В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем коррупции среди государственных служащих и сотрудников ОВД.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, полиция, противодействие, государственная служба, коррупционный риск, ответственность, исполнительный орган, административно-правовые средства, государственное управление
The article deals with the key issues of counteraction against corruption in law-enforcement bodies. Taking into account the changing social and economic conditions and the formation of the anticorruption legislation the recommendations on the effective tackling of the problems of corruption among civil and law-enforcement officers are given. Keywords: federal law, law-enforcement bodies, corruption, prevention, addressing, departmental reaction, law and order.
Keywords: corruption, internal affairs agencies, the police, the opposition, civil service, corruption risk, responsibility and executive authority, administrative and legal means, public administration
В целях повышения эффективности государственного управления, претворения в жизнь антикоррупционной политики, в Российской Федерации разработана и функционирует система нормативных правовых актов, обеспечивающих предупреждение коррупции в политической, правовой, служебной, социальной и идеологической сферах.
Сегодня можно видеть интенсивно развивающееся российское законодательство о противодействии коррупции. Приняты Федеральные законы: от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и др.
Коррупция в органах внутренних дел имеет социальные корни, и, следовательно, представляет собой социальное явление, а точнее — явление антисоциальное, которое самой сутью своего существования, а также своими последствиями причиняет весьма серьезный, а порой и невосполнимый ущерб всему обществу а в конечном счете — каждому человеку, независимо от того, состоит он на государственной службе или нет. Вследствие коррупции подавляющая часть населения нашей страны вытесняется из устоявшейся системы социальной защиты и обеспечения, а также все более отдаляется от целого ряда бесплатных государственных услуг и сервиса. Все это вызывает негодование в обществе, а также весьма серьезную озабоченность, особенно со стороны малообеспеченных и слабо защищенных с правовой точки зрения слоев населения нашей страны. Коррупция же в правоохранительных органах в целом и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку вследствие коррупции устраняются субъекты, призванные вести борьбу с этим негативным социально-правовым явлением, поразившим в настоящее время практически все органы государственной власти и управлении.
Правовую основу противодействия коррупции в системе МВД России составляют вышеперечисленные законодательные акты, а также ведомственные нормативные документы, которые определяют порядок предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в сфере внутренних дел.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором определены понятия «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции», меры по профилактике коррупции и основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 во исполнение Закона о коррупции и в целях объединения усилий органов власти и местного самоуправления, общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции утверждена новая национальная стратегия «Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы» [7].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [5], обозначены политические меры противодействия коррупции в России и определены основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Стратегией предусмотрено повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой системы профилактики правонарушений, снижение уровня коррумпированности и криминализации общества.
Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы [8] утвержден одноименный Национальный план, который также направлен на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.
В настояний момент действует подписан новый Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» [9]. Кроме того, внесены изменения в указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» [6].
В целях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и разрабатываемых проектах, и их последующего устранения, 17 июля 2009 г. был принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1]. Указанный законодательный акт содержит основания и процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Немаловажное значение в борьбе с коррупцией играют федеральные законы и ведомственные приказы, которые регламентируют правовую и организационную основу деятельности органов внутренних дел, а также наделяют определенными полномочиями государственные органы, общественные организации и физических лиц в сфере осуществления контрольных функции за деятельностью ОВД.
Сотрудникам полиции, как государственным служащим, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей разрешено получать обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ). Но если вручение «подарка» предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде «подарка», его следует квалифицировать как подкуп (взятка). Причем в ст. 575 ГК РФ речь идет о подарке, а в ст. 290 УК РФ — о незаконном вознаграждении (взятке). Разграничение между подарком и взяткой необходимо проводить по мотивации дарения. Подарок вручается человеку, в том числе должностному лицу, за его морально-нравственные, профессионально-этические качества и не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия. Взятка же вручается должностному лицу за желательное для дарителя или представляемого им лица поведение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Мы согласны с мнением ученых [10], которые считают, что в силу неоднозначности правовых норм, регулирующих юридические последствия в виде наступления юридической ответственности, в том числе дисциплинарной, государственных служащих за нарушение вышеуказанной нормы и в целях устранения противоречивости регулирования этих отношений требуется внесение изменений в ст. 575 ГК РФ в части исключения возможности любого дарения государственным служащим подарков, если это можно связать с исполнением ими служебных обязанностей в интересах дарителя. Сюда не относятся случаи, когда подарки вручаются в связи с официальными протокольными мероприятиями. Эти подарки должны быть переданы в соответствующие финансовые службы страны. Однако впоследствии эти подарки могут быть выкуплены одаряемым в установленном порядке.
