В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.
Ключевые слова: субъекты антикоррупционной деятельности, антикоррупционная деятельность, борьба с коррупцией, стратегия, преступность.
Эффективность антикоррупционной деятельности может быть обеспечена при условии её качественной организации уполномоченными субъектами. Поэтому для противодействия преступным махинациям создаётся система компетентных органов [2].
Можно выделить определённые критерии, которым должно отвечать ведущее звено, противодействующее осуществлению недобропорядочных деяний в правоохранительных ведомствах:
1) профессиональная готовность;
2) минимальная степень коррупциогенной пораженности самого противоборствующего института;
3) психологическая готовность к производству противокоррупционной деятельности;
4) осознание значимости производимых действий для обеспечения политической и социальной стабилизации всего противокоррупционного процесса.
Субъекты антикоррупционного процесса — должностные лица и ведомства, уполномоченные законом, подзаконными актами на реализацию действий, направленных на предупреждение, реагирование, устранение коррупционных проявлений в подразделениях внутренних дел.
Участниками данного процесса выступают лица и организации, вовлеченные в область противокоррупционных мероприятий. Это вовлечение производится субъектами данных профессиональных действий, а цель такого вовлечения — оказание содействия в пресечении противоправных коррупционных махинаций в аппарате МВД.
На основе анализа положений статьи Федерального закона «О противодействии коррупции» можно выделить ряд сторон противокоррупционного процесса в Российской Федерации:
1) Президент РФ. Этот участник определяет основные направления госполитики в области пресечения исполнения коррупционных деяний, а также компетенции государственных институтов исполнительной власти, которыми он руководит;
2) Федеральное Собрание РФ. Оно разрабатывает и принимает Федеральные законы в сфере противодействия злоупотреблениям служебным положением, а также в пределах собственных полномочий контролирует функционирование структур исполнительной власти;
3) Правительство РФ, Данный участник распределяет функции между общенациональными институциями исполнительных органов управления в части пресечения реализации преступных махинаций;
4) Федеральные органы власти, учреждения управления субъектов РФ и структуры местного самоуправления. Они препятствуют осуществлению преступных деяний в пределах собственных полномочий;
5) Учреждения по координации работы в сфере пресечения исполнения рассматриваемых злоупотреблений. Эти участники формируются для координации функционирования различных уровней руководства государством в части противокоррупционного процесса. Они включают представителей общегосударственных и региональных структур государственного управления, а также могут включать иных лиц;
6) Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Данные участники в пределах собственных полномочий производят координацию работы российских подразделений внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных ведомств в сфере противокоррупционной деятельности. Они также могут исполнять и другие полномочия в данном направлении, если это определено общегосударственным законодательством;
7) Счетная палата РФ. Она реализует собственные полномочия в части обеспечения антикоррупционных действий и обеспечивает их согласно Федеральному закону от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1].
Ещё одной стороной противокоррупционного процесса можно назвать Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Среди его задач можно отметить следующие задачи:
1) подготовка предложений Президенту РФ в части обеспечения государственной политики в исследуемом направлении;
2) координирование функционирования общегосударственных и региональных институтов исполнительной власти, структур местного самоуправления в части реализации положений государственной политики в этой сфере;
3) производство контроля исполнения мер в рамках Национального плана противодействия коррупции.
Характеризуя профессиональную работу в сфере борьбы со злоупотреблениями служебным положением в управлениях внутренних дел, можно выделить ряд субъектов:
1) подразделения уголовного розыска органов МВД РФ. Они пресекают организованные преступные деяния общеуголовного характера;
2) подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел РФ. Они пресекают реализацию наказуемых злоупотреблений и организованных противоправных деяний экономического характера;
3) подразделения собственной безопасности;
4) отделы предварительного расследования;
5) подразделения, прямо противостоящие организованной преступности и осуществлению коррупционных злоупотреблений.
Производство любых преступных деяний в органах внутренних дел несёт особую опасность для государства и общества. Поэтому подразделением, координирующим оперативно-служебную активность МВД России в данной сфере, стал Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом
На его основе в 2005 году была образована координационная группа МВД РФ по противодействию осуществлению коррупционных действий.
Согласно Указу Президента РФ от 01.03.2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» противоборство исполнению наказуемых действий и борьба с организованной преступностью экономического характера возложены на Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД РФ) [3].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в нынешних условиях субъекты антикоррупционной деятельности в отечественных управлениях МВД вынуждены производить поиск новых форм и механизмов воспрепятствования осуществлению преступных махинаций. Это объясняется несовершенством текущих результатов.
Ключевые задачи по данному направлению — профилактика дальнейшего коррумпирования ведомств внутренних дел и сокращение уровня коррупциогенного воздействия на их сотрудников.
Представляется, что данные действия будут эффективны и результативны только при условии надлежащего объединения усилий и средств различных государственных правоохранительных и иных институций для повышения эффективности противокоррупционного процесса.
Литература:
- Богучарская, В. А., Бронштейн, Н. В., Охотский, И. Е. Антикоррупционная стратегия в контексте формирования России как социального правового государства / В. А. Богучарская. Н. В. Бронштейн, И. Е. Охотский. — Москва: МГИМО, 2021–95 с.
- Головщинский, К. Диагностика коррупциогенности законодательства / Под. ред. Н. Сатарова, М. Краснова. — Москва, 2020. — 60 с.
- Гончаренко, Г. С. Предпосылки коррупции и коррупционной преступности / Г. С. Гончаренко // Российская юстиция. — 2023. — № 9. — С. 50–54.