контроля.
В настоящее время вводятся дополнительные методы контроля за сотрудниками органов внутренних дел. К примеру, применяется практика применения различных средств технического слежения для наблюдения за деятельностью сотрудников.
Так, каждый патрульный автомобиль подразделений ГИБДД сейчас оснащается средствами видеонаблюдения, а также расширяется сфера деятельности посредством электронных услуг, что свидетельствует о фактическом отстранении сотрудников ГИБДД от прямого контакта с гражданами. Так как в случае прямого контакта с гражданами существует наибольшая вероятность совершения коррупционного преступления сотрудником.
Кроме того, необходимым является улучшение административно-правового механизма работы с обращениями граждан, которые содержат в себе информацию о фактах коррупции в органах внутренних дел.
Также очень важной мерой профилактики будет являться реальный, а не формальный контроль за доходами и имуществом сотрудников [3].
Если говорить о наставнической деятельности в органах внутренних дел, то следует устранить формализм при ее проведении.
Наставники должны непременно оказывать помощь в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления служебной деятельности, содействовать выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам, формировать активную гражданскую и жизненную позицию сотрудников (стажеров), развить ответственное и сознательное отношения к службе, оказывать моральную и психологическую поддержку сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей, развивать у сотрудников (стажеров) интерес к служебной деятельности, а также принимать меры по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников (стажеров) [4].
Следует активизировать работу по формированию у служащих негативного отношения к коррупции, с помощью привлечения общественных объединений с уставными задачами на участие в противодействии коррупции, и иные институты гражданского общества, а также, что, несомненно, важно, предавать гласности каждый установленный факт коррупции в органах внутренних дел.
Постоянно необходимо обращать внимание руководителей подразделений органов внутренних дел непосредственно на исполнение ряда разъяснительных, организационных и других мер по соблюдению служащими запретов и ограничений, а также по выполнению ими обязанностей, установленных для противодействия коррупции; проведение мероприятий основанных на формировании у сотрудников отрицательного отношения к подаркам на службе в связи с их должностным положением или в связи с выполнением служебных обязанностей; осуществлять контроль и проверку в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и применять меры ответственности по каждому случаю несоблюдения запретов, ограничений, неисполнения обязанностей, установленных для противодействия коррупции, нарушения ограничений, относительно получения подарков и порядка их сдачи.
Также следует выработать и внести единую систему осуществления контроля антикоррупционной работы, включая отдельные направления, ввести проведение семинаров с сотрудниками по профилактике коррупционных преступлений по обмену опытом в сфере противодействия коррупции каждый год.
Важной мерой предупреждения непременно выступает и индивидуальная профилактика. Она представляет собой такую деятельность, которая выражается в выявлении лиц, склонных к совершению преступлений, в их изучении и оказании на них воздействия, обеспечивающего устранение криминальных личностных черт.
Способы индивидуального профилактического воздействия имеют главное значение в предупреждении коррупционных и иных правонарушений, применяются к каждому отдельному сотруднику органов внутренних дел и носят как открытый, так и негласный характер [5].
Квалифицированные индивидуальные мероприятия являются не только более действенными с точки зрения получения нужной информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют достоверно, объективно и подробно изучить лицо, подвергаемое профилактике, его взгляды на восприятие мира, интересы, наклонности, увлечения, круг и мотивы общения, планы на будущее, лиц, имеющих на него влияние.
Также, непременно, следует разнообразить формы проведения досуга сотрудников органов внутренних дел, так как преступления коррупционной направленности могут совершаться и во внеслужебное время. Для этого нужно создать мероприятия, которые бы способствовали удовлетворению разносторонних творческих интересов сотрудников и реализации их возможностей за рамками служебной деятельности или учебного процесса.
Предупреждение коррупции в органах внутренних дел, несомненно, должно иметь приоритет перед репрессивными мерами борьбы с этим явлением, так как лучше предпринять все возможные меры для предотвращения коррупционного преступления, чем потом устранять последствия, причиненные им.
Безусловно, меры по противодействию коррупции не могут дать моментального результата. Коррупция и коррупционные преступления как ее составляющая, имеют многовековую историю, и надеяться на позитивные изменения в ближайшие годы было бы не правильным, но если прилагать все возможные усилия, то через какое-то время (пусть и не самое ближайшее) может получиться искоренить коррупционную преступность в органах внутренних дел.
Литература:
- Багмет, М. А. Преступность сотрудников органов внутренних дел / М. А. Багмет // Российский следователь. — 2017. — № 22. — С. 28–36.
- Белозеров, Б. П. Правовое государство и коррумпированная власть: Российская действительность / Б. П. Белозеров // Клио. — 2013. — № 5 (77). — С. 127–133.
- Беляева, О. В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел современной России / О. В. Беляева // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 6. — С. 9–13.
- Гетман, И. Б. Особенности организации деятельности полиции в системе обеспечения экономической безопасности / И. Б. Гетман // Современное общество и власть. — 2017. — № 2 (12). — С. 57–61.
- Городинец, Ф. М. Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников внутренних дел России / Ф. М. Городинец, Е. В. Стебнева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 1 (53). — С. 139–144.