Справедливости ради следует отметить, что именно такой позиции придерживается Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), рекомендуя Российской Федерации искоренить в сфере государственного управления практику получения ценных подарков в любой форме и рассмотреть возможность устранения правового обоснования для получения таких подарков на основе ст. 575 ГК РФ.
Независимо от размера, незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействие) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях:
1) если имело место вымогательство этого вознаграждения со стороны должностного лица;
2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа и обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица, попустительство или покровительство с его стороны, т. е. его «встречное обязательство».
В тех же случаях, когда вознаграждение должностному лицу носит характер подарка, оно становится взяткой, когда вручено должностному лицу не в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом размер вознаграждения не имеет значения для признания содеянного преступлением, за исключением случаев, подпадающих под действие ч. 2 ст. 14 УК [11].
Анализ состояния коррупции в полиции показывает, что огромное количество преступлений укрывается. Заявления не принимаются, а если под давлением потерпевших их принимают, то они в дальнейшем не регистрируются. Назрела необходимость, по нашему мнению, УК РФ дополнить нормой, предусматривающей ответственность за укрытие преступлений.
Причем, по нашему мнению, ответственность за укрытие преступлений по степени общественной опасности должна соответствовать наказанию за совершение служебного подлога, то есть внесения должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, предусмотренного ст. 292 УК РФ.
Однако считаем, что лишение свободы в данном случае не соизмеримо с опасностью деяния. Кроме того, условием наступления ответственности за укрытие преступлений должно быть, как и при совершении служебного подлога — совершение из корыстной или иной личной заинтересованности.
Таким образом, предлагается УК РФ дополнить нормой, предусматривающей ответственность за укрытие преступления, в виде ст. 292.2 «Укрытие преступлений» следующего содержания:
«Укрытие должностным лицом преступления, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев».
В целях противодействия коррупции именно в полиции законодателем приняты специальные целевые антикоррупционные положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции» и п. 14 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник полиции обязан уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
При этом сокрытие фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником полиции (п. 14 ч. 2 ст. 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); п. «л» ч. 3 ст. 34 Положения ОВД).
К сожалению, в ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и ФЗ «О полиции» не нашлось места положению, согласно которому сотрудник полиции обязан уведомлять о ставшей ему известной коррупционной деятельности вышестоящее руководство, органы прокуратуры РФ или любые другие государственные органы о ставшей ему известной коррупционной деятельности своих коллег и непосредственного руководства.
Исходя из изложенного, и не отрицая сложившуюся достаточно широкую правовую антикоррупционную основу, необходимо признать, что в этих нормативных актах отсутствует наступательность и нетерпимость к любым коррупционным проявлениям.
Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленного в конечном итоге на борьбу с коррупцией, в том числе среди полицейских. В ГК РФ предложено внести изменение в ст. 575 ГК РФ в части исключения возможности любого дарения подарков государственным служащим. УК РФ предложено дополнить ст. 292.2 «Укрытие преступлений», с тем, чтобы сотрудники полиции несли ответственность за укрывательство коррупционных преступлений.
Существует необходимость использования уголовно-правового компромисса в целях изобличения взяточников, для чего предлагается дополнить ст. 290 УК РФ примечанием 3 следующего содержания: «Лицо, добровольно прекратившее свою преступную деятельность и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. Ст. 3609.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции № 285 ФЗ от 3.07.2016) // Российская газета. 2008. № 4823 (0).
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» // Российская газета. 2011. № 5651 (275).
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 172-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 5104 (25).
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
- Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.
- Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1729.
- Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации.2016. № 14. Ст. 1985.
- Кудашкин А. В. Подарок или взятка: вот в чем вопрос?! Вопросы квалификации при совершении военнослужащими коррупционных правонарушений // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2010. № 3. С. 8–13.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. И. Чучаева. М., 2010. С. 515.