К сожалению, действующая система управления государством на всех уровнях подвержена риску коррупционных схем, что обусловлено сложной системой факторов и условий экономического, нравственного, идеологического и другого характера, а также недостатками в системе организации осуществления публичного управления в государстве, в том числе на местном уровне, в частности, отсутствием эффективной системы противодействия коррупции.
Поэтому антикоррупционная политика государства должна быть направлена на разработку и реализацию комплекса мер по устранению (или по крайней мере минимизации негативного влияния) причин и условий коррупции; выявлению лиц, допускающих или склонных к совершению коррупционных правонарушений, предупреждению их коррупционного поведения, повышению доверия народа к государственным органам власти.
Такие общественные процессы как антикоррупционная борьба и их проявления во всех сферах деятельности не может не коснуться предпринимательства. Кроме того, зачастую затрагиваются интересы не только руководителей предприятий, которые непосредственно имеют отношение к коррупции, но и у лиц с опосредованным отношением по данному делу.
Необходимыми условиями эффективной антикоррупционной политики являются [3]:
– «…наличие жесткой политической воли в проведении бескомпромиссной борьбы с коррупционными проявлениями в стране;
– широкая поддержка обществом государственных инициатив в сфере борьбы с коррупцией, наличие активной позиции большинства граждан, их нацеленность на борьбу с коррупцией;
– научная обоснованность принимаемых антикоррупционных мер, глубокое и всестороннее изучение международного опыта в этой сфере;
– комплексность применяемых мер».
Анализ деятельности государства по профилактике коррупции позволяет сформулировать следующие блоки проблем, на которые должны быть направлены меры антикоррупционной политики:
Во-первых, устранение юридических препятствий. «На сегодняшний день государством планомерно реализуются меры обеспечения доступности как самих государственных и муниципальных услуг, так и информации о них, созданием административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг» [4];
В-вторых, меры предотвращения практики «закрытых дверей», под которой понимается бюрократическое поведение государственных и муниципальных служащих и должностных лиц;
В-третьих, борьба с судебной волокитой. Данные проблемы должны быть решены путем повышения юридической грамотности населения и снижения загруженности российских судов;
В-четвертых, «недопущение неформальных отношений и связей представителей власти с субъектами правоотношений, когда они выступают в качестве стороны дела или заявителей» [5];
В-пятых, противодействие взяточничеству, которое порождает корпоративную безответственность, когда служащие и должностные лица выполняют свои функциональные обязанности только после получения незаконного вознаграждения.
Меры антикоррупционной политики имеют объективные и субъективные индикаторы [2]:
– «…сознательное обеспечение тайны коррупционных связей, то есть противодействие со стороны лиц, которые напрямую не связаны с коррупционным поведением;
– противодействие со стороны лица, совершившего коррупционное правонарушение, то есть активные противоправные действия, приводящие к невозможности установления истины по делу;
– временная отдаленность самого коррупционного правонарушения от его расследования, что объективно негативно влияет на способность участвующих в деле лиц вспомнить конкретные обстоятельства дела, детали события, сохранность вещественных доказательств и др.;
– по целому ряду расследований коррупционных преступлений возникает необходимость не только в проверке законности действий коррупционеров, но и в принятии мер к восстановлению законности».
Учитывая специфический характер коррупционной преступности, представляется правильным согласиться с тем, что необходима разработка специальных программ подготовки кадров, узкоспециализированных по раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений [4, c. 180].
Меры антикоррупционной политики не являются один раз разработанными и не подверженными изменениям, поэтому без постоянного пересмотра и коррекции, в зависимости от изменений внутренней и внешней государственной среды невозможно добиться снижения коррупции и повышения качества жизни населения.
Литература:
- Задачи органов внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений: учебно-практическое пособие / под ред. Н. В. Голубых. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018. — 29 с.
- Проблемы предупреждения коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие / отв. ред. к.ю.н., доцент Н. В. Голубых. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. — 159 с.
- Богатова Е. В., Стебенева Е. В. Актикоррупционная политика в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — с. 70–72.
- Клюковская И. Н., Пинкевич Т. В. Методологические подходы к определению индикаторов эффективности правозащитного и правоприменительного направлений реализации антикоррупционной политики // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 4. — с. 179–185.
- Иксанов Р. А., Галеева Э. З. Проблема коррупционных правонарушений в современной России. Пути ее предотвращения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 1. — с.58.