The article examines the current problem of corruption and abuse of power in law enforcement agencies. The main causes and forms of these negative phenomena, as well as their consequences for the state and society, are analyzed. Comprehensive solutions are proposed, including legal, organizational and social measures.
Keywords: corruption, abuse of power, law enforcement agencies, anti-corruption, public control, ethics.
В современном правовом государстве правоохранительные органы являются ключевым институтом, обеспечивающим безопасность, защиту прав и свобод граждан. Однако именно их особый статус, монополия на применение силы и широкие властные полномочия создают потенциальные условия для коррупционных злоупотреблений. Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды [1]. Проблема коррупции и злоупотребления властью в органах внутренних дел, следственных комитетах и прокуратуре подрывает авторитет государственной власти, дискредитирует правосудие и представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности [3, с. 55].
Коррупция в правоохранительной системе имеет многообразные формы проявления: от мелких бытовых взяток до системного сращивания с организованной преступностью. Наиболее типичными проявлениями являются: незаконное прекращение уголовных дел, фальсификация доказательств, вымогательство, лоббирование интересов коммерческих структур, «крышевание» незаконного бизнеса. Эти действия не только нарушают принципы законности и справедливости, но и напрямую затрагивают конституционные права граждан, гарантированные статьей 46 Конституции РФ — право на судебную защиту и доступ к правосудию [2].
Причинами столь устойчивого существования коррупции являются как системные, так и личностные факторы. К первым относятся: низкий уровень материального обеспечения сотрудников, особенно низшего звена; высокий уровень закрытости и корпоративной солидарности, препятствующий разоблачению нарушений; сложность и запутанность процессуальных процедур, позволяющие чиновнику манипулировать процессом; недостаточная эффективность ведомственного и прокурорского надзора. Ко вторым — низкий морально-этический уровень отдельных сотрудников, правовой нигилизм и карьерные амбиции, достигаемые неправомерными методами [4, с. 46].
Для эффективного противодействия данным негативным явлениям необходим комплекс системных мер, направленных на устранение как причин, так и последствий.
1. Совершенствование правового и организационного механизма:
– ужесточение ответственности: Введение более строгих санкций за коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, с учетом их особого статуса.
– прозрачность кадровой политики: внедрение комплексных проверок (включая полиграф и оценку имущественного положения) не только при приеме на службу, но и при назначении на вышестоящие должности. Создание эффективного института декларирования расходов.
– оптимизация процедур: максимальная цифровизация административных и процессуальных услуг (подача заявлений, получение справок), что минимизирует контакт гражданина и чиновника и снижает возможность вымогательства.
2. Формирование антикоррупционной культуры и этики:
– реформирование системы обучения: внедрение в программы профессиональной подготовки и повышения квалификации обязательных курсов по антикоррупционному праву, служебной этике и психологическому противодействию коррупционным рискам. Использование кейс-методов и тренингов на основе реальных ситуаций.
– поощрение добросовестности: создание системы материальных и нематериальных стимулов для сотрудников, обладающих безупречной репутацией и проявляющих высокую профессиональную стойкость.
3. Развитие общественного и внешнего контроля:
– общественные советы: наделение существующих при правоохранительных ведомствах общественных советов реальными полномочиями по проведению независимых проверок и запросу информации.
– СМИ и гражданское общество: создание защищенных и удобных каналов для обращения граждан (в том числе анонимных) с сообщениями о фактах коррупции. Развитие практики общественного мониторинга с помощью современных технологий [5, с. 64].
Таким образом, проблема коррупции в правоохранительных органах является комплексной и требует не разовых кампаний, а последовательной и долгосрочной государственной политики. Борьба с ней должна вестись одновременно по трем направлениям: ужесточение ответственности и контроля, повышение материального и социального статуса сотрудника и формирование в ведомстве нетерпимости к любым формам злоупотребления властью. Только такой подход позволит восстановить и укрепить доверие общества к правоохранительной системе, что является фундаментальным условием ее эффективного функционирования в правовом государстве.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 25.09.2023) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».
- Конституция Российской Федерации (ред. от 04.10.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
- Астанин В. В. Актуальные проблемы противодействия коррупции в России: криминологические и уголовно-правовые аспекты // Lex russica. 2019. № 5. — С. 54–65.
- Капинус О. С., Дюкова А. С. Коррупция в правоохранительных органах: причины и меры противодействия // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. — С. 45–48.
- Саулин А. В. Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции в органах внутренних дел // Российский следователь. 2021. № 8. — С. 62–66.

